Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения
- Авторы: Темнова Л.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 87-100
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323231
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-87-100
- EDN: https://elibrary.ru/SIEHTI
- ID: 323231
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время в России происходит формирование новой уровневой системы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни. Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образования и опыт последних десятилетий. Цель статьи - рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, - предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее - специализированная (социологическая). Однако предлагаемый Министерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанный на обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышению профессионального уровня выпускниковсоциологов. Обязательное выделение общей части для входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональной подготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества и рынка труда, целям социальноэкономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда; не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожание на 20 %-40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтому целесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провести дополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонской системы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкое общественнопрофессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ.
Об авторах
Лариса Витальевна Темнова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: temnova.larisa@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ленинские Горы, 1, Москва, 119991, Россия
Список литературы
- Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Imitatsii v vysshem obrazovanii kak sotsialnaya problema [Imitation in higher education as a social problem]. Vyssheye Obrazovanie v Rossii. 2021. 30 (5). (In Russ.).
- Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom kontekste [Continuing Education in the Contemporary Context]. Moscow; 2017. (In Russ.).
- GOS VPO. Napravlenie 510100 Matematika [State Educational Standard of Higher Professional Education. Direction 510100 Mathematics]. URL: https://www.fgosvo.ru/ archivegosvpo/index/5?parent=575&edutype=5. (In Russ.).
- Zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoy Federatsii” [Law on Education in the Russian Federation]. URL: https://zakonobobrazovanii.ru. (In Russ.).
- Zamglavy Minobrnauki Afanasyev zajavil ob iskljuchenii rossijskih vuzov iz Bolonskoj sistemy [Deputy Head of the Ministry of Education and Science Afanasyev announced the exclusion of Russian universities from the Bologna system]. URL: https://lenta.ru/ news/2022/06/07/afanasiv/. (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Tipologii anomaliy v vysshem obrazovanii [Typology of anomalies in higher education]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
- Klyucharev G.A., Tyurina I.O. Bolonsky protsess: uspekhi i somneniya [Bologna process: Successes and doubts]. Sotsiologicheskie Issledovaniia. 2023; 4. (In Russ.).
- Konstantinova L.V., Petrov A.M., Shtykhno D.A. Pereosmyslenie podkhodov k urovnevoy sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii v usloviyah vykhoda iz Bolonskogo protsessa [Rethinking approaches to the level system of higher education in Russia in the context of exit from the Bologna process]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2023; 32 (22). (In Russ.).
- Minobrnauki soobshhilo ob iskljuchenii rossijskih vuzov iz Bolonskoj sistemy [The Ministry of Education and Science announced the exclusion of Russian universities from the Bologna system]. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2022/629dec299a7947a0e3d5426f. (In Russ.).
- Minobrnauki: Novaja sistema vysshego obrazovanija budet vnedrena s 1 sentjabrja 2025 goda [Ministry of Education and Science: The new system of higher education will come into force from September 1, 2025]. URL: https://rg.ru/2023/10/04/2655919.html. (In Russ.).
- Muravieva A.A., Aksenova, N.M., Vatolkina N.Sh. Bolonsky protsess: prostranstvo razvitiya ili neoliberalny proekt? [Bologna process: Space for development or neoliberal project?]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2019; 23 (3). (In Russ.).
- Nazajkinskaja O. Novaja schema vysshego obrazovanija “2+2+2”: chego zhdat i k chemu gotovitsja [New scheme of higher education “2+2+2”: What to expect and what to prepare for]. URL: https://mel.fm/blog/olganazaykinskaya/84190-novayaskhemavysshego- obrazovaniya-222-chegozhdati-kchemu-g otovitsya. (In Russ.).
- Pokrovsky N.E. Pobochny produkt globalizatsii: universitety pered litsom radikalnyh izmeneniy [A byproduct of globalization: Universities in the face of radical changes]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2005; 4. (In Russ.).
- Porjadok organizatsii i osushchestvlenija obrazovatelnoj dejatelnosti po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovanija — programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury [Procedure for Organizing and Carrying out Educational Activities in Higher Education — Bachelor’s Programs, Specialty Programs, Master’s Programs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022. (In Russ.).
- Poslanie Prezidenta Federalnomu sobraniju 15 janvarja 2020 goda [Presidential Address to the Federal Assembly on January 15, 2020]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/62582. (In Russ.).
- Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniju 21 fevralja 2023 goda [Presidential Address to the Federal Assembly on February 21, 2023]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/70565. (In Russ.).
- Рostanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 09.08.2023 No. 1302 “O realizatsii pilotnogo proekta, napravlennogo na izmenenie urovnej professionalnogo obrazovanija” [Decree of the Government of the Russian Federation of August 9, 2023 No. 1302 “On the Implementation of the Pilot Project for Changing Levels of Professional Education”]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202308140015. (In Russ.).
- Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federatsii ot 01.02.2022 No. 89 “Ob utverzhdenii perechnja spetsialnostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovanija po programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury, programmam ordinatury i programmam assistenturystazhirovki” [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of February 1, 2022 No. 89 “On the Approval of the List of Specialties and Training Areas in Higher Education for Bachelor’s, Specialty, Master’s, Residency and Assistantship-Internship Programs”]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033. (In Russ.).
- Ruban L.S. Komparativny analiz rossiyskoy i zapadnoy sistemy obrazovaniya i podgotovki nauchnyh kadrov [Comparative analysis of the Russian and Western systems of education and training of scientific personnel]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (2). (In Russ.).
- Rudskoy A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I. Kontseptsiya FGOS VO chetvertogo pokoleniya dlya inzhenernoy oblasti obrazovaniya v kontekste vypolneniya porucheniy Prezidenta Rossii [Concept of the fourthgeneration Federal State Educational Standard for Higher Education for engineers in the context of carrying out the instructions of the Russian President]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (4). (In Russ.).
- Temnova L.V. Prisposobitelnye tekhnologii nauchnoj dejatelnosti prepodavatelja vuza v uslovijah reformirovanija vysshego obrazovanija [Adaptive technologies for the scientific work of the university teacher under the reform of higher education]. Fundamentalnye i prikladnye problemy pedagogiki i psikhologii v obrazovatelnom i sotsialnom kontekste. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Trebovanija k objazatelnomu minimumu soderzhanija i urovnju podgotovki bakalavra po napravleniju 522100 Agroekonomika [Requirements for the Mandatory Minimum Content and Level of Bachelor’s Training in 522100 Agricultural Economics]. URL: https://www. fgosvo.ru/archivegosvpo/index/2?parent=19&edutype=2. (In Russ.).
- Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 12.05.2023 No. 343 “O nekotoryh voprosah sovershenstvovanija sistemy vysshego obrazovanija” [Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023 No. 343 “On Some Issues in Improving the Higher Education System”]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210. (In Russ.).
- FGOS VPO po napravleniju podgotovki 020400 Biologija [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for 020400 Biology]. URL: https://www.fgosvo. ru/uploadfiles/fgos/29/20111115114810.pdf. (In Russ.).
- FGOS VPO po napravleniju podgotovki 022000 Ekologija i prirodopolzovanie [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for 022000 Ecology and Environmental Management]. URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/29/20110317112502.pdf. (In Russ.).
- Shmantsar M.V. Professionalnye riski prepodavatelej vuzov v uslovijah transformatsii rossijskogo obrazovanija [Professional Risks of University Teachers under the Transformation of the Russian Education System: Thesis]. Ekaterinburg; 2019. (In Russ.).
Дополнительные файлы
