Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса: уникальные черты (результаты изучения с применением корреляционного анализа)
- Авторы: Осеев А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 25, № 1 (2025)
- Страницы: 153-167
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323156
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2025-25-1-153-167
- EDN: https://elibrary.ru/FBUJKN
- ID: 323156
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены новые данные исследований, которые следует рассматривать как продолжение ранее начатых [15. С. 875-887]. Актуальность изучения «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» определяется требованиями к профессиональным и личностным качествам педагогических кадров, которые установлены российским законодательством: в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагаются ключевые правила поведения педагогических работников, согласно которым, чтобы «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», требуются особые личностные качества самого педагога. Это определило цель представленных в статье исследований: выявление профессионально важных личностных качеств руководителей-педагогов, разработка идеального портрета руководителя образовательного комплекса и построение математической модели границ выраженности личностных качеств вопреки мнению коллег об «утопичности идеальных типов социального действия» М. Вебера, «не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [2. С. 207]. Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными, доминирующими у педагогов стали 11 характерных. Корреляционный анализ выявил среди них 7 ключевых, связанных с эффективностью работы, в результате чего автором была предложена более строгая модель отбора, которая требует внесения корректив в предложенную ранее профессиограмму, построенную на средних показателях. Кроме того, были выявлены личностные качества руководителей-педагогов, обусловливающие деловые и межличностные конфликты в школьных коллективах.
Об авторах
Александр Александрович Осеев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: oseev.a@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия
Список литературы
- “Ponimayushchaya sotsiologiya” i kontseptsiya “idealnyh tipov” M. Webera [“Interpretative sociology” and M. Weber’s concept of “ideal types”]. URL: https://studopedia.ru/26_114767_ponimayushchaya-sotsiologiya-i-kontseptsiya-idealnih-tipov-m-vebera.html?ysclid=llazja5bl2775315940. (In Russ.).
- -ti faktorny lichnostny oprosnik Cattella. 16 FLO-187-A [Cattell’s 16 Personality Factors Test]. URL: https://gurutestov.ru›test/60. (In Russ.).
- Anastasi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 1, 2 [Psychological Testing. Book 1, 2]. Moscow; 1982. (In Russ.).
- Aristotle. Sochineniya: v 4-h tt. T. 4 [Works: in 4 vols. Vol. 4. ]. Moscow; 1983. (In Russ.).
- Barishovets E.M. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa [The ideal portrait of the head of the educational complex]. Vlast. 2019; 6. (In Russ.).
- Weber M. Motivy sotsialnogo deystviya [Motives of social action]. Izbrannye proizvedeniya. Moscow; 1990. (In Russ.).
- Woodcock M., Francis D. Raskreposhchenny menedzher. Dlya rukovoditelya praktika [Unblocked Manager: A Practical Guide to Self-Development]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Emotsionalnoe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta [Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence]. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Psikhologiya maloy gruppy: teoretichesky i prikladnoy aspect [Psychology of Small Group: A Theoretical-Applied Aspect]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Leontiev D.A. Pedagogika zdravogo smysla: gumanisticheskaya filosofiya obrazovaniya A.A. Leontieva [Pedagogy of common sense: A.A. Leontiev’s humanistic philosophy of education]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-zdravogo-smysla-gumanisticheskaya-filosofiya-obrazovaniya-a-a-leontieva. (In Russ.).
- Mesсon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow; 1992. (In Russ.).
- Olshansky D.V. Osnovnye teorii liderstva. Politicheskaya psikhologiya [Basic Theories of Leadership. Political Psychology]. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Oseev A.A. Sotsialno-psikhologichesky portret rukovoditelya: idealnaya model i sposoby ee izmereniya [Social-psychological portrait of the leader: An ideal model and ways to measure it]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2011; (In Russ.).
- Oseev A.A. Empiricheskie modeli struktury lichnostnyh kachestv rukovoditeley: traditsionny tip sotsialnogo deystviya M. Webera (rezultaty prikladnyh issledovaniy) [Empirical models of the structure of managers’ personal qualities: M. Weber’s traditional type of social action (results of applied research)]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2021; 3. (In Russ.).
- Oseev A.A. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa: metodologiya i rezultaty izucheniya [Ideal image of the head of the educational complex: Research methodology and results]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (4). (In Russ.).
- Osipov G.V. Rabochaya kniga sotsiologa [Sociologist’s Workbook]. Moscow; 1976. (In Russ.).
- Osipov G.V., Lisichkin V.A., Koryagin N.D. Menedzhment [Management]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Pugachev V.P. Rukovodstvo personalom [Personnel Management]. Moscow; 2006. (In Russ.).
- Rimskaya R., Rimsky S. Prakticheskaya psikhologiya v testah, ili kak nauchitsya ponimat sebya i drugih [Practical Psychology in Tests, or How to Learn to Understand Yourself and Others]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Serbinovsky B.Yu. Upravlenie personalom [Personnel Management]. URL: Psyera.ru. (In Russ.).
- Fayol A., Emerson G., Ford G. Upravlenie eto nauka i iskusstvo [Management is Science and Art]. Moscow; 1992. (In Russ.).
- Hjelle L., Ziegler D. Teorii lichnosti: Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Personality Theories. Basic Assumptions, Research, and Applications]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
- Chanyshev A.N. Kurs lektsiy po drevney filosofii [Lecture Course on Ancient Philosophy]. Moscow; 1981. (In Russ.).
- Chudina E.A. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya emotsionalnoy neustoychivosti lichnosti [Psychological Features of Personal Emotional Instability]. Diss. k.psikh.n. Moscow; 1999. (In Russ.).
- Shcherbina V.V. Sredstva sotsiologicheskoy diagnostiki v sisteme upravleniya [Tools of Sociological Diagnostics in Management]. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Shcherbina V.V., Rodina V.Yu., Erokhin A.S. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke ispolzovaniya rabotnikov v kachestve lineynogo rukovoditelya srednego zvena [Methodological Guidelines for Assessing Employees as Line Managers of the Middle Level]. Moscow; 1983. (In Russ.).
Дополнительные файлы
