Опыт исследования влияния коучинговых методов на повышение эффективности образовательного процесса в высшей школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты социологического изучения влияния коучингового подхода на образовательный процесс в высшей школе. На основе теории коучинга, изложенной в работах Т. Гэллви и Дж. Уитмора, авторы разработали методику повышения личностной и профессиональной компетентности студентов в области менеджмента. Методика основана на фундаментальных техниках коучинга: постановке личных целей, выявлении существующих ресурсов, активном слушании, предоставлении обратной связи и других составляющих. Общие принципы методики также включают стандарты образовательного процесса, принятые в российских высших учебных заведениях. Методика была внедрена в образовательный процесс в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Эффективность методики оценивалась по результатам социологического исследования, которое было проведено в форме мониторинга социального поведения и активности студентов бакалавриата и магистратуры в период с 2017 по 2022 годы (N = 564 студента бакалавриата и магистратуры и 361 аспирант). В качестве контрольной группы были отобраны студенты бакалавриата и магистратуры за 2017, 2018 и 2019 годы, в общей сложности 448 человек. Внедрение методики началось в 2020 году, в эксперименте приняли участие 477 учащихся. Для оценки эффективности методики интеграции коучинга в образовательный процесс были выбраны такие показатели, как посещаемость занятий и вовлеченность в классную деятельность. Они оценивались на каждой сессии как в офлайн, так и в онлайн режиме (в период пандемии). Полученные данные позволяют сделать вывод, что предложенная методика оказывает положительное влияние на поведенческую и когнитивную вовлеченность студентов и, как следствие, способствует повышению качества человеческого капитала у выпускников направления «Менеджмент».

Об авторах

Марина Левенбертовна Ивлева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleva-ml@rudn.ru
доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия

Екатерина Владимировна Нежникова

Российский университет дружбы народов

Email: nezhnikova_ev@rudn.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия

Наталья Борисовна Сафронова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: safronova@ranepa.ru
кандидат технических наук, доцент Института отраслевого менеджмента просп. Вернадского, 86, Москва, 119517, Россия

Список литературы

  1. Abaev A.L., Maslevich T.P., Safronova N.B. Voprosy vnedreniya protsessnogo upravleniya v praktiku vysshih uchebnyh zavedeniy tekstilnoy otrasli [Issues of implementing process management in the higher educational institutions of textile industry]. Tekhnologiya Tekstilnoy Promyshlennosti: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. 2019; 2. (In Russ.).
  2. Ivleva M.L., Kurilov S.N. Problema formirovaniya sotsialnoy paradigmy ekotsentrizma: opyt filosofskogo osmysleniya sotsiologicheskogo issledovaniya v vuze [The development of the social paradigm of ecocentrism: A philosophical interpretation of the sociological research in university]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (4). (In Russ.).
  3. Safronova N.B., Urubkov A.R., Maslevich T.P., Minaeva N.L. Rezultativnaya proektnaya komanda: kolichestvenny podkhod k formirovaniju [Productive Project Team: Quantitative Approach to Formation]. Moscow; 2022. (In Russ.).
  4. Shaykhitdinova S.K., Arsentieva Yu.S., Nezhnikova E.V., Simkacheva M.V. Studencheskaya gruppa kak prostranstvo sotsializatsii: usloviya blagopriyatnoy sredy [Student group as a space of socialization: Favorable conditions]. Kazansky Sotsialno-Gumanitarny Vestnik. 2022; 4. (In Russ.).
  5. Bagnasco A. Trust and social capital. Nash K., Scott A. (Eds.). The Blackwell Companion to Political Sociology. Oxford; 2004.
  6. Bourdieu P. La représentation politique (Éléments pour une théorie du champ politique). Actes de la recherche en sciences sociales. 1981; 36 (1).
  7. Centre for the Use of Research and Evidence in Education: Statement of Values // URL: http://www.curee.co.uk/files/shared/CUREE%20Values%202014.pdf.
  8. Cook D.A., Artino Jr. A.R. Motivation to learn: An overview of contemporary theories. Medical Education. 2016; 50 (10).
  9. Crisp P., Raybould R., Holdich K. The role of coaching in vocational education and training. Education and Training. 2013; 55 (1).
  10. Gallwey W.T. The Inner Game of Work. New York; 2000.
  11. Grabmeier St. BANI versus VUCA: A new acronym to describe the world // URL: https:// stephangrabmeier.de/bani-versus-vuca.
  12. Katsikis D., Kassapis S., Kostogiannis C., Bernard M.E. Coaching in schools. Bernard M.E., David O. (Eds.). Coaching for Rational Living. Cham; 2018.
  13. Passmore J. Coaching psychology: Exploring definitions and contribution to coaching research and practice. International Coaching Psychology Review. 2019; 14 (2).
  14. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York; 2000.
  15. Suvakovic U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
  16. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
  17. Tokuda Y., Jimba M., Yanai H., Fujii S., Inoguchi T. Interpersonal trust and quality-of-life: A cross-sectional study in Japan. PLOS One. 2008; 3 (10).
  18. Turner J. The Formation of Social Capital: A Multifaceted Perspective. Washington; 2000.
  19. UNESCO International Bureau of Education: Guiding Principle for Learning in the TwentyFirst Century. 2017 // URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000262678.
  20. Whitmore J. Coaching for Performance. London; 1996.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».