ОППОЗИЦИЯ «ЗАПАД-НЕЗАПАД» В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ: PRO ET CONTRA
- Авторы: Радкевич КВ1, Шабага АВ1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018)
- Страницы: 20-32
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340409
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-20-32
- ID: 340409
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуется феномен противопоставления социального знания в форме оппозиции «Запад-Незапад» и его социально-политические и идентификационные последствия. Изучается история вопроса и рассматриваются пути преодоления порожденного им научного и социального противостояния. В этом аспекте рассматривается природа концептуальной оппозиции социальных доктрин Запада и Востока и возможности их конвергенции. Необходимость конвергенции западного и восточного социального знания существует давно, но особую остроту она приобрела в ходе распада колониальной системы, когда возникшие на ее обломках страны Латинской Америки, Азии и Африки стремились утвердить свою национальную и государственную идентичность не только в политической, но и в научной сфере. Такая последовательность (от политики - к науке) объясняет попытки объявить социальные и социально-политические доктрины, декларируемые или реализуемые в бывших колониальных странах, явлением уникальным и не имеющим надежных аналогов в западном научном знании. В силу этого установление методологической значимости концепции «незападных» теорий представляется весьма актуальным. Для решения этой задачи особенности социально-политического знания стран Азии, Африки и Латинской Америки сравниваются с социальными ценностями стран Западной Европы, Китая и других стран. В частности, сравнивается аксиологическая триада Т. Хойса (демократия, римское право, христианская этика) и китайская диада (воля народа (minxin suoxiang) - три устоя (sāngāng)). В контексте оппозиции «Запад-Незапад» рассматриваются западноевропейские, китайские, японские, индийские, африканские, латиноамериканские социально-политические конструкты. Анализируется продуктивность некоторых категориальных оппозиций и контаминаций, принятых в сфере социального знания. Показывается теоретическая несостоятельность концепции мультикультурализма. Исследуются проблемы европоцентризма и западноевропейского мессианизма на примерах соотнесения с китаецентризмом, концепциями африканского и латиноамериканского национализма. В рамках этих сопоставлений категории «Запад» и «Незапад» описываются как пример метатеоретического инструментария (и в силу этого они могут быть легко объяснены в парадигме социального конструирования реальности). В результате исследования делается вывод, что понятия Запада и Незапада не имеют подлинно научного статуса. Они выступают как своеобразные маркеры социальных ценностей, претендующие на особое идентификационное значение, т.е. имеющие прямое отношение к самопредставлению. Это - своеобразные политические декларации, а не свидетельство эпистемологических различий основ социального знания в разных частях земного шара.
Об авторах
К В Радкевич
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: radkevich@rambler.ru
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
А В Шабага
Российский университет дружбы народов
Email: schabaga@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Berger P.L., Luckmann T. Socialnoye konstruirovaniye realnosti. Traktat po sociologii znaniya [The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge]. Moscow; 1995 (In Russ).
- Bodin J. Metod liogkogo poznaniya istorii [Method for the Easy Comprehension of History]. Moscow; 2000 (In Russ).
- Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala XX veka [Foreign policy of Russia of the XIX and the beginning of the XX century]. Dokumenty Rossijskogo ministerstva inostrannyh del. Serija 1: 1801—1815. Vol. VIII. Moscow; 1972 (In Russ).
- Herodotos. Istoriya v devyati knigah [The History]. Leningrad; 1972 (In Russ).
- Ivanovsky Z.V. Bolivariansky alians dlia Ameriki: dostizheniya i trudnosti alternativnoj modeli razvitiya. Vvedenie [Bolivarian Alliance for America: Achievements and difficulties of an alternative development model. Introduction]. Integratsionnye protsessy v Latinskoj Amerike: sostoyanie i perspektivy. Moscow; 2012 (In Russ).
- Kuznetsov A.M., Kozinets A.I. Nezapadnye teorii mezhdunarodnyh otnoshenij — ot marginalnosti k priznaniyu [Non-Western theories of international relations — from marginality to recognition]. Oikumena. 2016: 4 (In Russ).
- Marx K. K kritike politicheskoj ekonomii. Predislovie [A Contribution to the Critique of Political Economy. Preface]. Sobranie sochinenij. Vol. 13. Moscow; 1959 (In Russ).
- Mahabharata. Kniga vtoraya. Sabhaparva ili kniga o sobranii [The Mahābhārata. Sabha Parva. The Book of the Assembly Hall]. Мoscow; 1992 (In Russ).
- Montesquieu Ch.L. Izbrannye proizvedeniya. O duhe zakonov [Selected Papers. The Spirit of the Laws]. Moscow; 1999. (In Russ).
- Panarin A.S. Politologiya. Zapadnaya i Vostochnaya traditsii [Political Science. Western and Eastern Traditions]. Мoscow; 2000 (In Russ).
- Piatakov A.N. Venesuela kak osnova Bolivarianskogo aliansa dlya Ameriki [Venezuela as the basis of the Bolivarian Alliance for America]. Integratsionnye processy v Latinskoj Amerike: sostoyanie i perspektivy. Moscow; 2012 (In Russ).
- Said E.W. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism. Western Concepts of the East]. Saint Petersburg; 2006 (In Russ).
- Zhao Tingyan. Sovremennyj vzglyad na kitajskuyu mechtu [Contemporary interpretation of the Chinese dream]. Mezhdunarodnye Protsessy. 2015: 13 (2) (In Russ).
- Chugrov S.V. Suschestvuet li nezapadnaya politologiya (“Politicheskaya teoriya” T. Inoguti) [Is there a Non-Western political science (T. Inoguchi’s “Political Theory”)]. Politicheskie Issledovaniya. 2016: 4 (In Russ).
- Strauss L. Klassicheskoe obrazovanie i otvetstvennost [Liberal education and responsibility]. Vvedenie v politicheskuyu filosofiyu. Moscow; 2000 (In Russ).
- Berger R. Europas Werte, Europas Wirtschaft. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 21.07.2013.
- Dieterich H. Der Sozialismus des 21. Jahrhunderts: Wirtschaft, Gesellschaft und Demokratie nach den globalen Kapitalismus. Berlin; 2006.
- Hulin M. Hegel et l’Orient. Paris; 1979.
- Kipling J.R. The ballad of East and West. Rudyard Kipling and his World. London; 1975.
- Non-Western International Relations Theory: Perspectives on and Beyond Asia. London— New York; 2010.
- Ren Xiao. Toward a Chinese school of international relations? China and the New International Orders. New York; 2008.
- Stead W.T. The Last Will and Testament of Cecil J. Rhodes. London; 1902.
Дополнительные файлы
