Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием
- Авторы: Барков С.А.1, Маркеева А.В.1, Гавриленко О.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 58-72
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323229
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-58-72
- EDN: https://elibrary.ru/SNFAMQ
- ID: 323229
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В течение последних десятилетий российская система образования постоянно реформировалась. Ее современное состояние и проблемы невозможно понять без выявления субъекта, инициирующего и осуществляющего эти постоянные перемены. Таким субъектом выступает инновационная бюрократия - специфический вид бюрократии, обслуживающий инновационные процессы в обществе и создающий из них общественные и организационные рутины. Бюрократия сумела сделать из инноваций конвейер, и часто он движется по кругу - без начала и конца. Реформы носят маятниковый характер, через определенные промежутки времени их содержание повторяется. В статье рассматриваются многочисленные последствия и эксцессы господства инновационной бюрократии в управлении высшим образованием. Они возникли, потому что реальные, общественно значимые цели системы высшего образования инновационная бюрократия подменяет отдельными показателями, которые можно быстро достичь и использовать в отчетности для создания видимости заслуг перед обществом. Жесткий административный пресс инновационной бюрократии приводит к постоянному обновлению и скрещиванию стандартов (многое прописанное в них не поддается стандартизации), росту отчетности (в том числе в электронной форме), увеличению педагогической нагрузки. Недостаточность целеполагания, амбивалентность целей, непрерывность проектов изменений не позволяют оформиться набору институциональных матриц, отвечающих на современные вызовы, запускают дестабилизирующие процессы внутри системы образования. Изменить ситуацию может институциональный подход к управлению высшим образованием, ориентированный не на административные приказы и достижение формальных целей, а на установление норм и правил для саморазвития системы. В таких условиях оценивать результаты развития системы образования должно общество и государство, а не представители инновационной бюрократии, которые заинтересованы в сохранении конвейера инноваций. Принципы постиндустриального менеджмента должны найти применение в системе образования, заменив бюрократический подход к реализации инноваций.
Об авторах
Сергей Александрович Барков
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: barkserg@live.ru
доктор социологических наук, заведующий кафедрой экономической социологии и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия
Анна Валерьевна Маркеева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: anna_markeeva@mail.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия
Ольга Владимировна Гавриленко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: ol.gavrilenko2014@yandex.ru
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социальных технологий социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия
Список литературы
- Altbach P.G. Globalnye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global Perspectives on Higher Education]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Barkov S.A. Innovatsionnaya byurokratiya [Innovative bureaucracy]. ECO. 2018; 2. (In Russ.).
- Volchik V.V. Institutsionalnye lovushki v sfere obrazovaniya i nauki v usloviyah optimizatsii [Institutional traps in education and science under optimization]. Zhurnal Ekonomicheskoj Teorii. 2019; 16 (4). (In Russ.).
- Golovchin M.A. Institutsionalnye lovushki tsifrovizatsii rossijskogo vysshego obrazovaniya [Institutional traps of digitalization in the Russian higher education]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (3). (In Russ.).
- Grebnev L.S., Kirabaev N.S., Sheinbaum V.S., Zborovsky G.E., Lukashenko M.A. “Vysshee obrazovanie v Rossii”: 30 let nauchnoj refleksii (krugly stol) [“Higher Education in Russia”: 30 years of scientific reflection (round table)]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2022; 31 (12). (In Russ.).
- Indikatory nauki 2023 [Science Indicators 2023]. V.V. Vlasova, L.M. Gokhberg, K.A. Ditkovsky et al. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Indikatory obrazovaniya 2023 [Education Indicators 2023]. N.V. Bondarenko, T.A. Varlamova, L.M. Gokhberg et al. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Collini S. Zachem nuzhny universitety? [What are Universities for?]. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Kuzminov Ya., Yudkevich M. Universitety v Rossii: kak eto rabotaet [Universities in Russia: How It Works]. Moscow; 2021. (In Russ.).
- Obrazovanie v tsifrah 2023 [Education in Numbers 2023]. Ed. by T.A. Varlamova, L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova et al. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Prepodavatelskie praktiki sotrudnikov vuzov i nauchnyh organizatsij: informatsionny byulleten [Teaching Practices of Employees of Universities and Scientific Organizations]. Ed. by M.A. Kiryushina, Ya.I. Alekseeva, V.N. Rudakov. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Terentyev E.A., Bekova S.K., Maloshonok N.G. Krizis rossijskoj aspirantury: istochniki problem i vozmozhnosti ih preodoleniya [The crisis of the Russian postgraduate education: Sources of problems and opportunities for solving them]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2018; 22 (5). (In Russ.).
- Tomilin O.B. Kritichesky obzor evolyutsii praktik universitetskogo menedzhmenta [Critical review of the evolution of university management practices]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2023; 27 (3). (In Russ.).
- Universitetskaya natsionalnaya initsiativa kachestva obrazovaniya: analiz situatsii v kontekste novyh zadach razvitiya sistemy: Analitichesky doklad [University National Initiative on Education Quality: Analysis of Situation in the Context of New Development Tasks: Analytical Report]. Ed. by E.A. Sukhanova, E.A. Terentyev. Tomsk; 2023. (In Russ.).
- Frumin I., Dobryakova M., Dossani R., Koons K., Wang R., Carnoy M. et al. Massovoe vysshee obrazovanie. Triumf BRIK? [Mass Higher Education. Triumph of the BRIC?]. Moscow; 2014. (In Russ.).
- Fuller S. Sotsiologiya intellektualnoj zhizni: kariera uma vnutri i vne akademii [The Sociology of Intellectual Life. The Career of the Mind in and around Academy]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Chislo zashchit kandidatskih dissertatsiy v RF sokratilos bolee chem na 60 % za 12 let [The number of PhD defenses in the Russian Federation has decreased by more than 60 % in 12 years]. 12.12.2023. URL: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/12012. (In Russ.).
- Shishlova E.E. Obnovlenie soderzhaniya vysshego obrazovaniya v kontekste sovremennyh sotsiokulturnyh trendov [Updating the content of the higher education under the contemporary social-cultural trends]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (6). (In Russ.).
- Halffman W., Radder H. The academic manifesto: From an occupied to a public university. Minerva. 2015; 53.
Дополнительные файлы
