Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ
- Авторы: Нарбут Н.П.1,2, Алешковский И.А.3, Гаспаришвили А.Т.1,3,2, Крухмалева О.В.1,3, Савина Н.Е.3
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 23, № 2 (2023)
- Страницы: 256-271
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323010
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271
- EDN: https://elibrary.ru/UPJUDW
- ID: 323010
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одним из приоритетов научно-образовательной политики России является повышение привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования. Правительство России реализует ряд федеральных программ, направленных на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Научная работа студентов - традиционно неотъемлемая часть образовательного процесса, элемент преемственности поколений, процесса формирования и обновления научных школ, наставничества и введения в профессию. Однако при вовлечении в научную работу у студентов возникают трудности, которые обусловлены как особенностями организации высшей школы, так и личностными характеристиками обучающихся. В статье рассмотрены характеристики участия студентов российских вузов в научной работе в ходе обучения, а также их научные достижения в процессе обучения и проблемы, которые ограничивают или затрудняют вовлечение студентов в научную деятельность, снижают их мотивацию и удовлетворенность обучением в целом. Статья основана на материалах опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в ноябре - декабре 2022 года (N = 123977). Результаты опроса показали, что в процессе обучения в вузе формируется неоднородный студенческий поток, существенно различающийся по качеству и формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов к высшему образованию. Соответственно, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально и всесторонне раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося, обеспечить гибкий подход к формированию образовательной траектории, способствовать вовлечению в научно-исследовательскую деятельность большинства студентов.
Об авторах
Николай Петрович Нарбут
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: narbut-np@rudn.ru
доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия; ул. Кржижановского,24/35, к.5, Москва,117218, Россия
Иван Андреевич Алешковский
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: aleshkovski@yandex.ru
кандидат экономических наук, директор Центра стратегии развития образования и заместитель декана факультета глобальных процессов Ленинские горы,1, стр.46, Москва,119991, Россия
Александр Тенгизович Гаспаришвили
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: gasparishvili@yandex.ru
кандидат философских наук, заместитель директора Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия; Ленинские горы,1, стр.46, Москва,119991, Россия; ул. Кржижановского,24/35, к.5, Москва,117218, Россия
Оксана Валерьевна Крухмалева
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: kruhoks@yandex.ru
кандидат социологических наук, заведующая отделом Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия; Ленинские горы,1, стр.46, Москва,119991, Россия
Наталья Евгеньевна Савина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: savina.opinio@yandex.ru
научный сотрудник Центра стратегии развития образования Ленинские горы,1, стр.46, Москва,119991, Россия
Список литературы
- Bershadskaya M.D., Serova A.V., Chepurenko A.Yu., Zima E.A. Kompetentnostny podkhod k otsenke obrazovatelnyh rezultatov: opyt rossijskogo sotsiologicheskogo obrazovaniya [Competence-based approach to the evaluation of learning results: Russian experience in sociological education]. Higher Education in Russia. 2019; 28 (2). (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Obrazovatelnaya neuspeshnost uchashchikhsya i studentov kak sotsialny fenomen: metodologiya issledovaniya [Educational failure of students as a social phenomenon: Research methodology]. Higher Education in Russia. 2020; 29 (5). (In Russ.).
- Zyryanov V.V. Nauchny rukovoditel: mezhdu vyzovami vremeni i realiyami vysshego obrazovaniya [Research supervisor: Between the challenges of time and realities of higher education]. Higher Education in Russia. 2019; 28 (10). (In Russ.).
- Gavrilova E.V., Ushakov D.V., Yurevich A.V. Translyatsiya nauchnogo opyta i lichnostnoe znanie [Transfer of scientific experience and personal knowledge]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015; 9. (In Russ.).
- Dozhdikov A.V., Chicherina O.V. O povyshenii effektivnosti sistemy konkursov, grantov i olimpiad dlya rossijskih studentov kak elementa vneuchebnoj deyatelnosti [On improving the efficiency of the system of competitions, grants and olympiads for Russian students as an element of extracurricular activities]. Higher Education in Russia. 2022; 31 (10). (In Russ.).
- Elkina I.Yu. Faktory vovlechennosti studentov v uchebny protsess v usloviyah distantsionnogo obucheniya [Factors of student engagement in the educational process in distance learning]. Obrazovatelnye Resursy i Tekhnologii. 2022; 1. (In Russ.).
- Il`yina I.E., Zharova E.N., Koroleva N.N. Podderzhka molodyh issledovatelej: zarubezhnye praktiki i vozmozhnost ih primeneniya v Rossii [Support for young researchers: International practices and the possibility of their application in Russia]. Integratsiya Obrazovaniya. 2020; 24 (3). (In Russ.).
