Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются устойчивые представления, которые обнаруживаются у значительной части московских студентов при оценке личностных качеств российской молодежи. В исследовании, представленном в докладе Общественной палаты РФ в 2011 году, был отмечен высокий уровень критичности молодежи в оценке своего поколения и выдвижение на передний план таких черт, как эгоизм и безответственность. В исследованиях Московского гуманитарного университета, проведенных с 2011 по 2019 годы, была воспроизведена часть инструментария опроса Общественной палаты относительно студенческих оценок качеств, присущих российской молодежи, и были получены те же результаты. В рейтинге качеств в 2019 году первые 10 позиций заняли: лень, эгоизм, коммуникабельность, безответственность, агрессивность, самостоятельность, равнодушие, оптимизм, наивность и цинизм, т.е. наряду с позитивными чертами в этом перечне оказались те, что традиционно считаются неприемлемыми. Последние 10 позиций заняли: открытость, доброта, предприимчивость, инициативность, жадность, рационализм, ответственность, честность, патриотизм и совестливость. Высокие в оценке общества нравственные черты в оценках студентов представлены как нехарактерные для современной молодежи. Включение в опрос дополнительных открытых вопросов, проясняющих оценки студентами нравственных черт людей прошлого, настоящего и будущего, показало, что в старших поколениях и кругу общения студенческая молодежь ценит именно высокие моральные качества и готова передать их своим детям. Рейтинг таких ценностей открывают честность, доброта, ответственность, целеустремленность, открытость, коммуникабельность, искренность, отзывчивость, пунктуальность и доброжелательность. Противоречия в оценке черт молодежи и ожидаемых нравственных качеств близких людей многократно подтверждены на эмпирическом уровне, однако это не особенность студенческой молодежи, а отражение аномии в сфере ценностных ориентаций в переходный период. В статье утверждается, что тенденция трансформации ценностных ориентаций студенчества в сторону индивидуализма устойчива, но не присуща всей молодежи.

Об авторах

Игорь Михайлович Ильинский

Московский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: iilinskiy@mosgu.ru

доктор философских наук, ректор

Ул. Юности, 5, Москва, 111395, Россия

Валерий Андреевич Луков

Московский гуманитарный университет

Email: v-lukov@list.ru

доктор философских наук, директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований

