ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА
- Авторы: Подлесная М.А.1
-
Учреждения:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2018)
- Страницы: 431-442
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340438
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-3-431-442
- ID: 340438
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса, какими способами православная община как наиболее традиционная социальная общность встраивается в современную систему технологий. В начале статьи дается описание того, что есть технологическая система, проводится анализ ее основных черт, возможностей и ограничений. Основными чертами технологической системы в статье выступают ее децентрализация, ослабление иерархичности и укрепление связей по горизонтали, гибкость, саморегулируемость, адаптивность, тотальность и использование человека как алгоритмически действующего субъекта. Автор подчеркивает, что не последнюю роль в изучении технологической системы играет системный подход в социологии, в связи с чем применительно к исследованию приходских общин рассматривается подход Н. Лумана, а также приводятся основные критические положения в адрес его работ. В статье также исследуется современный церковный дискурс о модернизации приходских общин, возникший в том числе благодаря популяризации взглядов Лумана и других представителей системного подхода. Кроме того, одним из наиболее важных автор считает вопрос о современном человеке, в частности, о его будущности в условиях технологической системы, поэтому в статье представлен разбор понятий «киборг», «мутант», «клон», «виртуальный человек», «постчеловек». Автор делает ряд выводов о том, как может реагировать на изменение человека приходская община, каковы для нее в связи с этим наиболее возможные риски. Так, превращение общины в хорошо управляемую и отлаженную систему или сеть означает ее рационализацию, которая при первом приближении необходима и решает назревшие проблемы, при втором - лишает ее жизненности: современный человек найдет себя в этой общине, но вряд ли она в полной мере будет христианской.
Об авторах
Мария Александровна Подлесная
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yamap@yandex.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела анализа социокультурных оснований политических процессов Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, исполнительный директор информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
ул. Новокузнецкая, 23-5А, Москва, 115184, РоссияСписок литературы
- Aksenova O.V. Paradigma socialnogo dejstviya: professionaly v rossijskoj modernizatsii [Paradigm of Social Action: Professionals in the Russian Modernization]. Moscow; 2016 (In Russ.).
- Argamakova A.A. Mezhdu tehnologicheskoj utopiej i antiutopiej: igry i socialnoe proektirovanie [Between technological utopia and anti-utopia: Games and social design]. Epistemologiya i Filosofiya nauki. 2017; 4 (In Russ.).
- Bagrina A.Yu. 30000000 “nedoprihozhan”: obschina, perekhod, prihod, priezd [30000000 ‘not-quite-parishioners’: Community, transfer, and arrival]. Almanah “Lodka”. Moscow; 2016: 196—228 (In Russ.).
- Burgess J. Prihodskaya zhizn v SShA i Rossii: voprosy ob obschine i vosterkovlenii [Parish life in the US and Russia: Questions about the community and churching]. Prihod Russkoj pravoslavnoj tserkvi v Rossii i za rubezhom. Materialy k izucheniyu prihodskoj zhizni Vyp. 2. Otv. red. I.P. Ryazantsev, red.-sost. M.A. Podlesnaya. Moscow; 2013 (In Russ.).
- Velikanov Pavel, prot., Rtishchev Fedor, svyasch. O zhizni prihodskoj [On the life of the parish]. http://www.bogoslov.ru/text/4408505.html (In Russ.).
- Vorontsova E. Teologicheskaya retsepciya sociologii religii Niklasa Luhmanna: Materialy seminara “Sociologiya religii” [Theological reception of the sociology of religion by Niklas Luhmann: Proceedings of the seminar “Sociology of Religion”]. http//:socrel.pstgu.ru (In Russ.).
- Guryanov V.N. Niklas Luhmann: obschestvo kak autopojeticheskaya sistema [Niklas Luhmanm: Society as an autopoietic system]. Filosofskie Issledovaniya. 2009; 3 (In Russ.).
- Desnitsky A. Esli my hotim uvidet molodyozh v Tserkvi — nam nuzhno podvinutsya [If we want to see the youth in the Church we have to move]. http://www.pravmir.ru/esli-mi-hotim-uvidet-molodej-v-tserkvi (In Russ.).
- Poslanie prezidenta RF Putina V.V. Federalnomu sobraniyu ot 01.03.2018 g. [Message from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly on March 1, 2018]. https://ria.ru/politics/20180301/1515501294.html (In Russ.).
- Rtishchev Fedor, svyasch. K utochneniyu ponyatiya “prihod otkrytogo tipa” [Clarification of the term an ‘open parish’]. http://www.bogoslov.ru/text/4524604.html (In Russ.).
- Urri J. Sociologiya za predelami obschestv. Vidy mobilnosti dlya XXI stoletiya [Sociology Outside Societies. Types of Mobility for the 21st Century]. Moscow; 2012 (In Russ.).
- Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoe buduschee [Our Posthuman Future]. Moscow; 2004 (In Russ.).
- Habermas J. Otnosheniya mezhdu sistemoj i zhiznennym mirom v usloviyah pozdnego kapitalizma [Relations between the system and the life world under the late capitalism]. THESIS. 1993; 2 (In Russ.).
- Khorugy S.S. Postchelovek, virtualnyj chelovek i ih socium [A post-man, a virtual man, and their society]. Vestnik MGOU. 2016; 3 (In Russ.).
- Khorugy S.S. Russkaya religiozno-filosofskaya mysl ob izmeneniyah cheloveka pod vozdejstviem tekhnogennoj sredy [Russian religious-philosophical thought on human changes in the technogenic environment]. http://www.bogoslov.ru/text/4551920.html (In Russ.).
Дополнительные файлы

