Типологии аномалий в высшем образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях трансформации российского высшего образования его развитию мешает широкое распространение аномалий. Они несут в себе серьезные риски для вузов, отечественной высшей школы и российского общества. В статье дается авторская трактовка аномалий в высшем образовании как нарушений содержательного, структурного и функционального характера, вызванных рассогласованием действий и взаимодействий в вузах с фундаментальными нормами, регулирующими отношения в высшей школе. Цель статьи - разработка типологий аномалий в высшем образовании. Практический смысл типологий заключается в том, чтобы в дальнейшем на их основе предложить социальные технологии, механизмы и формы предупреждения и преодоления нарушений в высшем образовании. Реализуются три методологических подхода к исследованию аномалий: институциональный, структурный и общностный. Предлагается теоретическая рамка исследований аномалий в высшей школе. Типологии аномалий в высшем образовании разработаны на основе следующих критериев: 1) характер нарушаемых норм - аномалии, относящиеся к девиантному (нарушение моральных норм) или делинквентному (нарушение правовых норм) поведению; 2) характер проявления аномалий - явные и латентные их типы; 3) сферы проявления аномалий - в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности, управлении, воспитании, социальной активности; 4) уровни проявлений аномалий - институциональный, системный, общностный, и на каждом имеют место разные типы аномалий; 5) субъекты аномального поведения в вузе - общности студентов, научно-педагогических и управленческих работников.

Об авторах

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com

доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

Полина Анатольевна Амбарова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: borges75@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