Ул. Юности, 5, Москва, 111395, Россия

Список литературы

  1. Vyzovy tsifrovogo budushchego i ustojchivoe razvitie Rossii: Sotscialno-politicheskoe polozhenie i demograficheskaya situatsiya v 2017—2018 godah [Challenges of the Digital Future and Sustainable Development of Russia: Social-Political and Demographic Situation in 2017—2018]. Pod red. G.V. Osipova, S.V. Ryazantseva, V.K. Levashova, T.K. Rostovtsevoj. Moscow; 2018 (In Russ.).
  2. Golovchin M.A., Mkoyan G.S. Molodoe pokolenie postsovetskih stran v zerkale zhiznennyh tsennostej i strategij: na primere Rossii i Armenii [The younger generation of post-Soviet countries in the mirror of life values and strategies: An example of Russia and Armenia]. Molodezh i molodezhnaya politika: Novye smysly i praktiki. Pod red. S.V. Ryazantseva, T.K. Rostovskoj. Moscow; 2019 (In Russ.).
  3. Grigorieva E.V., Khakimova N.R., Levchenko A.P. Patriotizm i tip tsennostnyh orientatsiy lichnosti studentov vuza [Patriotism and the type of personal value orientations of university students]. Professionalnoe Obrazovanie v Rossii i za Rubezhom. 2017; 4 (In Russ.).
  4. Dukhanina L. Pokolenie vybravshih Pepsi [Generation that chose Pepsi]. http://www.specletter.com/ obcshestvo/2011-06-27/pokolenie-vybravshih-pepsi.html (In Russ.).
  5. Zaytseva I.A. K voprosu o tsennostnyh orientatsiyah molodezhi malyh gorodov [On the value orientations of the youth in small towns]. Molodezh i molodezhnaya politika: Novye smysly i praktiki. Pod red. S.V. Ryazantseva, T.K. Rostovskoj. Moscow; 2019 (In Russ.).
  6. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti, interesy, tsennosti [Needs, Interests, Values]. Moscow; 1986.
  7. Ivanova N.A. Formirovanie patrioticheskih tsennostej studentov kak odna iz socialno-upravlencheskih zadach gosudarstva [The formation of students’ patriotic values as one of the social-administrative tasks of the state]. Zdorovie i Obrazovanie v XXI Veke. 2017; 19 (12) (In Russ.).
  8. Ikonnikova S.N., Lisovsky V.T. Molodezh o sebe, o svoih sverstnikah [Youth about Themselves and Their Peers]. Leningrad; 1969 (In Russ.).
  9. Ilyinsky I.M. Vospitanie v individualizirovannom obshchestve [Upbringing in an individualized society]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011; 4 (In Russ.).
  10. Ilyinsky I.M., Lukov V.A. O perspektivah razvitiya organizovannogo molodezhnogo dvizheniya v Rossii (socialno-filosofskie, sociologicheskie, politiko-pravovye aspekty) [On the prospects for the development of the organized youth movement in Russia (social-philosophical, sociological, political-legal aspects)]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; 1 (In Russ.).
  11. Kompleksnoe sociologicheskoe issledovanie “Sovremennaya sistema vysshego obrazovaniya glazami studentov, aspirantov i professorsko-prepodavatelskogo sostava MGU imeni M.V. Lomonosova” [A comlex sociological study “Contemporary system of higher education through the eyes of students, graduate students and teachers of the Lomonosov Moscow State University]. http://vshssn.msu.ru/nauka-3 (In Russ.).
  12. Lebedeva N.M. Bazovye tsennosti russkih na rubezhe XXI veka [Basic values of Russians at the turn of the 21st century]. Psikhologichesky Zhurnal. 2000; 21 (3) (In Russ.).
  13. Lisovsky V.T. Duhovny mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii [Spiritual World and Value Orientations of the Russian Youth]. Saint Petersburg; 2000 (In Russ.).
  14. Martynenko O.O., Korotina O.A. Tsennostnye orientatsii studencheskoj molodezhi [Value orientations of the student youth]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 8—9 (In Russ.).
  15. Pochebut L.G. Psihologiya i tsennostnye orientacii russkogo naroda [Psychology and value orientations of the Russian people]. Etnicheskaya psihologiya i obshchestvo. Moscow; 1997 (In Russ.).
  16. Rostovskaya T.K., Kaliev T.B. Tsennostnye orientiry sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendentsii [Values of the Contemporary Youth: Features and Trends]. Moscow; 2019 (In Russ.).
  17. Rossijskaya molodezh: socialno-demografichesky portret i sistema tsennostej v kontekste mnogonatsionalnoj osnovy rossijskogo gosudarstva [The Russian Youth: A Social-Demographic Portrait and Value System in the Multinational Russian State]. Pod red. S.V. Ryazantseva, T.K. Rostovskoj. Moscow; 2017 (In Russ.).
  18. Socialny portret molodezhi Rossijskoj Federatsii: analitichesky doklad [Social Portrait of the Russian Youth: An analytical report]. Tekushchy arhiv OP RF, 2011 (In Russ.).
  19. Standart organizatsii vospitatelnoj deyatelnosti obrazovatelnyh organizatsij vysshego obrazovaniya [Standard for the Organization of Upbringing Activities of the Higher Education Organizations]. https://www.tversu.ru/structure/uvr/docs/standart_vd.pdf (In Russ.).
  20. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoj Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the Development of Education in the Russian Federation until 2025]. http://static.government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (In Russ.).
  21. Surina I.A. Tsennosti. Tsennostnye orientatsii. Tsennostnoe prostranstvo: Voprosy teorii i metodologii [Values. Value Orientations. Value Space: Issues of Theory and Methodology]. Moscow; 1999 (In Russ.).
  22. Surina I.A. Tsennostnye orientatsii kak predmet sociologicheskogo issledovaniya [Value orientations as an object of sociological research]. Moscow; 1996 (In Russ.).
  23. Tarasevich I.V. Tsennostnye orientatsii sovremennogo studenchestva [Value orientations of the contemporary students]. Obrazovanie i Nauka. 2012; 2 (In Russ.).
  24. Alcohol: Facts and Statistics. https://www.niaaa.nih.gov/alcohol-facts-and-statistics
  25. Global Status Report on Alcohol and Health. Luxembourg; 2014.
  26. Moonat S., Pandey S.C. Stress, epigenetics, and alcoholism. Alcohol Research: Current Reviews. 2012; 34 (4).
  27. Potter J.V. Substances of Abuse. Vol. 2. Redding; 2007.
  28. Rokeach M. The Nature of Human Values. Free Press; 1973.
  29. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. Jossey-Bass; 1975.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».