Низший социальный класс в традиционных и модернистских обществах
- Авторы: Попов М.Ю.1, Капишин А.Е.2
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019)
- Страницы: 94-107
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340345
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-94-107
- ID: 340345
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится различие между такими понятиями, как «низший социальный класс» («люмпен-пролетариат»), «криминальное сообщество» и «культурный андеграунд»; показано, каким именно образом низшие социальные слои традиционных и современных обществ существенно отличаются друг от друга. Единый в традиционных обществах «нижний социальный мир» с собственными культами, культурой и организацией существовал в «дуэте» с «верхним социальным миром». Религиозное представление о его ритуальной нечистоте было основанием для дискриминации и сегрегации входящих в него индивидов и социальных групп. В модернистских обществах низший класс распадается и не может рассматриваться в качестве единой социальной антисистемы: его «осколками», не связанными друг с другом, является «нижняя» - тюремная часть криминального сообщества, контркультурный андеграунд и запрещенные секты; верхняя, привилегированная, часть криминальных сообществ, представляющих собой систему связанных по социальной горизонтали и вертикали патронатов, входит в элиту современных обществ. При этом система патрон-клиентских отношений, скрыто пронизывающих современные общества, с необходимостью предполагают коррупцию, по крайней мере «мягкую». Авторы рассматривают также такое явление, как «андеграунд» в модернистских обществах, определяя его как контркультурные группы, состоящие в основном из достаточно образованных представителей среднего класса. В статье описан и андеграунд советского общества, после перестройки распавшийся, который неверно смешивать с низшим классом современного российского общества. В заключение высказывается предположение, что в российской культурной среде сформировался облагороженный образ «социального дна», повлиявший и на научные представления о нем и основанный на социальной памяти о низшем социальном классе традиционного общества.
Об авторах
Михаил Юрьевич Попов
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: popov-52@mail.ru
доктор социологических наук, главный редактор журнала «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки»
мкр. им. Г. Жукова, а/я 1812, Краснодар, Россия, 350005Александр Евгеньевич Капишин
Российский университет дружбы народов
Email: poliarnik@yandex.ru
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социологии Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Aristotle. Sochineniya [Works]. Vol. 4. Moscow; 1984 (In Russ.).
- Afanasiev M.N. Klientelizm i rossiyskaya gosudarstvennost [Clientelism and Russian Statehood]. Moscow; 2000 (In Russ.).
- Bachinin V.A. “Chelovek barachny” v poeticheskoy deviantografii Igorya Kholina [The ‘barrack man’ in the poetic deviantography of Igor Kholin]. http://hpsy.ru/public/x5044.htm (In Russ.).
- Bachinin V.A. Osnovy sotsiologii prava i prestupnosti [Foundations of Sociology of Law and Crime]. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Dunn C.J. Traditsionnaya Yaponiya [Everyday Life in Traditional Japan]. Moscow; 2006 (In Russ.).
- Douglas M. Chistota i opasnost. Analiz predstavleniy ob oskvernenii i tabu [Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo]. Moscow; 2000 (In Russ.).
- Mills C.W. Sotsiologicheskoe voobrazhenie [Sociological Imagination]. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Mikhaylin V.Yu. Tropa zverinykh slov [The Path of Animal Words]. Moscow; 2005 (In Russ.).
- Robinson J. Vsemirnaya prachechnaya. Terror, prestupleniya i gryaznye dengi v ofshornom mire [The Sink: Terror, Crime and Dirty Money in the Offshore World]. Moscow; 2004 (In Russ.).
- Scott J. Iskusstvo byt nepodvlastnym: Anarkhicheskaya istoriya vysokogoriy Yugo-Vostochnoy Azii [The Art of Not Being Governed: An Anarchist History of Upland Southeast Asia]. Per. s angl. I.V. Trotsuk. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Sulakshin S.S., Maksimov S.V., Akhmetzyanova I.R. i dr. Gosudarstvennaya politika protivodeystviya korruptsii i tenevoy ekonomike v Rossii [Government Policy to Counter Corruption and the Shadow Economy in Russia]. Vol. 1. Moscow; 2008.
- Trotsuk I.V. Begstvo ot gosudarstva: soznatelny otkaz ot “dostizheniy tsivilizatsii” i strategii podderzhaniya “varvarskogo sostoyaniya” [Flight from the state: A conscious rejection of the ‘achievements of civilization’ and a strategy to maintain the ‘barbarity’]. Sotsiologiya Vlasti. 2012; 4 (In Russ.).
- Warner L. Sotsialny klass i sotsialnaya struktura [Social class and social structure]. Rubezh. 1999; 10—11 (In Russ.).
- Uspenskaya E.N. Antropologiya indiyskoy kasty [Anthropology of the Indian Caste]. Saint Petersburg; 2010 (In Russ.).
- Chelnokov A. Melkie i krupnye besy iz shizoidnogo podpolya [Small and big devils from the schizoid underground]. https://chelnokov-ac.livejournal.com/7987.html (In Russ.).
- Schur E.M. Nashe prestupnoe obshchestvo [Our Criminal Society]. Moscow; 1977 (In Russ.).
- Eisenstadt S.N., Roniger L. Patrons, clients and friends. Interpersonal relations and the structure of trust in society. Themes in the Social Sciences. Cambridge; 1984.
- Legg K. Comment on advanced industrial societies. Studies in Comparative Communism. 1979; XII (2—3).
- UN Conventions and Agreements. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml.
Дополнительные файлы

