Образование в цифровом обществе: региональный аспект
- Авторы: Пациорковский В.В.1, Крухмалева О.В.2,3
-
Учреждения:
- Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук
- Российский университет дружбы народов
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 19, № 3 (2019)
- Страницы: 419-431
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340370
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-3-419-431
- ID: 340370
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности пространственного размещения образовательных и научных организаций на территории России как важная составляющая цифрового общества. На обширном социологическом и статистическом материале обосновывается необходимость пересмотра существующего подхода к организационному построению системы высшего образования с учетом проектов «5-100» и создания опорных и федеральных вузов, направленных на укрепление системы высшего профессионального образования в регионах. Авторы анализируют существующие программы, в частности национальные проекты «Образование» и «Наука», с точки зрения новых подходов к их территориальной организации. Цель статьи - анализ региональной доступности основных уровней образования. В качестве ее индикатора рассматривается охват потребителей образовательными услугами того или иного уровня. Статья базируется на гипотезе, что повышение пространственной доступности основных уровней образования вносит важный вклад в повышение устойчивости и ускорение общественного развития. Авторы отмечают, что все принятые программы и относительно новые структурные элементы высшего образования предполагают усиление финансирования и выделение значительных бюджетных средств. С учетом объемов этого финансирования разрыв региональных систем увеличивается и включение новых участников (вузов) в круг наиболее сильных учебных заведений становится все более проблематичным. Между тем именно система высшего образования и связанных с ней научных организаций выступает сегодня одним из основных драйверов развития региона, определяет его кадровый потенциал и место в экономике страны.
Об авторах
Валерий Валентинович Пациорковский
Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: patsv41@gmail.com
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук
Нахимовский проспект, 32, Москва, 117218, РоссияОксана Валерьевна Крухмалева
Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: kruhoks@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; заведующая отделом центра стратегии развития образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1-46, Москва, 119991, РоссияСписок литературы
- Aleshkovsky I.A., Kruhmaleva O.V. Zhiznennye plany i professionalnye oriyentatsii molodezhi: sotsiologichesky analiz [Life plans and professional orientations of the youth: A sociological analysis]. Alma Mater. 2018; 10 (In Russ.).
- Bulatova T.A., Glukhov A.P. Faktory privlecheniya obrazovatelnykh migrantov (na primere sibirskikh vuzov) [Attracting factors for educational migrants (on the example of Siberian universities)]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (1) (In Russ.).
- Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy]. Moscow: Institut russkoy tsivilizatsii; 2009 (In Russ.).
- Issledovanie mezhdunarodnoy konsaltingovoy kompanii Boston Consulting Group [Research of the international consulting company Boston Consulting Group]. https://www.finanz.ru/ novosti/aktsii/polovina-rossiyskikh-uchenykh-zayavili-o-zhelanii-emigrirovat-1027322119 (In Russ.).
- Issledovanie “Tsennostnye oriyentatsii rossiyskogo studenchestva” [The study “Value orientations of the Russian students”]. Moscow: NIU VShE; 2017 (In Russ.).
- Itogovy otchet o rezultatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2017 god [Final report on the results of the analysis of the state and prospects of the education system development in 2017]. Moscow: Minobrnauki; 2017 (In Russ.).
- Klyachko T. Kak ostanovit utechku mozgov iz Rossii? [How to stop the brain drain from Russia?]. Argumenty i fakty. No. 15. 11.04.2018 (In Russ.).
- Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Concept of the Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation up to 2020]. http://www.government.ru/gov/results/13358 (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L. Neravenstvo i obrazovanie: Opyt sotsiologicheskikh issledovaniy zhiznennogo starta rossiyskoy molodezhi (1960-e gody — nachalo 2000 kh) [Inequality and Education: Sociological Studies of the Life Career of the Russian Youth (the 1960s — early 2000s)]. Moscow: TSSP; 2008 (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Molodezh, rynok truda i ekspansiya vysshego obrazovaniya [Youth, labor market and expansion of higher education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015; 11 (In Russ.).
- Lazhentsev V.N. Territorialnoe razvitie kak ekonomiko-geograficheskaya deyatelnost (teoriya, metodologiya, praktika). Novye issledovaniya po regionalnoy ekonomike [Territorial development as an economic and geographical activity (theory, methodology, practice). New studies on regional economy]. Ekonomika Regiona. 2013; 1 (In Russ.).
- Leshukov O.V., Frumin I.D. Flagmanskie universitety: ot sovetskogo opyta k novoy modeli [Flagship universities: From the Soviet experience to a new model]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2017; 21 (4) (In Russ.).
- Lupenkova E.S., Medvedeva E.I. Raskhody semey na obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Family spending on education in Russia and abroad]. Dokhody, raskhody i sberezheniya naseleniya Rossii. Moscow: ISEPN RAN; 2018 (In Russ.).
- Obrazovanie v Rossii—2017. Statistichesky byulleten [Education in Russia—2017. Statistical Bulletin]. Moscow: Moskovsky tekhnologichesky universitet; 2017 (In Russ.).
- Natsionalnye proekty “Obrazovanie” i “Nauka” [National projects “Education” and “Science”]. http://government.ru/projects/selection/741/35675 (In Russ.).
- Patsiorkovskiy V.V. Bolshaya semya i usadebnoe domokhozyaystvo — sotsialnaya norma zhizni lyudey [Big family and the manor household as a social norm of people’s lives]. Nastoyashchee i budushchee semyi v menyayushchemsya mire. Vol. 2. Moscow: Ekonomicheskoe obozrenie; 2018 (In Russ.).
- Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli—2017 [Regions of Russia. Social-Economic Indicators—2017]. Moscow: Rosstat; 2017 (In Russ.).
- Simon B. Obshchestvo i obrazovanie [Society and Education]. Moscow: Progress; 1989 (In Russ.).
- Toffler A. Tretya volna [The Third Wave]. Moscow: AST; 2010 (In Russ.).
- Sheregi F.E., Kharcheva V.G., Serikov V.V. Sotsiologiya obrazovaniya: prikladnoy aspect [Sociology of Education: An Applied Aspect]. M.: Academia; 2001 (In Russ.).
- Nieto S. Public education in the XX century and beyond: High hopes, broken promises and an uncertain future. Harvard Educational Review. 2005; 75 (1).
Дополнительные файлы
