Образование в цифровом обществе: региональный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности пространственного размещения образовательных и научных организаций на территории России как важная составляющая цифрового общества. На обширном социологическом и статистическом материале обосновывается необходимость пересмотра существующего подхода к организационному построению системы высшего образования с учетом проектов «5-100» и создания опорных и федеральных вузов, направленных на укрепление системы высшего профессионального образования в регионах. Авторы анализируют существующие программы, в частности национальные проекты «Образование» и «Наука», с точки зрения новых подходов к их территориальной организации. Цель статьи - анализ региональной доступности основных уровней образования. В качестве ее индикатора рассматривается охват потребителей образовательными услугами того или иного уровня. Статья базируется на гипотезе, что повышение пространственной доступности основных уровней образования вносит важный вклад в повышение устойчивости и ускорение общественного развития. Авторы отмечают, что все принятые программы и относительно новые структурные элементы высшего образования предполагают усиление финансирования и выделение значительных бюджетных средств. С учетом объемов этого финансирования разрыв региональных систем увеличивается и включение новых участников (вузов) в круг наиболее сильных учебных заведений становится все более проблематичным. Между тем именно система высшего образования и связанных с ней научных организаций выступает сегодня одним из основных драйверов развития региона, определяет его кадровый потенциал и место в экономике страны.

Об авторах

Валерий Валентинович Пациорковский

Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: patsv41@gmail.com

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Нахимовский проспект, 32, Москва, 117218, Россия

Оксана Валерьевна Крухмалева

Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: kruhoks@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; заведующая отделом центра стратегии развития образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1-46, Москва, 119991, Россия

Список литературы

  1. Aleshkovsky I.A., Kruhmaleva O.V. Zhiznennye plany i professionalnye oriyentatsii molodezhi: sotsiologichesky analiz [Life plans and professional orientations of the youth: A sociological analysis]. Alma Mater. 2018; 10 (In Russ.).
  2. Bulatova T.A., Glukhov A.P. Faktory privlecheniya obrazovatelnykh migrantov (na primere sibirskikh vuzov) [Attracting factors for educational migrants (on the example of Siberian universities)]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (1) (In Russ.).
  3. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva [Philosophy of Economy]. Moscow: Institut russkoy tsivilizatsii; 2009 (In Russ.).
  4. Issledovanie mezhdunarodnoy konsaltingovoy kompanii Boston Consulting Group [Research of the international consulting company Boston Consulting Group]. https://www.finanz.ru/ novosti/aktsii/polovina-rossiyskikh-uchenykh-zayavili-o-zhelanii-emigrirovat-1027322119 (In Russ.).
  5. Issledovanie “Tsennostnye oriyentatsii rossiyskogo studenchestva” [The study “Value orientations of the Russian students”]. Moscow: NIU VShE; 2017 (In Russ.).
  6. Itogovy otchet o rezultatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2017 god [Final report on the results of the analysis of the state and prospects of the education system development in 2017]. Moscow: Minobrnauki; 2017 (In Russ.).
  7. Klyachko T. Kak ostanovit utechku mozgov iz Rossii? [How to stop the brain drain from Russia?]. Argumenty i fakty. No. 15. 11.04.2018 (In Russ.).
  8. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Concept of the Sustainable Development of Rural Territories of the Russian Federation up to 2020]. http://www.government.ru/gov/results/13358 (In Russ.).
  9. Konstantinovsky D.L. Neravenstvo i obrazovanie: Opyt sotsiologicheskikh issledovaniy zhiznennogo starta rossiyskoy molodezhi (1960-e gody — nachalo 2000 kh) [Inequality and Education: Sociological Studies of the Life Career of the Russian Youth (the 1960s — early 2000s)]. Moscow: TSSP; 2008 (In Russ.).
  10. Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Molodezh, rynok truda i ekspansiya vysshego obrazovaniya [Youth, labor market and expansion of higher education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015; 11 (In Russ.).
  11. Lazhentsev V.N. Territorialnoe razvitie kak ekonomiko-geograficheskaya deyatelnost (teoriya, metodologiya, praktika). Novye issledovaniya po regionalnoy ekonomike [Territorial development as an economic and geographical activity (theory, methodology, practice). New studies on regional economy]. Ekonomika Regiona. 2013; 1 (In Russ.).
  12. Leshukov O.V., Frumin I.D. Flagmanskie universitety: ot sovetskogo opyta k novoy modeli [Flagship universities: From the Soviet experience to a new model]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2017; 21 (4) (In Russ.).
  13. Lupenkova E.S., Medvedeva E.I. Raskhody semey na obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Family spending on education in Russia and abroad]. Dokhody, raskhody i sberezheniya naseleniya Rossii. Moscow: ISEPN RAN; 2018 (In Russ.).
  14. Obrazovanie v Rossii—2017. Statistichesky byulleten [Education in Russia—2017. Statistical Bulletin]. Moscow: Moskovsky tekhnologichesky universitet; 2017 (In Russ.).
  15. Natsionalnye proekty “Obrazovanie” i “Nauka” [National projects “Education” and “Science”]. http://government.ru/projects/selection/741/35675 (In Russ.).
  16. Patsiorkovskiy V.V. Bolshaya semya i usadebnoe domokhozyaystvo — sotsialnaya norma zhizni lyudey [Big family and the manor household as a social norm of people’s lives]. Nastoyashchee i budushchee semyi v menyayushchemsya mire. Vol. 2. Moscow: Ekonomicheskoe obozrenie; 2018 (In Russ.).
  17. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli—2017 [Regions of Russia. Social-Economic Indicators—2017]. Moscow: Rosstat; 2017 (In Russ.).
  18. Simon B. Obshchestvo i obrazovanie [Society and Education]. Moscow: Progress; 1989 (In Russ.).
  19. Toffler A. Tretya volna [The Third Wave]. Moscow: AST; 2010 (In Russ.).
  20. Sheregi F.E., Kharcheva V.G., Serikov V.V. Sotsiologiya obrazovaniya: prikladnoy aspect [Sociology of Education: An Applied Aspect]. M.: Academia; 2001 (In Russ.).
  21. Nieto S. Public education in the XX century and beyond: High hopes, broken promises and an uncertain future. Harvard Educational Review. 2005; 75 (1).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».