Образование в условиях развития социальных сетей: между сплоченностью и критической социальной философией новых медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Так называемые «исследования Интернета» обозначили важность педагогики как философии образования и как науки, способной наряду с другими социальными и культурологическими дисциплинами внести значительный вклад в понимание последствий развития и образовательного потенциала Сети в современную информациюю эпоху. За последние несколько лет так называемая «социально-сетевая педагогика» оформилась как междисциплинарный подход, сосредоточенный на вопросах обучения и составления учебных планов. Именно педагогика исследует взаимодействие, которое складывается, например, в социальных сетях (как своего рода «контейнерах» коммуникативных практик), определяя возможности развития моделей обучения, которые смогут стать основой новых образовательных сценариев для будущего на основе новых медиа, а также позволяя критически аналазировать всю современную культуру. Основываясь на анализе таких сценариев и опираясь на теоретико-методологические постулаты герменевтически-деконтруктивистского и историко-диалектического подходов, авторы намечают возможные эпистемологические контуры «сетевой педагогики» в контексте интернет исследований, выделяя ее основные тематики. Авторы характеризуют векторы развития данного направления как «педагогики культуры», которой свойственна позитивно-оптимистическая трактовка новых медиа (прежде всего социальных сетей). Отмечая их основные преимущества и ограничения, такая педагогика систематизирует те вопросы обучения, на которых следует сосредоточиться учителям и преподавателям, чтобы разрабатывать эффективный образовательно-коммуникативный контент и новые обучающие инструменты. Авторы оценивают вклад представителей критической педагогики Дэвида Тренда и Генри Жиру как пионеров сетевой педагогики. В заключение подчеркивается важность этики как педагогической практики, которая посредством инструментов контроля, регуляции и наставничества в социально-сетевой коммуникации прокладывает путь для ее осознанного использования в образовательных целях.

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: de-martino-m@rudn.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры маркетинга

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Сергей Александрович Коваленко

Российский университет дружбы народов

Email: kovalenko-sa@rudn.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики, директор Центра сравнительного международного образования

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Геннадий Федорович Ткач

Российский университет дружбы народов

Email: tkach-gf@rudn.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Эмануэле Изидори

Римский университет Форо Италико

Email: emanuele.isidori@uniroma4.it

профессор кафедры наук об активности и здоровье человека

пл. Л. Де Босис, 6, 00135, Рим, Италия

Список литературы

  1. Bueno L. Innovar el procesoeducativo: La construcción de los sujetos. Mexico; 2013.
  2. Castañeda L., Gutiérrez I. Redes sociales y otros tejidos online para conectar personas. Aprendizaje con redes sociales. Tejidos educativos para los nuevos entornos; 2010.
  3. Chatti M.A., Jarke M., Quix C. Connectivism: The network metaphor of learning. International Journal of Learning Technology. 2010; 5 (1).
  4. Cole R.A. (Ed.). Issues in Web-Based Pedagogy: A Critical Primer. Greenwood Publishing Group; 2000.
  5. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. Teachers College Press; 2018.
  6. Davidovitch N., Belichenko M. Using Facebook in higher education: Exploring effects on social climate: Achievements and satisfaction. International Journal of Higher Education. 2018; 7 (1).
  7. Davies J. Facework on Facebook as a new literacy practice. Computers & Education. 2012; 59 (1).
  8. Debord G. Society of the Spectacle. Bread and Circuses Publishing; 2012.
  9. Dutton W.H. Internet studies: The foundations of a transformative field. The Oxford Handbook of Internet Studies. Oxfor; 2013.
  10. Farmer H., Ramsdale J. Teaching competencies for the online environment. Canadian Journal of Learning and Technology. 2016; 42 (3).
  11. Floridi L. Pensare l’infosfera: La filosofia come design concettuale. Raffaello Cortina Editore; 2020.
  12. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. Routledge; 2013.
  13. Aronowitz S., Giroux H. Postmodern Education: Politics, Culture, and Social Criticism. University of Minnesota Press; 1991.
  14. Goffman E., Perren H.B.T, Setaro F. La presentación de la persona en la vida cotidiana. Buenos Aires; 1981.
  15. Jarvis J. What Would Google Do? Reverse Engineering the Fastest Growing Company in the History of the World. New York; 2011.
  16. Kuhn C. Are Students Ready to (Re)-Design Their Personal Learning Environment? The Case of the E-Dynamic. Space; 2017.
  17. Longo G.O. La lunga strada di Homo technologicus. Scienza & Società. 2018; 11.
  18. Luckin R. Re-Designing Learning Contexts: Technology-Rich, Learner-Centred Ecologies. Routledge; 2010.
  19. Manca S., Ranieri M. Implications of social network sites for teaching and learning. Where we are and where we want to go. Education and Information Technologies. 2017; 22 (2).
  20. Marson S.M. Internet ethics for social workers. New Social Worker. 2000; 7.
  21. Martin M., Noakes M. Fostering a web 2.0 ethos in a traditional e-learning environment. Electronic Journal of E-Learning. 2012; 10 (3).
  22. Menduni E., Nencioni G., Pannozzo M. Social Networks: Facebook, Twitter, YouTube and Others: Social Relations, Aesthetics, Emotions. Milan; 2011.
  23. Murphy D. The Architecture of Failure. John Hunt Publishing; 2012.
  24. Negroponte N. Being Digital. Milano; 1999.
  25. Postman N. Media ecology education. Explorations in Media Ecology. 2006; 5 (1).
  26. Reales de Castro E., Bohorquez M.S., Rueda Barrera A.A. Lineamientos conceptuales de las redes sociales: una aproximación de su aplicabilidad a la regulación de la violencia. Lineamientos conceptuales de las redes sociales: una aproximación de su aplicabilidad a la regulación de la violencia; 1995.
  27. Requena Santos F. El concepto de red social. Revista española de investigaciones sociológicas. 1989; 48.
  28. Seery A. Education, the formation of self and the world of Web 2.0. London Review of Education. 2010; 8 (1).
  29. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005; 2.
  30. Trend D. Cultural Pedagogy: Art, Education, Politics. Greenwood Publishing Group; 1992.
  31. Ushakov K.M., Kukso K.N. Advantages of social network analysis in educational research. Russian Education & Society. 2015; 57 (10).
  32. Voivonta T., Avraamidou L. Facebook: A potentially valuable educational tool? Educational Media International. 2018; 55 (1).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».