Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса: уникальные черты (результаты изучения с применением корреляционного анализа)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены новые данные исследований, которые следует рассматривать как продолжение ранее начатых [15. С. 875-887]. Актуальность изучения «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» определяется требованиями к профессиональным и личностным качествам педагогических кадров, которые установлены российским законодательством: в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» излагаются ключевые правила поведения педагогических работников, согласно которым, чтобы «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», требуются особые личностные качества самого педагога. Это определило цель представленных в статье исследований: выявление профессионально важных личностных качеств руководителей-­педагогов, разработка идеального портрета руководителя образовательного комплекса и построение математической модели границ выраженности личностных качеств вопреки мнению коллег об «утопичности идеальных типов социального действия» М. Вебера, «не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [2. С. 207]. Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными, доминирующими у педагогов стали 11 характерных. Корреляционный анализ выявил среди них 7 ключевых, связанных с эффективностью работы, в результате чего автором была предложена более строгая модель отбора, которая требует внесения корректив в предложенную ранее профессиограмму, построенную на средних показателях. Кроме того, были выявлены личностные качества руководителей-­педагогов, обусловливающие деловые и межличностные конфликты в школьных коллективах.

Об авторах

Александр Александрович Осеев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: oseev.a@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия

Список литературы

  1. “Ponimayushchaya sotsiologiya” i kontseptsiya “idealnyh tipov” M. Webera [“Interpretative sociology” and M. Weber’s concept of “ideal types”]. URL: https://studopedia.ru/26_114767_ponimayushchaya-­sotsiologiya-i-­kontseptsiya-idealnih-­tipov-m-­vebera.html?ysclid=llazja5bl2775315940. (In Russ.).
  2. -ti faktorny lichnostny oprosnik Cattella. 16 FLO-187-A [Cattell’s 16 Personality Factors Test]. URL: https://gurutestov.ru›test/60. (In Russ.).
  3. Anastasi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 1, 2 [Psychological Testing. Book 1, 2]. Moscow; 1982. (In Russ.).
  4. Aristotle. Sochineniya: v 4-h tt. T. 4 [Works: in 4 vols. Vol. 4. ]. Moscow; 1983. (In Russ.).
  5. Barishovets E.M. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa [The ideal portrait of the head of the educational complex]. Vlast. 2019; 6. (In Russ.).
  6. Weber M. Motivy sotsialnogo deystviya [Motives of social action]. Izbrannye proizvedeniya. Moscow; 1990. (In Russ.).
  7. Woodcock M., Francis D. Raskreposhchenny menedzher. Dlya rukovoditelya praktika [Unblocked Manager: A Practical Guide to Self-­Development]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  8. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Emotsionalnoe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta [Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence]. Moscow; 2008. (In Russ.).
  9. Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Psikhologiya maloy gruppy: teoretichesky i prikladnoy aspect [Psychology of Small Group: A Theoretical-­Applied Aspect]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  10. Leontiev D.A. Pedagogika zdravogo smysla: gumanisticheskaya filosofiya obrazovaniya A.A. Leontieva [Pedagogy of common sense: A.A. Leontiev’s humanistic philosophy of education]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-­zdravogo-smysla-­gumanisticheskaya-filosofiya-­obrazovaniya-a-a-­leontieva. (In Russ.).
  11. Mesсon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow; 1992. (In Russ.).
  12. Olshansky D.V. Osnovnye teorii liderstva. Politicheskaya psikhologiya [Basic Theories of Leadership. Political Psychology]. Moscow; 2002. (In Russ.).
  13. Oseev A.A. Sotsialno-­psikhologichesky portret rukovoditelya: idealnaya model i sposoby ee izmereniya [Social-­psychological portrait of the leader: An ideal model and ways to measure it]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2011; (In Russ.).
  14. Oseev A.A. Empiricheskie modeli struktury lichnostnyh kachestv rukovoditeley: traditsionny tip sotsialnogo deystviya M. Webera (rezultaty prikladnyh issledovaniy) [Empirical models of the structure of managers’ personal qualities: M. Weber’s traditional type of social action (results of applied research)]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2021; 3. (In Russ.).
  15. Oseev A.A. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa: metodologiya i rezultaty izucheniya [Ideal image of the head of the educational complex: Research methodology and results]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (4). (In Russ.).
  16. Osipov G.V. Rabochaya kniga sotsiologa [Sociologist’s Workbook]. Moscow; 1976. (In Russ.).
  17. Osipov G.V., Lisichkin V.A., Koryagin N.D. Menedzhment [Management]. Moscow; 2011. (In Russ.).
  18. Pugachev V.P. Rukovodstvo personalom [Personnel Management]. Moscow; 2006. (In Russ.).
  19. Rimskaya R., Rimsky S. Prakticheskaya psikhologiya v testah, ili kak nauchitsya ponimat sebya i drugih [Practical Psychology in Tests, or How to Learn to Understand Yourself and Others]. Moscow; 1998. (In Russ.).
  20. Serbinovsky B.Yu. Upravlenie personalom [Personnel Management]. URL: Psyera.ru. (In Russ.).
  21. Fayol A., Emerson G., Ford G. Upravlenie eto nauka i iskusstvo [Management is Science and Art]. Moscow; 1992. (In Russ.).
  22. Hjelle L., Ziegler D. Teorii lichnosti: Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Personality Theories. Basic Assumptions, Research, and Applications]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
  23. Chanyshev A.N. Kurs lektsiy po drevney filosofii [Lecture Course on Ancient Philosophy]. Moscow; 1981. (In Russ.).
  24. Chudina E.A. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya emotsionalnoy neustoychivosti lichnosti [Psychological Features of Personal Emotional Instability]. Diss. k.psikh.n. Moscow; 1999. (In Russ.).
  25. Shcherbina V.V. Sredstva sotsiologicheskoy diagnostiki v sisteme upravleniya [Tools of Sociological Diagnostics in Management]. Moscow; 1993. (In Russ.).
  26. Shcherbina V.V., Rodina V.Yu., Erokhin A.S. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke ispolzovaniya rabotnikov v kachestve lineynogo rukovoditelya srednego zvena [Methodological Guidelines for Assessing Employees as Line Managers of the Middle Level]. Moscow; 1983. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».