Представления россиян о героях и героизме: устойчивые и изменчивые компоненты (по материалам опросов общественного мнения)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на весьма обширный список исследованных аспектов героизма, в социологии данный феномен по-прежнему недостаточно изучен. Большинство проектов и публикаций ориентированы скорее на поиск самих «героев» (вернее идентификацию таковых в общественном мнении или медийном дискурсе), но не дают ответов на вопрос, почему (со) общества «назначают» одних людей героями, а других нет, и какой смысл вкладывают в понятие «герой». Общество всегда обращало пристальное внимание на так называемых «выдающихся личностей»: официальные и народные герои существуют во всех культурах, и на протяжении не одного тысячелетия человеческой истории выступают своего рода референтной группой для принятия решений и даже самоопределения людей. Кроме того, доминирование конкретных типов героического поведения - один из инструментов (само) репрезентации культурной системы: превалирующий в сознании общества героический типаж нередко напрямую связан с характерным для данного социума этическим комплексом. Авторы систематизируют сложившиеся на сегодняшний день трактовки понятий «герой» и «героизм», а также разработанные типологии героического поведения, обозначают современные направления эмпирического изучения героизма, прежде всего массовые опросы российских и зарубежных ученых. Во второй части статьи представлены результаты всероссийского репрезентативного онлайн-опроса, в котором приняли участие представители четырех возрастных групп: 14-19 лет, 20-29, 30-49 и 50-69 лет (800 человек, по 200 респондентов в каждой возрастной группе). Опрос был призван выявить и сопоставить представления разных российских поколений о героях и героизме. Было проведено две волны опроса - в 2020 и 2022 году, поэтому авторы сосредоточились на изменениях, которые прослеживаются в представлениях россиян. В целом старшее поколение в качестве приоритетных героических типов называет героя-спасателя и героя-воина, тогда как младшее поколение - героя-спасателя и героя-благотворителя. Что касается сопоставления двух опросных волн, то в 2022 году респонденты менее охотно отвечают на вопросы о героях и героизме, особенно когда речь заходит о проявлениях военного героизма, но ключевые социальные представления о героическом сохраняются.

Об авторах

Ирина Владимировна Троцук

Российский университет дружбы народов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия; просп. Вернадского, 82, Москва, 119571, Россия; ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия

Мария Владимировна Субботина

Российский университет дружбы народов

Email: mariya.subbotina.1995@mail.ru
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия

Список литературы

  1. Akimov A.E. Physics of the spiritual heroism. Three Keys. Pedagogical Bulletin. 2004; 8. (In Russ.).
  2. Alekseev A.A. The most prominent historical figures according to the Levada Center polls (1989–2017). URL: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/samyevydayuschiesya-istoricheskie-lichnosti. (In Russ.).
  3. Mironets E.V., Yakovleva I.P. Heroism in the student youth representations. Scientific Journal of KubSAU. 2016; 119. (In Russ.).
  4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Ozhegov’s Explanatory Dictionary. 1949–1992. URL: https:// slovarozhegova.ru. (In Russ.).
  5. Fundamentals of Spiritual Culture (Teacher’s Encyclopedic Dictionary). Ekaterinburg; 2000. (In Russ.).
  6. Plakhov V.D. Heroes and Heroism. Contemporary Interpretation of the Age-Old Problem. Moscow; 2008. (In Russ.).
  7. Complete Dictionary of Foreign Words in the Russian Language. Moscow; 1907. (In Russ.).
  8. Propp V.Ya. Morphology of the Folktale. Leningrad; 2001. (In Russ.).
  9. Dictionary of the Russian Language: in 4 vols. Ed. By A.P. Evgenieva. Moscow; 1999. (In Russ.).
  10. Sokolova B.Yu. Definitions of the concept “hero”. Understanding Culture as the Key to the Renewal of Society. Contribution of Contemporary Science to the General Human Culture. Sevastopol; 2009. (In Russ.).
  11. Ushakov’s Explanatory Dictionary. URL: https://ushakovdictionary.ru/word. php?wordid=10163. (In Russ.).
  12. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Sociological interpretation of concepts with a complex connotation: Relationship of heroism and happiness. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2019; 12. (In Russ.).
  13. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach. Communicology. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  14. Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow; 1983. (In Russ.).
  15. Frey J.N. How to Write a Brilliant Novel. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
  16. Shaposhnikova L.V. Wisdom of the Ages. Moscow; 1996. (In Russ.).
  17. Allison S.T. Millennials, heroes, and villains: The confluence of generational moral complexity. Heroes and Villains of the Millennial Generation. University of Richmond; 2018.
  18. Allison S.T., Goethals G.R. Heroes: What They Do and Why We Need Them. Oxford University Press; 2011.
  19. Allison S.T., Goethals G.R. Heroic Leadership: An Influence Taxonomy of 100 Exceptional Individuals. New York; 2013.
  20. Anderson J.W. Military heroism: An occupational definition. Armed Forces & Society. 1986; 12 (4).
  21. Atkinson C.D.E., Wesselmann E.D., Lannin D.G. Understanding why some whistleblowers are venerated and others vilified. Heroism Science. 2022; 7 (2).
  22. Bernstein A. The philosophical foundations of heroism. URL: http://www.mikementzer.com/heroism.html.
  23. Efthimiou O., Allison S.T. Heroism science: Frameworks for an emerging field. Journal of Humanistic Psychology. 2018; 58 (5).
  24. Efthimiou O. The hero organism: Advancing the embodiment of heroism thesis in the 21st century. S.T. Allison, G.R. Goethals, R.M. Kramer (Eds.). Handbook of Heroism and Heroic Leadership. New York; 2017.
  25. Farley F. The real heroes of “The Dark Knight” psychology today. 2012. URL: https://www. psychologytoday.com/blog/the-peoples-professor/201207/the-realheroes-the-dark-knight.
  26. Franco Z., Blau K., Zimbardo P. Heroism: A conceptual analysis and differentiation between heroic action and altruism. Review of General Psychology. 2011; 15 (2).
  27. Franco Z., Zimbardo P. Celebrating Heroism and Understanding Heroic Behavior. Palo Alto; 2006.
  28. Friend S.H., Schadt E.E. Clues from the resilient. Science. 2014; 244.
  29. Glazer M.P., Glazer P.M. On the trail of courageous behavior. Sociological Inquiry. 1999; 69.
  30. Goethals G.R., Allison S.T. Making heroes: The construction of courage, competence, and virtue. Advances in Experimental Social Psychology. 2012; 46.
  31. Hefner P. Embodied science: Recentering religion-and-science. Zygon. 2010; 45.
  32. Johnson R.C. Attributes of Carnegie medalists performing acts of heroism and of the recipients of these acts. Ethology and Sociobiology. 1996; 17.
  33. Keczer Z., File B., Orosz G., Zimbardo P.G. Social representations of hero and everyday hero: A network study from representative samples. PLoS. 2016; 11 (8).
  34. Kinsella E.L., English A., McMahon J. Zeroing in on heroes: Adolescents’ perceptions of hero features and functions. Heroism Science. 2020; 5 (2).
  35. Klisanin D. Collaborative heroism: Exploring the impact of social media initiatives. Media Psychology Review. 2015; 9 (2).
  36. Kohen A., Langdon M., Riches B.R. The making of a hero: Cultivating empathy, altruism, and heroic imagination. Journal of Humanistic Psychology. 2019; 59 (4).
  37. Trivers R.L. The evolution of reciprocal altruism. Quarterly Review of Biology. 1971; 46.
  38. Zimbardo P.G. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil. New York; 2007.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».