Особенности восприятия и конструирования сакральных образов представителями поколения Z (на примере студентов технического вуза Республики Башкортостан)
- Авторы: Еникеева И.И.1
-
Учреждения:
- Уфимский государственный нефтяной технический университет
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024)
- Страницы: 460-476
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323218
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-460-476
- EDN: https://elibrary.ru/QCVLKC
- ID: 323218
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуализация проблемы религиозности молодежи и характер ее научной интерпретации на примере студенчества, представителей поколения Z (центениалы, Gen Z), обусловили выбор проблематики статьи. Ее цель - охарактеризовать свойственные центениалам установки и оценки разных феноменов религиозного характера, которые воспроизводятся в молодежной среде, а также в интерпретации знаний о ней. Теоретической основой анализа послужили идеи социального конструкционизма, помогающие понять, как молодежь принимает участие в создании такого социального конструкта, как религия. В статье обобщены результаты социологического исследования представлений о религии у студенческой молодежи крупного регионального вуза - Уфимского государственного нефтяного технического университета (Республика Башкортостан). В опросе приняли участие студенты, рожденные после 1995 года, в возрасте от 18 до 26 лет (N = 1900); была использована анкета с закрытыми вопросами, нарративное интервью и фокус-группа со студентами направления «Восточное регионоведение». По результатам опроса были охарактеризованы молодежные представления о религии, соблюдение религиозных традиций и практик, их распространение в региональном сообществе, истоки религиозных настроений и установок современной молодежи, воспроизводимые и конструируемые в соответствующих сообществах. Автор отмечает отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, что свидетельствует о размытости и эклектичности религиозных представлений у поколения Z. Несмотря на то, что студенты декларируют самые разные проявления религиозности, просматривается взаимосвязь религии с бытийным представлением о мире независимо от характера вероисповедания. Образы сакрального выходят за контуры представлений студенческой молодежи о религиозном мировоззрении, что обусловлено способом конструирования знаний о реальности и потребностью индивида в сакрализации знания. Компаративистский анализ конструирования образа сакрального мусульманскими и православными центениалами показал региональную специфику - мусульмане более религиозны; преимущественно религиозная традиция транслируется из поколения в поколение мусульманской частью Gen Z, и, наоборот, конструируется православными студентами в контексте доступных социальных трендов. Однако сохраняется общая тенденция - религиозная идентичность верующего не основывается жестко на определенной традиции, а конструируется при помощи доступного ему знания и изменяется при получении нового, что является характерной чертой поколения Z.
Об авторах
Ирида Ирековна Еникеева
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zekrist@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры международных отношений, истории и востоковедения ул. Чернышевского, 145, Уфа, 450078, Россия
Список литературы
- Batyrshina E.N. Sootnoshenie ateisticheskogo i religioznogo mirovozzreniya u grupp studencheskoj molodyozhi (na primere Respubliki Bashkortostan) [Correlation of atheistic and religious outlook among the student youth (on the example of the Republic of Bashkortostan)]. Sotsiodynamica. 2017; 12. (In Russ.).
- Berger P., Luckmann T. Sotsialnoe konstruirovanie real`osti. Traktat po sotsologii znaniya [The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge]. Moscow; 1995. (In Russ.).
- Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh: potrebitelskoe povedenie v novoj realnosti [NEET-youth: Consumer behavior in the new reality]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (1). (In Russ.).
- Ivleva M.L., Kurilov S.N., Rossman V.I. Religioznye tsennosti glazami molodezhi: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [The youth’s perception of religious values: A sociological study]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (3). (In Russ.).
- Merton R., Fiske M., Kendall P. Fokusirovannoe interviyu [The Focused Interview]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye orientatsii i socialnoe samochuvstvie studenchestva (rezultaty issledovatelskogo proekta) [Value Orientations and Social Well-Being of the Student Youth (Results of the Empirical Study)]. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Сhast 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
- Papayani I.V. Construction of the contemporary believer’s image in Bruno Dumont’s film “Hedwigh”. URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/85504/1/78-81. pdf?ysclid=lj1sxee16i563774569. (In Russ.).
- Rutkevich, E.D. Molodye pokoleniya i (ne) religiya [Young generations and (non) religion]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2023; 1. (In Russ.).
