Особенности восприятия и конструирования сакральных образов представителями поколения Z (на примере студентов технического вуза Республики Башкортостан)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуализация проблемы религиозности молодежи и характер ее научной интерпретации на примере студенчества, представителей поколения Z (центениалы, Gen Z), обусловили выбор проблематики статьи. Ее цель - охарактеризовать свойственные центениалам установки и оценки разных феноменов религиозного характера, которые воспроизводятся в молодежной среде, а также в интерпретации знаний о ней. Теоретической основой анализа послужили идеи социального конструкционизма, помогающие понять, как молодежь принимает участие в создании такого социального конструкта, как религия. В статье обобщены результаты социологического исследования представлений о религии у студенческой молодежи крупного регионального вуза - Уфимского государственного нефтяного технического университета (Республика Башкортостан). В опросе приняли участие студенты, рожденные после 1995 года, в возрасте от 18 до 26 лет (N = 1900); была использована анкета с закрытыми вопросами, нарративное интервью и фокус-группа со студентами направления «Восточное регионоведение». По результатам опроса были охарактеризованы молодежные представления о религии, соблюдение религиозных традиций и практик, их распространение в региональном сообществе, истоки религиозных настроений и установок современной молодежи, воспроизводимые и конструируемые в соответствующих сообществах. Автор отмечает отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, что свидетельствует о размытости и эклектичности религиозных представлений у поколения Z. Несмотря на то, что студенты декларируют самые разные проявления религиозности, просматривается взаимосвязь религии с бытийным представлением о мире независимо от характера вероисповедания. Образы сакрального выходят за контуры представлений студенческой молодежи о религиозном мировоззрении, что обусловлено способом конструирования знаний о реальности и потребностью индивида в сакрализации знания. Компаративистский анализ конструирования образа сакрального мусульманскими и православными центениалами показал региональную специфику - мусульмане более религиозны; преимущественно религиозная традиция транслируется из поколения в поколение мусульманской частью Gen Z, и, наоборот, конструируется православными студентами в контексте доступных социальных трендов. Однако сохраняется общая тенденция - религиозная идентичность верующего не основывается жестко на определенной традиции, а конструируется при помощи доступного ему знания и изменяется при получении нового, что является характерной чертой поколения Z.

Об авторах

Ирида Ирековна Еникеева

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zekrist@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры международных отношений, истории и востоковедения ул. Чернышевского, 145, Уфа, 450078, Россия

