Фундаментальные детерминанты и последствия консьюмеризма в современных капиталистических обществах
- Авторы: Гончаров Н.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2020)
- Страницы: 778-789
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322884
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-778-789
- ID: 322884
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблематике консьюмеризма, который охватывает практически все сферы общественной жизнедеятельности и создает устойчивые структурные алгоритмы перманентного благопотребления, эффективно интегрируемые рынком в современные социетальные системы. Тенденция коммерциализации социальной структуры, катализатором которой выступает либерализация рыночных отношений, возводящая капиталистические ценности в высший ранг аксиологической иерархии, эксплуатируя и искажая подлинные гуманистические принципы, способствует усилению общественного и индивидуального потребительства. В статье отмечены значимость и последствия «ослепительности» товарного мира с преобладанием потребительских ценностей, которые получили статус глобальных трендов, детерминирующих структурно-содержательные элементы социализации. Современные технологии адвертайзинга, основанные на бихевиористских концепциях, расширяют лимит потребления товаров и услуг, успешно формируя потребности путем пропаганды смысловых спекуляций, обличенных в эстетичные вербальные конструкции и невербальные формы-презентации, которые обеспечивают стремление к приобретательско-потребительской деятельности. В статье подчеркивается, что товаропотребление сегодня - это не просто покупка и использование потребительных свойств товара, а своеобразный коммерческий «ритуал», изобретенный маркетологами и требующий от индивида следовать стандартам платежеспособности, невзирая на свой социально-экономический статус. Очевидны последствия развития потребительских практик: во-первых, консьюмеризм способствует структурно-содержательной трансформации межличностной коммуникации, заполняя коммуникативное пространство товарами и услугами и все более опосредуя отношения между индивидами; во-вторых, перманентное генерирование потребительских ценностей влечет аксиологические трансформации, в частности, меркантилизацию нравственной составляющей социальной действительности.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Владимирович Гончаров
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nik567485@mail.ru
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, культурологии и социологии
просп. Победы, 13, Оренбург, 460018, РоссияСписок литературы
- Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya: ego mify i struktury [The Consumer Society: Myths and Structures]. Moscow; 2006 (In Russ.).
- F. Dinamika kapitalizma [The Dynamics of Capitalism]. Smolensk; 1993 (In Russ.).
- Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa [The Theory of the Leisure Class]. Moscow; 1984 (In Russ.).
- Dinamika doli odobrennyh kreditnyh zayavok v 2019 godu v sravnenii s 2018 godom [The dynamics of the share of approved credit in 2019 as compared to 2018]. URL: https://www.nbki.ru/documents/15.01.2020.pdf (In Russ.).
- Kartina ekonomiki. Iyun 2018 goda [The Picture of the Economy. June 2018]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/ 5f70ad9bc3b22b96740cd260addc9456/180704_econ_picture.pdf (In Russ.).
- Kredity: ustanovki i praktiki [Credits: Attitudes and Practices]. URL: from: https://fom.ru/Ekonomika/14260 (In Russ.).
- Kotler P. Osnovy marketinga. Kratky kurs [Marketing Essentials]. Moscow; 2007 (In Russ.).
- Marx K. Kapital [Capital]. Moscow; 1983. Vol. 1 (In Russ.).
- Marks K., Engels F. Sochineniya [Works]. Moscow; 1968. Vol. 4 (In Russ.).
- Fromm E. Revolyutsiya nadezhdy. Izbavlenie ot illyuzij [The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology]. Moscow; 2005 (In Russ.).
- Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovanie predprinimatelskoj pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla konyunktury [Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle]. Moscow; 1982 (In Russ.).
- Arnould E. Global Consumer Culture. URL: http://www.uwyo.edu/sustainable/recent-research/docs/global%20consumer%20culture%20arnould.pdf.
- Bauman Z. Consuming Life. Cambridge; 2007.
- Bureau of Economic Analysis: Gross Domestic Product. URL: https://www.bea.gov/data/ gdp/gross-domestic-product.
- Consumer Sentiment Index. URL: http://www.sca.isr.umich.edu/tables.html.
- Douglas D. Capitalism and Its Economics: A Critical History. London; 2000.
- Duesenberry J.S. Income, Saving, and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge; 1949.
- Guillen-Royo M., Wilhite H.L. Well-being and sustainable consumption. Global Handbook of Quality of Life. Ed. by W. Glatzer, L. Camfield, V. Møller, M. Rojas. New York; 2015.
- Malherek J. Packaging personality: Walter Landor and consumer product sesign in postwar America. Australasian Journal of American Studies. 2012. Vol. 31. No. 2.
- Naish J. Human instinct is to blame for overconsumption. Consumer Culture. Ed. by H. Watkins, E. des Chenes. Detroit; 2011.
- Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World: Revolutionizing the Means of Consumption. Thousand Oaks; 1999.
- Ritzer G., Goodman D., Wiedenhoft W. Theories of consumption. Handbook of Social Theory. Ed. by G. Ritzer, B. Smart. London; 2001.
- Robertson T.S. Consumer Behavior. Illinois; 1970.
- Sassatelli R. Consumer Culture: History, Theory and Politics. London; 2007.
Дополнительные файлы
