Социолог 4.0: вызовы и риски реформирования профессионального социологического образования
- Авторы: Образцов И.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 112-124
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323233
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-112-124
- EDN: https://elibrary.ru/UEIKDA
- ID: 323233
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Отечественная система профессионального социологического образования, если за точку ее институционализации принять создание в СССР в 1989 году первых социологических факультетов, функционирует уже более тридцати лет. Но, пожалуй, самый сложный период ее развития предстоит в ближайшие годы в связи с переходом к новой двухуровневой модели высшего образования и разработкой нового федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения. Реализация этих планов имеет определенные издержки (вызовы): 1) лишение социологических направлений подготовки статуса самостоятельной укрупненной группы специальностей (УГСН) и включение социологии в УГСН политологического профиля; 2) введение программы совместного обучения социологов в течение первых двух курсов с представителями политологических направлений и, как следствие, сокращение учебного времени на освоение учебных дисциплин социологического профиля; 3) противоречия между базовым и специализированным уровнями высшего образования, связанные с расширением возможностей выпускников базового уровня по поступлению в аспирантуру. Не урегулированы вопросы определения контрольных цифр приема на УГСН, механизмы их внутреннего распределения между и направлениями подготовки, возможности одновременного освоения «смежных» специальностей. Эти вызовы создают риски для сохранения социологией статуса специальности и направления, а, в конечном счете, угрозу ее самостоятельности, идентичности и дееспособности. В статье обосновываются меры по развитию профессионального социологического образования и по сохранению его статуса в условиях реформирования отечественной системы высшего образования. Прежде всего, это восстановление УГСН по социологии в «Перечне направлений подготовки высшего образования», и тогда новый ФГОС 4 будет ориентирован на родственные направления подготовки, что позволит повысить качество профессионального социологического образования.
Об авторах
Игорь Владимирович Образцов
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: igorobraztsov@rambler.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и заведующий социологической лабораторией Московского государственного лингвистического университета ул. Остоженка, 38, к. 1, Москва, 119034, Россия
Список литературы
- Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Professionalnoe sotsiologicheskoe obrazovanie i obespechenie innovatsionnogo proryva v sisteme obrazovaniya [Professional sociological education and ensuring an innovative breakthrough in the education system]. Sotsiologiya Obrazovaniya. 2012; 9. (In Russ.).
- Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I., Gutnov D.A. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii [Sociological Education in Russia]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Boronoev A.O. Problemy sotsiologicheskogo obrazovaniya i razvitiya sotsiologicheskoy kultury v rossiyskom obshchestve [Problems of sociological education and development of sociological culture in the Russian society]. Sotsiologiya Obrazovaniya. 2011; 10. (In Russ.).
- Bulanova M.B. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii (1960-e gody — nastoyashchee vremya) [Sociological education in Russia (1960s — present)]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2008; 12. (In Russ.).
- Bulanova M.B. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost [Sociological Education in Russia: History and the Present Time]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Bulanova M.B., Medvedeva D.M. Sotsiologicheskoe obrazovanie v regionalnyh vuzah Rossii [Sociological education in Russia’s regional universities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2011; 10. (In Russ.).
- Vasilieva E.N. Otechestvennoe sotsiologicheskoe obrazovanie v kontekste Bolonskogo protsessa [Russian sociological education in the context of the Bologna process]. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2008; 1. (In Russ.).
- Grigoriev S.I. Sotsiologicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: krizisnye yavleniya i puti ih preodoleniya [Sociological education in contemporary Russia: Crisis phenomena and ways to overcome them]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2007; 1. (In Russ.).
- Zborovsky G.E. Sotsiologicheskoe znanie i obrazovanie: problemy vzaimosvyazi [Sociological knowledge and education: Relationship issues]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2012; 8. (In Russ.).
- Zyryanov V.V., Ladyzhets N.S., Temnova L.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii: itogi 30 let [Sociological education in Russia: The results of 30 years]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 1. (In Russ.).
- Zyryanov V.V., Temnova L.V., Sayko E.A. Monitoring osnovnyh obrazovatelnyh programm po napravleniyu “Sotsiologiya”: problemy i tendentsii [Monitoring of the main educational programs in Sociology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014; 5. (In Russ.).
- Osadchaya G.I. Zametki o sotsiologicheskom obrazovanii v Rossii: refleksiya novyh trebovaniy obshchestva [Notes on sociological education in Russia: Reflection on new requirements of the society]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2009; 2. (In Russ.).
- Prokazina N.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: novye vyzovy i perspektivy [Sociological education in contemporary Russia: New challenges and prospects]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye Nauki. 2020; 4. (In Russ.).
- Puzikov V.G. Sotsiologicheskoe obrazovanie v vuze: zadachi i problemy [University sociological education: Tasks and problems]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2008; 6. (In Russ.).
- Sakovich S.M. Nekotorye aspekty razvitiya sotsiologii v sovremennoy Rossii [Some aspects of the development of sociology in contemporary Russia]. Sistemnaya Psikhologiya i Sotsiologiya. 2012; 5. (In Russ.).
- Sillaste G.G. Sotsiologicheskoe obrazovanie v otraslevom vuze: opyt integratsii [Sociological education in the sectoral university: Integration experience]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2007; 2. (In Russ.).
- Skvortsov N.G., Asochakov Yu.V. Sotsiolog: obrazovanie i professionalnye traektorii [Sociologist: Education and professional trajectories]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 3. (In Russ.).
- Skvortsov N.G., Zyryanov V.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie: mezhdu standartami i realiyami [Sociological education: Between standards and realities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
- Fedulova A.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie v vysshey shkole: problemy i perspektivy [Sociological education at the university: Problems and prospects]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005; 4. (In Russ.).
- Fetisov V.Ya. Sudby sotsiologicheskogo obrazovaniya v Rossii [The fate of sociological education in Russia]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2012; 9. (In Russ.).
Дополнительные файлы