- Savchenko I.A. Kulturnaya integratsiya inostrannogo studenta v rossijskuyu sotsialnuyu dejstvitelnost: opyt issledovaniya [Cultural integration of the foreign student into the Russian social reality: A study]. Vestnik NGU im. N.I. Lobachevskogo. Sotsialnye Nauki. 2019; 4. (In Russ.).
- Savchenko I.A. Etnicheskie stereotipy v studencheskom soobshchestve [Ethnic stereotypes in the student community]. V Mire Nauchnyh Otkrytiy. 2021; 3.1. (In Russ.).
- Smirnov M.Yu. Sotsiologiya religii v Rossiyskoy Federatsii: dva nablyudeniya [Sociology of religion in the Russian Federation: Two observations]. Vestnik PSTGU. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. 2014; 3. (In Russ.).
- Tarasova E.O. Semejnye tsennosti v mirovyh religioznyh konfessiyah i ih vliyanie na rossijskuyu semiyu [Family values in world religious denominations and their impact on the Russian family]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (2). (In Russ.).
- Turner B. Religiya v postsekulyarnom obshhestve [Religion in the post-secular society]. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov. 2012; 2. (In Russ.).
- Trotsuk I.V., Tsimbal M.V. O polze mifologem dlya sotsiologicheskogo voobrazheniya [On the benefits of mythologies for sociological imagination]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (3).
- Ustinkin S.V., Vagapov R.N., Vagapova F.G. Potentsial organizatsij musulmanskogo dukhovenstva v razvitii sotsialno-politicheskih protsessov v Rossii [Organizational Potential of the Muslim Clergy in the Development of Social-Political Processes in Russia]. Nizhny Novgorod; 2014. (In Russ.).
- Fedorova M.V. Dinamika religioznyh orientatsij rossijskoj molodezhi v usloviyah sovremennogo obshchestva [Dynamics of the Russian youth’s religious orientations in the contemporary society]. Istoricheskie, Filosofskie, Politicheskie i Yuridicheskie Nauki, Kulturologiya i Iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i Praktiki. 2015; 11. (In Russ.).
- Shirokalova G.S., Shimanskaya O.K., Anikina A.V. Sushchestvuyut li gendernye osobennosti religioznosti studencheskoj molodezhi? [Is there gender specifics in the religiosity of the student youth?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 16. (In Russ.).
- Banerjee K., Bloom P. Why did this happen to me? Religious believers’ and non-believers’ teleological reasoning about life events. Cognition. 2014; 133 (1).
- Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. Anchor; 1966.
- Bresler M., Galiullina S., Gerasimova D. Transformation of the values of Generation Z — residents of the digital society of sustainable development. E3S Web of Conferences. Vol. 208. Yekaterinburg; 2020.
- Green J.M., Phillips L.M. Social threat perception and the evolution of paranoia. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2004; 28 (3).
- Denton M.L., Pearce L.D., Smith C. Religion and spirituality on the path through adolescence. Research Report. 2008; 8.
- Evans E.M. Cognitive and contextual factors in the emergence of diverse belief systems: Creation versus evolution. Cognitive Psychology. 2001; 42 (3).
- Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives. Ammerman N. (Ed.). Oxford University Press; 2007.
- Collins-Mayo S. Youth and religion: An international perspective. Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012; 1.
- Pope B., Price J., Lillard D.R. The impact of religion on youth outcomes. Journal of Business Inquiry. 2014; 13.
- Kelemen D. British and American children’s preferences for teleo-functional explanations of the natural world. Cognition. 2003; 88 (2).
- Lindsey L.L. Gender Roles: A Sociological Perspective. New York; 2015.
- Lippman L.H., McIntosh H. The demographics of spirituality and religiosity among youth: International and U.S. patterns. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/01/ Spirituality-and-Religi-osity-Among-Youth.pdf
- Filimonau V., Kubal-Czerwińska M., Mika M., Zajadacz A. Religious values and family upbringing as antecedents of food waste avoidance. Global Environmental Change. 2022; 75 (6).
- Trotsuk I. Eschatological conspiracy theories: Models and ways for identifying apocalyptic semantics and syntax. Russian Sociological Review. 2023; 22 (4).
- Vries de E., Toshkov D.D., van der Pol, L., Groeneveld M. Fathers, faith, and family gender messages: Are religiosity and gender talk related to children’s gender attitudes and preferences? Early Childhood Research Quarterly. 2022; 21.
Дополнительные файлы