- Maloshonok N.G. Studencheskaya vovlechennost v uchebny protsess: metodologiya issledovanij i protsedura izmereniya [Student involvement in the educational process: Research methodology and measurement]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 3. (In Russ.).
- Maloshonok N.G., Shcheglova I.A. Modeli organizatsii obucheniya studentov v universitete: osnovnye predstavleniya, preimushchestva i ogranicheniya [Models of the organization of students’ university studies: Basic concepts, advantages and limitations]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2020; 24 (2). (In Russ.).
- Mametieva O.S., Suprun N.G., Khalikova D.A. Nauchno-issledovatelskaya rabota studentov vuza: rezultativnost i problemy organizatsii [Research work of university students: Efficiency and problems of organization]. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya. 2018; 1. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskoy studencheskoy molodezhi: gendernye i inye razlichiya v otsenkah sobstvennyh perspektiv na rynke truda [Russian students’ life plans: Gender and other differences in the estimates of prospects in the labor market]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 3. (In Russ.).
- Stromov V.Yu., Sysoev P.V. Model organizatsii nauchno-issledovatelskoj deyatelnosti studentov v vuze [Model of the organization of students’ research activity]. Higher Education in Russia. 2017; 10. (In Russ.).
- Chevtaeva N.G., Nikitina A.S., Vishnevskaya A.V. Kultura kommunikatsii prepodavatelya i studenta kak matritsa formirovaniya “soft skills” vypusknika [Communication Culture as a Matrix for Graduate’s “Soft Skills” Development]. Higher Education in Russia. 2020; 29 (12). (In Russ.).
- Shamionov R.M., Bocharova E.E., Nevsky E.V. Kharakteristiki lichnosti i aktivnosti studentov kak prediktory stepeni realnogo i predpochtitelnogo uchastiya v obrazovatelnorazvivayushchej deyatelnosti [Characteristics of students’ personality and activity as predictors of the real and preferred participation in education-development activities]. Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2022; 55 (1). (In Russ.).
- Shaposhnikova N.Yu. Planirovanie individualnogo razvitiya studentov Velikobritanii: modeli realizatsii [Personal development planning of the UK students: Implementation models]. Higher Education in Russia. 2020; 29 (4). (In Russ.).
- Atkins K., Dougan B.M., Dromgold-Sermen M.S. et al. “Looking at myself in the suture”: How mentoring shapes scientific identity for STEM students from underrepresented groups. International Journal of STEM Education. 2020; 42 (7).
- Bowden J.L.-H., Tickle L., Naumann K. The four pillars of tertiary student engagement and success: A holistic measurement approach. Studies in Higher Education. 2021; 46 (6).
- Bowman N.A., Holmes J.M. Getting off to a good start? First-year undergraduate research experiences and student outcomes. Higher Education. 2018; 76.
- Cain L., Goldring J., Westall A. Seeing behind the curtain: Reverse mentoring within the higher education landscape. Teaching in Higher Education. 2022; October.
- Carini R.M., Koh G.D., Klein S.P. Student engagement and student learning: Testing the linkages. Research in Higher Education. 2006; 47 (1).
- Ferrer J., Ringer A., Saville K., Parris M.A., Kash K. Students’ motivation and engagement in higher education: The importance of attitude to online learning. Higher Education. 2022; 83.
- Guo J.-P., Yang L.-Y., Zhang J., Gan Y.-J. Academic self-concept, perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes of university students: Relationships and causal ordering. Higher Education. 2022; 83.
- Kahu E.R., Nelson K. Student engagement in the educational interface: Understanding the mechanisms of student success. Higher Education Research & Development. 2018; 37 (1).
- Lardy L., Bressoux Pr.P., Clercq M.D. Achievement of first-year students at the university: A multilevel analysis of the role of background diversity and student engagement. European Journal of Psychology of Education. 2022; 37.
- Patrzek J., Sattler S., Veen F., Grunschel C., Fries S. Investigating the effect of academic procrastination on the frequency and variety of academic misconduct: A panel study. Studies in Higher Education. 2015; 40 (6).
- Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology. 2020; 61.
- Smyth L., Davila F., Sloan T. et al. How science really works: The student experience of researched education. Higher Education. 2016; 72.
- Stewart M., Stott T., Nuttall A.-M. Study goals and procrastination tendencies at different stages of the undergraduate degree. Studies in Higher Education. 2016; 41 (11).
- Tight M. Student retention and engagement in higher education. Journal of Further and Higher Education. 2020; 44 (5).
- Trolian T.L., Jach E.A., Archibald G.C. Shaping students’ career attitudes toward professional success: Examining the role of student faculty. Interactions Innovative Higher Education. 2021; 46.
- Xerri M.J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: A social support perspective. Higher Education. 2018; 75.
Дополнительные файлы
