Новый ФГОС и социологическое воображение: несколько слов о бедном социологическом (а не демоскопическом) образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлено несколько соображений о причинах нынешней крайней обеспокоенности профессионального социологического сообщества предлагаемой Федеральным государственным образовательным стандартом четвертого поколения моделью подготовки социолога. Кратко суммировав общие проблемы высшего образования, накопившиеся к настоящему времени не только в российской университетской системе, но затронувшие в той или иной степени большинство национальных подходов к подготовке профессиональных кадров (массовизация, коммерциализация, бюрократизация, цифровизация, утрата университетской автономии и институциональной независимости в угоду социальноэкономическому воспроизводству, снижение качества подготовки будущих специалистов и авторитета преподавателя и т.д.), в основной части статьи автор, ссылаясь на авторитетные социологические источники и экспертные оценки, называет одну из главных причин обеспокоенности профессионального социологического сообщества предлагаемым радикальным изменением модели подготовки социологов. Безусловно, количество очевидных рисков здесь весьма значительно, как и их «качественная» вариативность (приоритет политологической направленности; сокращение объема принципиально важных для подготовки социологов дисциплин; сложность освоения за сокращенный период специальных профессиональных компетенций; неясные перспективы штатного профессорско-преподавательского состава социологических кафедр и т.д.), однако главная опасность видится в утрате предлагаемой моделью социологической подготовки способности развить основной профессиональный навык грамотного исследователя (а не демоскопа/практика) - социологическое воображение, что требует длительного «медленного чтения» и постоянной методической рефлексии.

Об авторах

Ирина Владимировна Троцук

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Abramov R.N., Gruzdev I.A., Terentiev E.A., Zakharova U.S., Grigorieva A.V. Universitetskie prepodavateli i tsifrovizatsiya obrazovaniya: nakanune distantsionnogo forsmazhora [University teachers and digitalization of education: On the eve of the remote force majeure]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2020; 24 (2). (In Russ.).
  2. Altbach F. Globalnye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global Prospects for Higher Education]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  3. Bowen W.G. Vysshee obrazovanie v tsifrovuyu epokhu [Higher Education in the Digital Age]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  4. Bulanova M.B. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost [Sociological Education in Russia: History and the Present Time]. Moscow; 2011. (In Russ.).
  5. Bulanova M.B., Medvedeva D.M. Sotsiologicheskoe obrazovanie v regionalnyh vuzah Rossii [Sociological education in Russia’s regional universities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2011; 10. (In Russ.).
  6. Zuev S.E. Universitet: Khranitel idealnogo: Nechayannye esse, napisannye v uedinenii [University: Guardian of the Ideal: Random Essays Written in Solitude]. Moscow; 2022. (In Russ.).
  7. Zyryanov V.V., Ladyzhets N.S., Temnova L.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii: itogi 30 let [Sociological education in Russia: The results of 30 years]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 1. (In Russ.).
  8. Zyryanov V.V., Temnova L.V., Sayko E.A. Monitoring osnovnyh obrazovatelnyh programm po napravleniyu “Sotsiologiya”: problemy i tendentsii [Monitoring of the main educational programs in Sociology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 5. (In Russ.).
  9. Kalkun K. Universitet i obshchestvennoe blago [The university and the public good]. Ekonomika Obrazovaniya. 2008; 1. (In Russ.).
  10. Clark G. Ottsy i deti. Familii i istoriya sotsialnoy mobilnosti [The Son Also Rises. Surnames and the History of Social Mobility]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  11. Clark W. Akademicheskaya kharizma i istoki issledovatelskogo universiteta [Academic Charisma and the Origins of the Research University]. Moscow; 2017. (In Russ.).
  12. Cohen D.K. Lovushki prepodavaniya [Teaching and Its Predicaments]. Moscow; 2017. (In Russ.).
  13. Kukushkina E.I. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii XIX — nachala XX vv. [Sociological Education in Russia in the 19th — Early 20th Centuries]. Moscow; 1994. (In Russ.).
  14. Mills C.W. Sotsiologicheskoe voobrazhenie [The Sociological Imagination]. Moscow; 2001. (In Russ.).
  15. Monson P. Lodka na alleyah parka. Vvedenie v sotsiologiyu [Boat on the Alleys of the Park. An Introduction to Sociology]. Moscow; 1996. (In Russ.).
  16. Ortega y Gasset J. Missiya universiteta [Mission of the University]. Minsk; 2005. (In Russ.).
  17. Prokazina N.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: novye vyzovy i perspektivy [Sociological education in contemporary Russia: New challenges and prospects]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye Nauki. 2020; 4. (In Russ.).
  18. Radaev V. Prepodavanie v krizise [Teaching in Crisis]. Moscow; 2023. (In Russ.).
  19. Skvortsov N.G., Asochakov Yu.V. Sotsiolog: obrazovanie i professionalnye traektorii [Sociologist: Education and professional trajectories]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 3. (In Russ.).
  20. Skvortsov N.G., Zyryanov V.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie: mezhdu standartami i realiyami [Sociological education: Between standards and realities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
  21. Fuller S. Sotsiologiya intellektualnoy zhizni: kariera uma vnutri i vne akademii [The Sociology of Intellectual Life. The Career of the Mind in and Around Academy]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  22. Habermas J. Ideya Universiteta. Protsessy obucheniya [The idea of the University. Learning processes]. Alma Mater. 1994; 4. (In Russ.).
  23. Hanushek E., Woessmann L. Intellektualny kapital v raznyh stranah mira. Obrazovanie i ekonomicheskaya teoriya rosta [The Knowledge Capital of Nations, Education and the Economics of Growth]. Moscow; 2022. (In Russ.).
  24. Bauman Z., May T. Thinking Sociologically. Oxford; 2001.
  25. Bidwell L.D.M. Helping students develop a sociological imagination through innovative writing. Teaching Sociology. 1995; 23 (4).
  26. Dandaneau S.P. Sisyphus had it easy: Reflections on two decades of teaching the sociological imagination. Teaching Sociology. 2009; 37 (1).
  27. Dowell W. Throwing the sociological imagination into the garbage: Using students’ waste disposal habits to illustrate C. Wright Mills’s concept. Teaching Sociology. 2006; 34 (2).
  28. Eckstein R., Schoenike R., Kevin D. The voice of sociology: Obstacles to teaching and learning the sociological imagination. Teaching Sociology. 1995; 23 (4).
  29. Hironimus-Wendt R.J., Wallace L.E. The sociological imagination and social responsibility. Teaching Sociology. 2009; 37 (1).
  30. Hoop K.C. Students’ lived experiences as text in teaching the sociological imagination. Teaching Sociology. 2009; 37 (1).
  31. Kain E.L. Building the sociological imagination through a cumulative curriculum: Professional socialization in sociology. Teaching Sociology. 1999; 27 (1).
  32. Kaufman P. Michael Jordan meets C. Wright Mills: Illustrating the sociological imagination with objects from everyday life. Teaching Sociology. 1997; 25 (4).
  33. Kebede A. Practicing sociological imagination through writing sociological autobiography. Teaching Sociology. 2009; 37 (4).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».