Список литературы

  1. Batyrshina E.N. Sootnoshenie ateisticheskogo i religioznogo mirovozzreniya u grupp studencheskoj molodyozhi (na primere Respubliki Bashkortostan) [Correlation of atheistic and religious outlook among the student youth (on the example of the Republic of Bashkortostan)]. Sotsiodynamica. 2017; 12. (In Russ.).
  2. Berger P., Luckmann T. Sotsialnoe konstruirovanie real`osti. Traktat po sotsologii znaniya [The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge]. Moscow; 1995. (In Russ.).
  3. Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh: potrebitelskoe povedenie v novoj realnosti [NEET-youth: Consumer behavior in the new reality]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (1). (In Russ.).
  4. Ivleva M.L., Kurilov S.N., Rossman V.I. Religioznye tsennosti glazami molodezhi: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [The youth’s perception of religious values: A sociological study]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (3). (In Russ.).
  5. Merton R., Fiske M., Kendall P. Fokusirovannoe interviyu [The Focused Interview]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  6. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye orientatsii i socialnoe samochuvstvie studenchestva (rezultaty issledovatelskogo proekta) [Value Orientations and Social Well-Being of the Student Youth (Results of the Empirical Study)]. Moscow; 2017. (In Russ.).
  7. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Сhast 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
  8. Papayani I.V. Construction of the contemporary believer’s image in Bruno Dumont’s film “Hedwigh”. URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/85504/1/78-81. pdf?ysclid=lj1sxee16i563774569. (In Russ.).
  9. Rutkevich, E.D. Molodye pokoleniya i (ne) religiya [Young generations and (non) religion]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2023; 1. (In Russ.).
  10. Savchenko I.A. Kulturnaya integratsiya inostrannogo studenta v rossijskuyu sotsialnuyu dejstvitelnost: opyt issledovaniya [Cultural integration of the foreign student into the Russian social reality: A study]. Vestnik NGU im. N.I. Lobachevskogo. Sotsialnye Nauki. 2019; 4. (In Russ.).
  11. Savchenko I.A. Etnicheskie stereotipy v studencheskom soobshchestve [Ethnic stereotypes in the student community]. V Mire Nauchnyh Otkrytiy. 2021; 3.1. (In Russ.).
  12. Smirnov M.Yu. Sotsiologiya religii v Rossiyskoy Federatsii: dva nablyudeniya [Sociology of religion in the Russian Federation: Two observations]. Vestnik PSTGU. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. 2014; 3. (In Russ.).
  13. Tarasova E.O. Semejnye tsennosti v mirovyh religioznyh konfessiyah i ih vliyanie na rossijskuyu semiyu [Family values in world religious denominations and their impact on the Russian family]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (2). (In Russ.).
  14. Turner B. Religiya v postsekulyarnom obshhestve [Religion in the post-secular society]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov. 2012; 2. (In Russ.).
  15. Trotsuk I.V., Tsimbal M.V. O polze mifologem dlya sotsiologicheskogo voobrazheniya [On the benefits of mythologies for sociological imagination]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (3).
  16. Ustinkin S.V., Vagapov R.N., Vagapova F.G. Potentsial organizatsij musulmanskogo dukhovenstva v razvitii sotsialno-politicheskih protsessov v Rossii [Organizational Potential of the Muslim Clergy in the Development of Social-Political Processes in Russia]. Nizhny Novgorod; 2014. (In Russ.).
  17. Fedorova M.V. Dinamika religioznyh orientatsij rossijskoj molodezhi v usloviyah sovremennogo obshchestva [Dynamics of the Russian youth’s religious orientations in the contemporary society]. Istoricheskie, Filosofskie, Politicheskie i Yuridicheskie Nauki, Kulturologiya i Iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i Praktiki. 2015; 11. (In Russ.).
  18. Shirokalova G.S., Shimanskaya O.K., Anikina A.V. Sushchestvuyut li gendernye osobennosti religioznosti studencheskoj molodezhi? [Is there gender specifics in the religiosity of the student youth?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 16. (In Russ.).
  19. Banerjee K., Bloom P. Why did this happen to me? Religious believers’ and non-believers’ teleological reasoning about life events. Cognition. 2014; 133 (1).
  20. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. Anchor; 1966.
  21. Bresler M., Galiullina S., Gerasimova D. Transformation of the values of Generation Z — residents of the digital society of sustainable development. E3S Web of Conferences. Vol. 208. Yekaterinburg; 2020.
  22. Green J.M., Phillips L.M. Social threat perception and the evolution of paranoia. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2004; 28 (3).
  23. Denton M.L., Pearce L.D., Smith C. Religion and spirituality on the path through adolescence. Research Report. 2008; 8.
  24. Evans E.M. Cognitive and contextual factors in the emergence of diverse belief systems: Creation versus evolution. Cognitive Psychology. 2001; 42 (3).
  25. Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives. Ammerman N. (Ed.). Oxford University Press; 2007.
  26. Collins-Mayo S. Youth and religion: An international perspective. Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012; 1.
  27. Pope B., Price J., Lillard D.R. The impact of religion on youth outcomes. Journal of Business Inquiry. 2014; 13.
  28. Kelemen D. British and American children’s preferences for teleo-functional explanations of the natural world. Cognition. 2003; 88 (2).
  29. Lindsey L.L. Gender Roles: A Sociological Perspective. New York; 2015.
  30. Lippman L.H., McIntosh H. The demographics of spirituality and religiosity among youth: International and U.S. patterns. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/01/ Spirituality-and-Religi-osity-Among-Youth.pdf
  31. Filimonau V., Kubal-Czerwińska M., Mika M., Zajadacz A. Religious values and family upbringing as antecedents of food waste avoidance. Global Environmental Change. 2022; 75 (6).
  32. Trotsuk I. Eschatological conspiracy theories: Models and ways for identifying apocalyptic semantics and syntax. Russian Sociological Review. 2023; 22 (4).
  33. Vries de E., Toshkov D.D., van der Pol, L., Groeneveld M. Fathers, faith, and family gender messages: Are religiosity and gender talk related to children’s gender attitudes and preferences? Early Childhood Research Quarterly. 2022; 21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».