EdTech в социологическом образовании: вызовы и возможности, риски и решения
- Авторы: Проказина Н.В.1,2
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве РФ
- Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 165-175
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323237
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-165-175
- EDN: https://elibrary.ru/WPBGNJ
- ID: 323237
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современная система социологического образования подвержена всем процессам цифровой трансформации, поэтому ключевые вызовы педагогическому сообществу и риски, связанные с появлением новых функций и снижением качества образования, требуют серьезного переосмысления в условиях цифровой трансформации. Тем самым актуализируются задачи определения возможностей EdTech и конструктивных способов их использования в социологическом образовании. Цель статьи - анализ тенденций развития EdTech в образовании, а также условий, технологий и направлений их использования в социологическом образовании. Эмпирическая база статьи - результаты социологических исследований, проведенных международными и российскими организациями по вопросам использования и перспективам развития EdTech. Внедрение и использование технологий в системе образования стремительно развивается, что порождает задачи развития новой цифровой инфраструктуры и соответствующей подготовки/переподготовки педагогических кадров. Система образования должна реагировать на проявляющийся со стороны обучающихся запрос на эмоциональную включенность, поддержку, психологическое благополучие и педагогику заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде. По мнению автора, ключевые задачи, которые необходимо решать в ходе включения EdTech в социологическое образование, таковы: формирование осмысленного подхода к использованию технологий у всех участников образовательного процесса; обучение новым методикам анализа трансформирующейся социальной реальности; определение легитимных способов использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности. В статье подчеркивается динамизм цифровых трансформаций в сфере образования, что обуславливает целесообразность мониторинговых исследований и выстраивания комплексной (инфраструктурной, кадровой, содержательной) стратегии цифровой трансформации с учетом конкретных образовательных программ.
Об авторах
Наталья Васильевна Проказина
Финансовый университет при Правительстве РФ; Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Автор, ответственный за переписку.
Email: nvprokazina@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Ленинградский просп., 49, Москва, 2125167, Россия; ул. Октябрьская, 11, Орел, 302028, РоссияСписок литературы
- Aymaletdinov T.A. Problemy informatizatsii sotsiologicheskogo obrazovaniya v Rossii [Problems of informatization of sociological education in Russia]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2013; 4. (In Russ.).
- Glavnye sfery sotrudnichestva vuzov i EdTech: britanskaya versiya o perspektivah [The main areas of cooperation between universities and EdTech: British version of prospects]. URL: https://skillbox.ru/media/education/glavnye-sfery-sotrudnichestva-vuzov-i-edtech. (In Russ.).
- Kak izmenitsya Edu Tech v Rossii i mire: Iskusstvenny intellekt, virtualnaya realnost i videoobuchenie [How Edu Tech will change in Russia and the world: Artificial intelligence, virtual reality and video training]. URL: https://sberuniversity.ru/upload/edutech/digest/Digest_24.pdf?ysclid=loz7ycfzho86184624. (In Russ.).
- Luchshie praktiki i trendy EdTech v 2023 godu. Kak ispolzovat tekhnologii, chtoby oni usilivali potentsial cheloveka [Best practices and trends in EdTech in 2023: How to use technology to enhance human potential]. URL: https://sberuniversity.ru/upload/edutech/ digest/Digest_27.pdf. (In Russ.).
- Mirovye trendy v rossijskom obrazovanii 2022 [World trends in Russian education 2022]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2022. (In Russ.).
- Mirovye trendy v rossijskom obrazovanii 2023 [World trends in Russian education 2023]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2023. (In Russ.).
- Mirovye trendy obrazovaniya 2024 [World trends in Russian education 2024]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024#trend1. (In Russ.).
- Narbut N.P., Aleshkovsky I.A., Gasparishvili A.T., Kruhmaleva O.V. Vynuzhdennoe distantsionnoe obuchenie kak stimul tekhnologicheskih izmenenij vysshej shkoly Rossii [Forced shift to distance learning as an impetus to technological changes in the Russian higher education]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (3). (In Russ.).
- Obukhov A.S., Tomilina M.V. Segmentatdiya rynka EdTech pri rastushchem sprose na tsifrovye tekhnologii v obrazovanii [EdTech market segmentation under the growing demand for digital technologies in education]. Problemy Sovremennogo Obrazovaniya. 2021; 4. (In Russ.).
- Skvortsov N.G., Zyryanov V.V. Sotsiologicheskoe obrazovanie: mezhdu standartami i realiyami [Sociological education: Between standards and realities]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
- Filatova O.N., Bulaeva M.N., Gushchin A.V. Primenenie nejrosetej v professionalnom obrazovanii [Application of neural networks in professional education]. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya. 2022; 77–3. (In Russ.).
- Filatova O.N., Zinovieva S.A., Nikitina O.N. Gejmifikatsiya obrazovatelnogo protsessa [Gamification of educational process]. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya. 2022; 77–2. (In Russ.).
- Chto takoe EdTech? [What is EdTech?]. URL: https://skillbox.ru/media/education/chtotakoe-edtech. (In Russ.).
- Chudinovskih M.V. Perspektivy razvitiya rynka EdTech v Rossii [Prospects for the development of the EdTech market in Russia]. Baikal Research Journal. 2022; 4. (In Russ.).
- Shirinkina E.V. Proektirovanie pedagogicheskogo dizajna obrazovatelnoj sredy universiteta [Pedagogical design of the university educational environment]. Vestnik SPbGIK. 2021; 1. (In Russ.).
- Shkolniki stali chashche gotovitsya k ekzamenam s repetitorami [Schoolchildren more often prepare for exams with tutors]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63ffc0bd9a7947162bef 4311?from=copy. (In Russ.).
- Shobonov N.A., Bulaeva M.N., Zinovieva S.A. Iskusstvenny intellekt v obrazovanii [Artificial intelligence in education]. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya. 2023; 79–4. (In Russ.).
- Etika i “tsifra”. Korotko o glavnom. Robot-vrach, robot-uchitel, robot-politsejsky: sotsialnye riski i otraslevye eticheskie vyzovy [Ethics and “Digital”. Briefly about the Main Thing. RobotDoctor, Robot-Teacher, Robot-Policeman: Social Risks and Sectoral Ethical Challenges]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- trendov, kotorye izmenyat sferu EdTech: Innovatsionnaya pedagogika [10 trends that will change the EdTech sphere: Innovative pedagogy]. URL: https://sberuniversity.ru/edutechclub/pulse/trendy/39691/?amp&&&. (In Russ.).
- Innovating Pedagogy 2023. URL: https://prismic-io.s3.amazonaws.com/ou-iet/4acfab6d4e5c-4bbd-9bda-4f15242652f2_Innovating+Pedagogy+2023.pdf.
- Technology-Enabled Teaching and Learning at Scale: A Roadmap to 2030. URL: https://repository.jisc.ac.uk/8405/1/technology-enabled-teaching-and-learning-at-scale-report.pdf.
Дополнительные файлы
