Государство в поисках интеллектуальных ресурсов: образ ученого в представлении россиян
- Авторы: Лавров И.А.1, Крыштановская О.В.1, Самохина М.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 204-216
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323241
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-204-216
- EDN: https://elibrary.ru/XDJWOW
- ID: 323241
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Российское государство в условиях глобальных вызовов активно ищет пути для наращивания интеллектуального потенциала как залога технологического суверенитета и гарантии конкурентоспособности страны. Развиваются национальные исследовательские университеты, реализуются механизмы грантовой поддержки исследовательской деятельности, создаются программы привлечения и продвижения молодых ученых. Однако некоторые объективные показатели свидетельствуют о сохраняющихся проблемах в академической сфере: количество научно-исследовательских сотрудников снижается; продолжается «утечка мозгов»; количество аспирантов и людей, защитивших кандидатскую диссертацию, недостаточно для решения поставленных государством задач. В статье рассмотрены общественные представления о престижности профессии ученого и о научном деятеле как фактор, оказывающий негативное влияние на кадровый потенциал в академической сфере. Исследование состояло из двух этапов: 1) 21 фокус-группа в 7 крупных российских городах, чтобы определить престижность профессии ученого по мнению трех поколений россиян; 2) 207 интервью со студентами московских вузов (основная социальная база для вовлечения в научную деятельность) для более детального осмысления образа ученого. По результатам исследования ни одно из трех поколений россиян не считает профессию ученого престижной (уступает политикам, бизнесменам, артистам, блогерам и IT-специалистам). Молодежь более жестко маркирует социальную несправедливость: отмечает исключительную важность ученых для развития страны, их выдающийся интеллект и сложность профессии, но считает их недооцененными и малообеспеченными. Существующий образ ученого предельно дистанцирован от молодежи и не является привлекательным вектором социальной мобильности. Одна из ключевых причин сложившейся ситуации - отсутствие ученых в российском информационном пространстве. Ни на телевидении, ни в кинематографе, ни в социальных сетях не транслируется образ ученого, близкий и притягательный для молодых людей. Если не предпринимать усилий по устранению данного противоречия, то дефицит кадров в науке будет усугубляться, что ставит под угрозу выполнение плана национального развития в России.
Об авторах
Иван Андреевич Лавров
Российский государственный гуманитарный университет
Email: lavrov.sociology@gmail.com
кандидат социологических наук, заместитель директора Научного центра цифровой социологии «Ядовцентр» Российского государственного гуманитарного университета
Миусская площадь, д.6, Москва, 125047, РоссияОльга Викторовна Крыштановская
Российский государственный гуманитарный университет
Email: olgakrysht@yandex.ru
доктор социологических наук, директор Научного центра цифровой социологии «Ядовцентр» Российского государственного гуманитарного университета
Миусская площадь, д.6, Москва, 125047, РоссияМария Владовна Самохина
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.samokhinaa@yandex.ru
аналитик Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр» Российского государственного гуманитарного университета
Миусская площадь, д.6, Москва, 125047, РоссияСписок литературы
- Voroshen O.G. Prestizh professii uchenogo v otsenkah aspirantov akademicheskogo sektora nauki [Prestige of the scientist profession in the assessments of postgraduate students of the academic sector]. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. Minsk; 2021. (In Russ.).
- Dushina S.A., Lomovitskaya V.M. Sotsialnye determinanty kariery molodyh uchenyh v period reformirovaniya rossijskoj nauki (na materialah polevogo issledovaniya) [Social determinants of the young scientists’ career under the reform of Russian science (based on the field research)]. Sotsiologichesky Almanah. 2016; 7. (In Russ.).
- Emelyanova E.E., Lapochkina V.V. Nauchnye kadry Rossii: tendentsii, problemy, perspektivy [Scientific personnel of Russia: Trends, problems, prospects]. ECO. 2022; 4. (In Russ.).
- Efimova G.Z., Gribovsky M.V., Sorokin A.N. Sotsialny prestizh nauchno-pedagogicheskogo rabotnika v Rossii i Evrope: spetsifika sub`ektivnogo vospriyatiya professii [Social prestige of the scientific-pedagogical worker in Russia and Europe: Specifics of the subjective perception of the profession]. Voprosy Obrazovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
- Ivanchenko O.S. Molodye uchenye v Rossii i problemy ih professionalizatsii v nauchnoissledovatelskom diskurse [Young scientists in Russia and the problems of their professionalization in the research discourse]. Gumanitary Yuga Rossii. 2020; 9 (6). (In Russ.).
- Karaulov Yu.N. Semantichesky geshtal associativnogo polya i obrazy soznaniya [Semantic gestalt of associative field and images of consciousness]. Yazykovoe soznanie: soderzhanie i funktsionirovanie. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Manoilo A.V. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v osobyh usloviyah [State Information Policy in Special Conditions]. Moscow; 2003. (In Russ.).
- Murskikh L.V. Status i obraz prepodavatelya v sovremennom obshchestve [Teacher’s status and image in the contemporary society]. Professionalnoe obrazovanie: aktualnye problemy i puti ih resheniya. Orel; 2020. (In Russ.).
- Pavelieva T.Yu. O prestizhe professii uchenogo [On the prestige of the scientist’s profession]. Sotsialno-Politicheskie Nauki. 2016; 3. (In Russ.).
- Plusnin Yu.M. Institutsionalny krizis nauki i novye tsennostnye orientiry professionalnogo uchenogo [Institutional crisis of science and new value orientations of the professional scientist]. Filosofiya Nauki. 2003; 2. (In Russ.).
- Rozhdestvenskaya E.Yu. Akademicheskaya zhenskaya kariera: balansy i disbalansy zhizni i truda [Women’s academic career: Balances and imbalances of life and labor]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsialnye Peremeny. 2019; 3. (In Russ.).
- Gokhberg L.M., Vlasova V.V., Streltsova E.A. (Eds.). Rossijskaya nauka v tsifrah [Russian Science in Numbers]. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Osipov G.V. (Ed.). Rossijskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya [Russian Sociological Encyclopedia]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Rossijsky statistichesky ezhegodnik [Russian Statistical Yearbook]. Moscow; 2022. (In Russ.).
- Shorygin E.A. Obraz sovremennogo uchenogo v predstavlenii studentov [Image of the contemporary scientist in students’ perception]. Nauka. Mysl. 2014; 9. (In Russ.).
- Shuvalova O.R. Prestizh professii uchenogo v mire i v Rossii [Prestige of the scientist’s profession in the world and in Russia]. Naukovedcheskie issledovaniya. Moscow; 2015. (In Russ.).
- Yudkevich M.M., Altbach F.D., Rambli L. Akademichesky inbriding i mobilnost v vysshem obrazovanii: Globalnye perspektivy [Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education: Global Perspectives]. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Cervantes M., Guellec D. The brain drain: Old myths, new realities. OECD Observer. 2002; 230.
Дополнительные файлы
