(Свое)временность современного искусства: эстетические практики эпохи модерна и их теоретические описания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлена характеристика некоторых особенностей «модернистского» (в специально-эстетическом смысле) искусства как комплексного социокультурного феномена. Эстетические практики, определяющие черты указанного этапа в развитии искусства, рассматриваются в контексте широкого спектра влияний и тенденций, образующих своеобразие «эпохи модерна» (в социологическом смысле) и ее общественных структур. Анализируются ключевые положения концепций современного искусства, предложенных К. Гринбергом, Т. Адорно и У. Эко.

Об авторах

Д Г Подвойский

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: dpodvoiski@yandex.ru

Российский университет дружбы народов

П Б Жураковская

Российский университет дружбы народов

Email: rudn@rudn.ru

Российский университет дружбы народов

Список литературы

  1. Adorno T.V. Esteticheskaya teoriya. - M.: Respublika, 2001.
  2. Ben'yamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti // Ben'yamin V. Izbrannye esse. - M.: Medium, 1996.
  3. Breton A. «Sotsial'noe osvobozhdenie cheloveka kasalos' nas ne v men'shei stepeni, chem raskreposhchenie dukha…» // Khudozhestvennyi zhurnal. - 1996. - T. 11.
  4. Veber M. Nauka kak prizvanie i professiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya. - M.: Progress, 1990.
  5. Grinberg K. Avangard i kitch // Khudozhestvennyi zhurnal. - 2005. - T. 60.
  6. Grois B. Kommentarii k iskusstvu. - M.: Izdatel'stvo «Khudozhestvennyi zhurnal», 2003.
  7. Grem G. Filosofiya iskusstva. Vvedenie v estetiku. - M.: Slovo/Slovo, 2004.
  8. Zimmel' G. Konflikt sovremennoi kul'tury // Zimmel' G. Izbrannoe v 2-kh tomakh. - T. 1. - M.: Yurist, 1996.
  9. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya // Kant I. Sobranie sochinenii. - T. 5. - M.: Mysl', 1966.
  10. Markuze G. Odnomernyi chelovek. - M.: REFL-book, 1994.
  11. Markuze G. Eros i tsivilizatsiya. - K.: ISA, 1995.
  12. Ortega-i-Gasset Kh. Estetika. Filosofiya kul'tury. - M.: Iskusstvo, 1991.
  13. Rouz B. Amerikanskaya zhivopis'. Dvadtsatyi vek. - Parizh: Skira Booking International, 1995.
  14. Furs V.N. Filosofiya nezavershennogo moderna Yurgena Khabermasa. - Mn.: Ekonompress, 2000.
  15. Khabermas Yu. Politicheskie raboty. - M.: Praksis, 2005.
  16. Khorkkhaimer M., Adorno T.V. Dialektika prosveshcheniya. Filosofskie fragmenty. - M.- SPb.: «Medium», «Yuventa», 1997.
  17. Shuripa S. Shvy i razryvy INC, ili o progresse v molodom iskusstve // Khudozhestvennyi zhurnal. - 2005. - T. 60.
  18. Eko U. Otkrytoe proizvedenie. Forma i neopredelennost' v sovremennoi poetike. - SPb.: Symposium, 2006.
  19. Bürger P. Theory of the Avant-Garde. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.
  20. Calinescu M. Five Faces of Modernity: Modernism, Avant-garde, Decadence, Kitsch, Postmodernism. - Durham: Duke University Press, 1987.
  21. Collins M. This is Modern Art. - L.: Weidenfeld & Nicolson, 2004.
  22. Craven D. Abstract Expressionism as Cultural Critique: Dissent During the McCarthy Period. - N.Y.: Cambridge University Press, 1999.
  23. Herskovic M. American Abstract Expressionism of the 1950s. An Illustrated Survey. - N.Y.: New York School Press, 2003.
  24. Herskovic M. New York School Abstract Expressionists Artists. Choice by Artists. - N.Y.: New York School Press, 2000.
  25. Hughes R. The Decline and Fall of the Avant-Garde // Idea Art. A Critical Anthology / Ed. by G. Battcock. - N.Y.: I.P. Dutton, 1973.
  26. Kelly M. The Political Autonomy of Contemporary Art: the Case of the 1993 Whitney Biennial // Politics and Aesthetics in the Arts / Ed. by S. Kemal and I. Gaskell. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  27. Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1968.
  28. Rosenberg H. The American Action Painters <http://www.poetrymagazines.org.uk/magazine/record.asp?id=9798> // The London Magazine. Vol. 1. №. 4. Retrieved on 20 August. 2006 // <http://www.poetrymagazines.org.uk/magazine/record.asp?id=9798>
  29. Saunders S.F. Who Paid the Piper? The Cultural Cold War: the CIA and the World of Arts and Letters. - L.: Granta Books, 1999.
  30. Schubert C. The Curator's Egg. - L.: One-Off Press, 2002.
  31. Wechsler J. Pathways and Parallels: Roads to Abstract Expressionism. - N.Y.: Hollis Taggart Galleries, 2007.
  32. Wölfflin H. Principles of Art History. - N.Y.: Dover Publications, 1950.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».