Список литературы

  1. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Imitatsii v vysshem obrazovanii kak sotsialnaya problema [Imitations in higher education as a social problem]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2021; 30 (5). (In Russ.).
  2. Babintsev V.P., Rimsky V.P. Byurokratizatsiya vuza kak antiintellektualny protsess [Bureaucratization of the university as an anti-intellectual process]. Nauka. Iskusstvo. Kultura. 2014; 4. (In Russ.).
  3. Babintsev V.P., Serkina Ya.I. Imitatsii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii [Imitations in the Russian higher education]. Innovatika i Ekspertiza. 2019; 2. (In Russ.).
  4. Balatsky E. Dissertatsionnaya lovushka [Dissertation trap]. Svobodnaya Mysl–XXI. 2005; 2. (In Russ.).
  5. Balatsky E.V. Formirovanie “dissertatsionnoj lovushki” [Formation of the “dissertation trap”]. Ekonomika Obrazovaniya. 2008; 4. (In Russ.).
  6. Vakan L. Sotsiologiya obrazovaniya P. Bourdieu [Sociology of education by P. Bourdieu]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2007; 6. (In Russ.).
  7. Volchik V.V., Filonenko Yu.V., Averkieva E.S., Shiriaev I.M. Byurokratizatsiya i adaptivnoe povedenie v sfere vysshego obrazovaniya [Bureaucratization and adaptive behavior in higher education]. Journal of Economic Regulation. 2016; 7 (4). (In Russ.).
  8. Denisova-Shmidt E.V., Leontieva E.O. Kategoriya “neobuchaemyh” studentov kak sotsialny fenomen universitetov (na primere dalnevostochnyh vuzov) [The category of “uneducated” students as a social phenomenon of universities (on the example of Far Eastern universities)]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2015; 9. (In Russ.).
  9. Denisova-Shmidt E.V., Huber M., Leontieva E.O. Okazyvayut li antikorruptsionnye prosvetitelskie kampanii vliyanie na studentov? Po rezultatam issledovaniy v Rossii i Ukraine [Do anti-corruption educational campaigns affect students? Some evidence from Russia and Ukraine]. Voprosy Obrazovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
  10. Durkheim E. Samoubijstvo. Sotsiologichesky etyud [Suicide. Sociological Study]. Moscow; 1994. (In Russ.).
  11. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Doverie v vysshem obrazovanii kak sotsiologicheskaya problema [Trust in higher education as a sociological issue]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2018; 24 (4). (In Russ.).
  12. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Ekaterinburg; 2019. (In Russ.).
  13. Indikatory obrazovaniya 2020 [Education Indicators 2020]. Мoscow; 2020. (In Russ.).
  14. Kalimulin T.R. Rossijsky rynok dissertatscionnyh uslug [Russian market of dissertation services]. Ekonomicheskaya Sotsiologiya. 2005; 4–5. (In Russ.).
  15. Kolesnikova I.A. Akademichesky gostrajting — rynok imitatsii nauchno-obrazovatelnoj aktivnosti [Academic state-writing as a market for imitating the scientific-educational activity]. Nepreryvnoe Obrazovanie: XXI vek. 2017; 2. (In Russ.).
  16. Krasinskaya L.F. Modernizatsiya, optimizatsiya, byurokratizatsiya… chto ozhidaet vysshuyu shkolu zavtra? [Modernization, optimization, bureaucratization.. What awaits the higher school tomorrow?]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 3. (In Russ.).
  17. Kurbatova M.V., Kagan E.S. Opportunizm prepodavatelej vuzov kak sposob prisposobleniya k usileniyu vneshnego kontrolya deyatelnosti [Opportunism of university teachers as a way to adapt to the external control strengthening]. Journal of Institutional Studies. 2016; 8 (3). (In Russ.).
  18. Latov Yu.V. Obman v uchebnom protsesse [Cheating in the learning process]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2007; 1. (In Russ.).
  19. Latov Yu.V. Simulyakry znanij i obrazovatelnye neravenstva v sfere andragogicheskogo obrazovaniya [Simulacra of knowledge and educational inequalities in the andragogical education]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya. 2014; 2. (In Russ.).
  20. Latov Yu.V., Klyucharev G.A. Neformalnye “pravila igry” v obrazovatelnoj sisteme: simulyatsiya obrazovaniya, simulyakry i brokery znanij [Informal “rules of the game” in the educational system: Education simulation, simulacra, and knowledge brokers]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2015; 2. (In Russ.).
  21. Merton R.K. Sotsialnaya struktura i anomiya [Social structure and anomie]. Sociologicheskie Issledovaniya. 1992; 3. (In Russ.).
  22. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye orientatsii i sotsialnoe samochuvstvie studenchestva: rezultaty issledovatelskogo proekta [Value Orientations and Social Well-Being of Students: Results of the Research Project]. Moscow; 2017. (In Russ.).
  23. Radaev V.V., Chirikov I.S. Otnoshenie studentov i prepodavatelej k nakazaniyam za plagiat i spisyvanie [The attitude of students and teachers to penalties for plagiarism and cheating]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2006; 4. (In Russ.).
  24. Seliverstova N.A. Imitatsiya obrazovatelnyh praktik v sfere vysshego obrazovaniya [Imitation of educational practices in higher education]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
  25. Sotsiologichesky entsiklopedichesky slovar [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Pod red. G.V. Osipova. Moscow; 1998. (In Russ.).
  26. Trubnikova E.I. Proekt 5–100: vzglyad cherez prizmu teorii institutsionalnoj korruptsii [Project 5-100: A look through the prism of the theory of institutional corruption]. Mir Rossii. 2020; 29 (2). (In Russ.).
  27. Shmeleva E.D. Akademicheskoe moshennichestvo v sovremennyh universitetah: obzor teoreticheskih podhodov i rezultatov empiricheskih issledovanij [Academic fraud in contemporary universities: A review of theoretical approaches and empirical research]. Ekonomicheskaya Sociologiya. 2015; 16 (2). (In Russ.).
  28. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Michigan; 1994.
  29. Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge; 2000.
  30. Bourdieu P. La noblesse d'Etat: grandes écoles et esprit de corps. Paris; 1989.
  31. Corruption in higher education: Global challenges and responses. Global Perspectives on Higher Education. Vol. 46. Brill; 2020.
  32. Hensley L.C., Kirkpatrick K.M., Burgoon J.M. Relation of gender, course enrollment, and grades to distinct forms of academic dishonesty. Teaching in Higher Education. 2013; 18 (8).
  33. Murdock T.B., Beauchamp A.S., Hinton A.M. Predictors of cheating and cheating attributions: Does classroom context influence cheating and blame for cheating? European Journal of Psychology of Education. 2008; 23 (4).
  34. Thelin J.R. An embarrassment of riches: Admission and ambition in American higher education. Society. 2019; 56 (4).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».