Опыт исследования влияния коучинговых методов на повышение эффективности образовательного процесса в высшей школе
- Авторы: Ивлева М.Л.1, Нежникова Е.В.1, Сафронова Н.Б.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024)
- Страницы: 523-538
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323222
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-523-538
- EDN: https://elibrary.ru/RNNFMK
- ID: 323222
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты социологического изучения влияния коучингового подхода на образовательный процесс в высшей школе. На основе теории коучинга, изложенной в работах Т. Гэллви и Дж. Уитмора, авторы разработали методику повышения личностной и профессиональной компетентности студентов в области менеджмента. Методика основана на фундаментальных техниках коучинга: постановке личных целей, выявлении существующих ресурсов, активном слушании, предоставлении обратной связи и других составляющих. Общие принципы методики также включают стандарты образовательного процесса, принятые в российских высших учебных заведениях. Методика была внедрена в образовательный процесс в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Эффективность методики оценивалась по результатам социологического исследования, которое было проведено в форме мониторинга социального поведения и активности студентов бакалавриата и магистратуры в период с 2017 по 2022 годы (N = 564 студента бакалавриата и магистратуры и 361 аспирант). В качестве контрольной группы были отобраны студенты бакалавриата и магистратуры за 2017, 2018 и 2019 годы, в общей сложности 448 человек. Внедрение методики началось в 2020 году, в эксперименте приняли участие 477 учащихся. Для оценки эффективности методики интеграции коучинга в образовательный процесс были выбраны такие показатели, как посещаемость занятий и вовлеченность в классную деятельность. Они оценивались на каждой сессии как в офлайн, так и в онлайн режиме (в период пандемии). Полученные данные позволяют сделать вывод, что предложенная методика оказывает положительное влияние на поведенческую и когнитивную вовлеченность студентов и, как следствие, способствует повышению качества человеческого капитала у выпускников направления «Менеджмент».
Об авторах
Марина Левенбертовна Ивлева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleva-ml@rudn.ru
доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия
Екатерина Владимировна Нежникова
Российский университет дружбы народов
Email: nezhnikova_ev@rudn.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики ул. Миклухо-Маклая,6, Москва,117198, Россия
Наталья Борисовна Сафронова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: safronova@ranepa.ru
кандидат технических наук, доцент Института отраслевого менеджмента просп. Вернадского, 86, Москва, 119517, Россия
Список литературы
- Abaev A.L., Maslevich T.P., Safronova N.B. Voprosy vnedreniya protsessnogo upravleniya v praktiku vysshih uchebnyh zavedeniy tekstilnoy otrasli [Issues of implementing process management in the higher educational institutions of textile industry]. Tekhnologiya Tekstilnoy Promyshlennosti: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. 2019; 2. (In Russ.).
- Ivleva M.L., Kurilov S.N. Problema formirovaniya sotsialnoy paradigmy ekotsentrizma: opyt filosofskogo osmysleniya sotsiologicheskogo issledovaniya v vuze [The development of the social paradigm of ecocentrism: A philosophical interpretation of the sociological research in university]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (4). (In Russ.).
- Safronova N.B., Urubkov A.R., Maslevich T.P., Minaeva N.L. Rezultativnaya proektnaya komanda: kolichestvenny podkhod k formirovaniju [Productive Project Team: Quantitative Approach to Formation]. Moscow; 2022. (In Russ.).
- Shaykhitdinova S.K., Arsentieva Yu.S., Nezhnikova E.V., Simkacheva M.V. Studencheskaya gruppa kak prostranstvo sotsializatsii: usloviya blagopriyatnoy sredy [Student group as a space of socialization: Favorable conditions]. Kazansky Sotsialno-Gumanitarny Vestnik. 2022; 4. (In Russ.).
- Bagnasco A. Trust and social capital. Nash K., Scott A. (Eds.). The Blackwell Companion to Political Sociology. Oxford; 2004.
- Bourdieu P. La représentation politique (Éléments pour une théorie du champ politique). Actes de la recherche en sciences sociales. 1981; 36 (1).
- Centre for the Use of Research and Evidence in Education: Statement of Values // URL: http://www.curee.co.uk/files/shared/CUREE%20Values%202014.pdf.
- Cook D.A., Artino Jr. A.R. Motivation to learn: An overview of contemporary theories. Medical Education. 2016; 50 (10).
- Crisp P., Raybould R., Holdich K. The role of coaching in vocational education and training. Education and Training. 2013; 55 (1).
- Gallwey W.T. The Inner Game of Work. New York; 2000.
- Grabmeier St. BANI versus VUCA: A new acronym to describe the world // URL: https:// stephangrabmeier.de/bani-versus-vuca.
- Katsikis D., Kassapis S., Kostogiannis C., Bernard M.E. Coaching in schools. Bernard M.E., David O. (Eds.). Coaching for Rational Living. Cham; 2018.
- Passmore J. Coaching psychology: Exploring definitions and contribution to coaching research and practice. International Coaching Psychology Review. 2019; 14 (2).
- Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York; 2000.
- Suvakovic U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
- Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
- Tokuda Y., Jimba M., Yanai H., Fujii S., Inoguchi T. Interpersonal trust and quality-of-life: A cross-sectional study in Japan. PLOS One. 2008; 3 (10).
- Turner J. The Formation of Social Capital: A Multifaceted Perspective. Washington; 2000.
- UNESCO International Bureau of Education: Guiding Principle for Learning in the TwentyFirst Century. 2017 // URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000262678.
- Whitmore J. Coaching for Performance. London; 1996.
Дополнительные файлы
