Типологии аномалий в высшем образовании
- Авторы: Зборовский Г.Е.1, Амбарова П.А.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 21, № 3 (2021)
- Страницы: 497-511
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322693
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511
- ID: 322693
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.
Об авторах
Гарольд Ефимович Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, РоссияПолина Анатольевна Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: borges75@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, РоссияСписок литературы
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Imitatsii v vysshem obrazovanii kak sotsialnaya problema [Imitations in higher education as a social problem]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (5). (In Russ.).
- Babintsev V.P., Rimsky V.P. Byurokratizatsiya vuza kak antiintellektualny protsess [Bureaucratization of the university as an anti-intellectual process]. Nauka. Iskusstvo. Kultura. 2014; 4. (In Russ.).
- Babintsev V.P., Serkina Ya.I. Imitatsii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii [Imitations in the Russian higher education]. Innovatika i Ekspertiza. 2019; 2. (In Russ.).
- Balatsky E. Dissertatsionnaya lovushka [Dissertation trap]. Svobodnaya Mysl–XXI. 2005; 2. (In Russ.).
- Balatsky E.V. Formirovanie “dissertatsionnoj lovushki” [Formation of the “dissertation trap”]. Ekonomika Obrazovaniya. 2008; 4. (In Russ.).
- Vakan L. Sotsiologiya obrazovaniya P. Bourdieu [Sociology of education by P. Bourdieu]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2007; 6. (In Russ.).
- Volchik V.V., Filonenko Yu.V., Averkieva E.S., Shiriaev I.M. Byurokratizatsiya i adaptivnoe povedenie v sfere vysshego obrazovaniya [Bureaucratization and adaptive behavior in higher education]. Journal of Economic Regulation. 2016; 7 (4). (In Russ.).
- Denisova-Shmidt E.V., Leontieva E.O. Kategoriya “neobuchaemyh” studentov kak sotsialny fenomen universitetov (na primere dalnevostochnyh vuzov) [The category of “uneducated” students as a social phenomenon of universities (on the example of Far Eastern universities)]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2015; 9. (In Russ.).
- Denisova-Shmidt E.V., Huber M., Leontieva E.O. Okazyvayut li antikorruptsionnye prosvetitelskie kampanii vliyanie na studentov? Po rezultatam issledovaniy v Rossii i Ukraine [Do anti-corruption educational campaigns affect students? Some evidence from Russia and Ukraine]. Voprosy Obrazovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
- Durkheim E. Samoubijstvo. Sotsiologichesky etyud [Suicide. Sociological Study]. Moscow; 1994. (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Doverie v vysshem obrazovanii kak sotsiologicheskaya problema [Trust in higher education as a sociological issue]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2018; 24 (4). (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Ekaterinburg; 2019. (In Russ.).
- Indikatory obrazovaniya 2020 [Education Indicators 2020]. Мoscow; 2020. (In Russ.).
- Kalimulin T.R. Rossijsky rynok dissertatscionnyh uslug [Russian market of dissertation services]. Ekonomicheskaya Sotsiologiya. 2005; 4–5. (In Russ.).
- Kolesnikova I.A. Akademichesky gostrajting — rynok imitatsii nauchno-obrazovatelnoj aktivnosti [Academic state-writing as a market for imitating the scientific-educational activity]. Nepreryvnoe Obrazovanie: XXI vek. 2017; 2. (In Russ.).
- Krasinskaya L.F. Modernizatsiya, optimizatsiya, byurokratizatsiya… chto ozhidaet vysshuyu shkolu zavtra? [Modernization, optimization, bureaucratization.. What awaits the higher school tomorrow?]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 3. (In Russ.).
- Kurbatova M.V., Kagan E.S. Opportunizm prepodavatelej vuzov kak sposob prisposobleniya k usileniyu vneshnego kontrolya deyatelnosti [Opportunism of university teachers as a way to adapt to the external control strengthening]. Journal of Institutional Studies. 2016; 8 (3). (In Russ.).
- Latov Yu.V. Obman v uchebnom protsesse [Cheating in the learning process]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2007; 1. (In Russ.).
- Latov Yu.V. Simulyakry znanij i obrazovatelnye neravenstva v sfere andragogicheskogo obrazovaniya [Simulacra of knowledge and educational inequalities in the andragogical education]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya. 2014; 2. (In Russ.).
- Latov Yu.V., Klyucharev G.A. Neformalnye “pravila igry” v obrazovatelnoj sisteme: simulyatsiya obrazovaniya, simulyakry i brokery znanij [Informal “rules of the game” in the educational system: Education simulation, simulacra, and knowledge brokers]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2015; 2. (In Russ.).
- Merton R.K. Sotsialnaya struktura i anomiya [Social structure and anomie]. Sociologicheskie Issledovaniya. 1992; 3. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye orientatsii i sotsialnoe samochuvstvie studenchestva: rezultaty issledovatelskogo proekta [Value Orientations and Social Well-Being of Students: Results of the Research Project]. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Radaev V.V., Chirikov I.S. Otnoshenie studentov i prepodavatelej k nakazaniyam za plagiat i spisyvanie [The attitude of students and teachers to penalties for plagiarism and cheating]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2006; 4. (In Russ.).
- Seliverstova N.A. Imitatsiya obrazovatelnyh praktik v sfere vysshego obrazovaniya [Imitation of educational practices in higher education]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
- Sotsiologichesky entsiklopedichesky slovar [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Pod red. G.V. Osipova. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Trubnikova E.I. Proekt 5–100: vzglyad cherez prizmu teorii institutsionalnoj korruptsii [Project 5-100: A look through the prism of the theory of institutional corruption]. Mir Rossii. 2020; 29 (2). (In Russ.).
- Shmeleva E.D. Akademicheskoe moshennichestvo v sovremennyh universitetah: obzor teoreticheskih podhodov i rezultatov empiricheskih issledovanij [Academic fraud in contemporary universities: A review of theoretical approaches and empirical research]. Ekonomicheskaya Sociologiya. 2015; 16 (2). (In Russ.).
- Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Michigan; 1994.
- Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge; 2000.
- Bourdieu P. La noblesse d'Etat: grandes écoles et esprit de corps. Paris; 1989.
- Corruption in higher education: Global challenges and responses. Global Perspectives on Higher Education. Vol. 46. Brill; 2020.
- Hensley L.C., Kirkpatrick K.M., Burgoon J.M. Relation of gender, course enrollment, and grades to distinct forms of academic dishonesty. Teaching in Higher Education. 2013; 18 (8).
- Murdock T.B., Beauchamp A.S., Hinton A.M. Predictors of cheating and cheating attributions: Does classroom context influence cheating and blame for cheating? European Journal of Psychology of Education. 2008; 23 (4).
- Thelin J.R. An embarrassment of riches: Admission and ambition in American higher education. Society. 2019; 56 (4).
Дополнительные файлы
