НАРУШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Чрезвычайное «загрязнение» глобального информационного пространства негативно сказывается на социальном благополучии населения, поскольку медиапространство - разновидность социального пространства, охваченного медиа. Необходимо создать эффективную систему правовой защиты и социальных гарантий, чтобы любой гражданин мог не только получать минимальную социальную защиту, но и был защищен от негативного влияния неблагоприятной экологии средств массовой информации (СМИ). Не каждый, кто испытывает интенсивное воздействие СМИ, осознает его негативные последствия, в том числе «синдром усталости». Для его предотвращения Д. Льюис предлагает следующий алгоритм: воспользоваться всеми информационными технологиями бизнеса и повседневной коммуникации; усовершенствовать методы изучения и обработки данных; установить правильные приоритеты их анализа и использования [26]. Все СМИ и субъекты, находящиеся во взаимодействии с ними, должны овладеть информационной культурой, для чего необходимо готовить специалистов в области медиаэкологии, осознающих влияние медиа и социальных технологий на чувства, мысли, ценности и поведение людей. Пока специалисты по экологии СМИ не располагают достаточной теоретической базой для проведения социологических исследований и определения того, как медиа заставляют аудиторию структурировать то, что она видит, слышит и чувствует, определенным образом. Современные СМИ (особенно электронные) могут оказывать насильственное и нежелательное воздействие - это не только психологическая, но и философская, социальная и культурная проблема, которая затрагивает не только детей, но и взрослых. «Информационная анархия» приводит не только к умеренным негативным последствиям, но и в некоторых случаях к «информационному экоциду» - уничтожению традиционной информации и СМИ. Противодействие загрязнению информационной среды может включать следующие этапы: разработка требований к процессу создания контента; мониторинг процессов сбора, хранения, обработки и уничтожения информации; разработка критериев оценки использования информации. Необходимо ввести единую рейтинговую систему для информационных продуктов, которая позволит пользователям оценивать качество источников информации по следующим критериям: чистота информации; работа по созданию контента; охват источников; качество (полнота) информации; источники создания конкретных наборов данных; социально-демографические характеристики потенциальных пользователей.

Об авторах

Феликс Изосимович Шарков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharkov_felix@mail.ru

доктор социологических наук, проректор Академии труда и социальных отношений; профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России; заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия; просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия

Владимир Владимирович Силкин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: vv.silkin@migsu.ru

доктор политических наук, декан факультета журналистики, заведующий кафедрой управления информационными процессами Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия

Ирина Евгеньевна Абрамова

Ростовский государственный медицинский университет

Email: www-abramova-achii@mail.ru

доктор политических наук, профессор кафедры истории Ростовского государственного медицинского университета

ул. М. Горького, 11/43, Ростов-на-Дону, 344002, Россия

Наталья Владимировна Кириллина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: nata.kirillina@gmail.com

кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

просп. Вернадского, 84, Москва, 119551, Россия

Список литературы

  1. Adams P.C. Tuanian geography: A tale of contrasts and nuances. Place, Space and Hermeneutics. Ed. by B. Janz. Springer; 2017.
  2. Adams P.C., Cupples J., Glynn K., Jansson A., Moores S. Communications/Media/Geographies. Routledge; 2017.
  3. Adams P.C., Jansson A. Communication geography: A bridge between disciplines. Communication Theory. 2012; 22 (3).
  4. Andreyko G.P. Ecology of Information Space. Kharkiv; 2015 (In Russ.).
  5. Appadurai A. Disjuncture and difference in the global cultural economy. Theory, Culture and Society. 1990; 7.
  6. Bandura A., Ross D., Ross S. Transmission of aggression through imitation of aggressive models. Abnormal and Social Psychology. 1961; 63 (3) (In Russ.).
  7. Beirne et al. Issues in Deploying the Technology for a Media Space. Toronto; 1994.
  8. Bourdieu P. On Television. New Press; 1998.
  9. Brinchuk M.M. Environmental law as a systemic phenomenon: Communication context. Communicology. 2015; 3 (1) (In Russ.).
  10. Buxton W. Space-Function Integration and Ubiquitous Media. Toronto; 2005.
  11. Buzin V.N. Social Management of Russian Media. System-Activity Approach. Moscow; 2012 (In Russ.).
  12. Christensen M., Jansson A. Cartographies of Change. Cosmopolitanism and the Media. Palgrave Macmillan; 2015.
  13. Couldry N., McCarthy A. Orientations: mapping media space. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age. Routledge; 2004.
  14. Dzyaloshinsky I.M. Contemporary Media Space of Russia. Moscow; 2015 (In Russ.).
  15. Elwell F.W. Neil Postman on the media & sociocultural change. 2013. http://www.faculty.rsu.edu/ ~felwell/Theorists/Essays/Postman2.htm.
  16. Falkheimer J., Jansson A. Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Nordicom; 2006.
  17. Fuchs C. Culture and Economy in the Age of Social Media. Routlege; 2015.
  18. Glynn K., Cupples J. Negotiating and queering US hegemony in TV drama: Popular geopolitics and cultural studies. Gender, Place and Culture. 2015; 22 (2).
  19. Grosser D., Polansky N.A., Lippitt R.O. A laboratory study of behavioral contagion. Human Relations. 1951; 4.
  20. Harrison S. Media Space: 20+ Years of Mediated Life. Springer; 2009.
  21. Hartley J. Television Truths. Blackwell; 2008.
  22. Havelock E.A. Origins of Western Literacy. Toronto; 1971.
  23. Horton F.W. Information ecology. Journal of Systems Management. 1978; 29 (9).
  24. Kasyanov S., Aleshina L.I., Fedoseeva S.Y. Hygienic and physiological aspects of the information ecology. Facets of Knowledge. 2015; 8 (In Russ.).
  25. Kern R.L. Monkey Business. Cambridge; 2006.
  26. Lewis D. 10-Minute Time and Stress Management. How to Gain an ‘Extra’ 10 Hours a Week. Harper Collins Publishers; 1995.
  27. Mantei M. et al. Experiences in the Use of a Media Space. Toronto; 1991. [28] McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto; 1988.
  28. Mizintseva M.F., Koroleva L.M., Bondar V.V. Information Ecology. Moscow; 2000 (In Russ.).
  29. Moores S. Media, Place and Mobility. Palgrave Macmillan; 2012.
  30. Nystrom C. Towards a Science of Media Ecology: The Formulation of Integrated Conceptual Paradigms for the Study of Human Communication Systems. New York University; 1973.
  31. Patlasov O.Yu. Civilization pyramid transformation: From economy of consumption to social, cultural and environmental priorities. International Journal of Ecology and Statistics. 2017; 32 (3).
  32. Patlasov O.Yu., Zharov E.K. Premises and environmental background for the transition to the creative development of economy. International Journal of Ecological Economics and Statistics. 2017; 38 (3).
  33. Postman N. The Reformed English Curriculum. High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education. A.C. Eurich (Ed.). Pitman; 1970.
  34. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. Viking Penguin Inc.; 1984.
  35. Rosenblith J.F. Learning by imitation in kindergarten. Child Development. 1959; 30.
  36. Sawhney N., Maes P. Situational Awareness from Environmental Sounds. Project Report for Pattie Maes; 1997.
  37. Schacter S., Hall R. Group-derived restraints and audience persuasion. Human Relations. 1952; 5.
  38. Sharkov F.I. The transformation of society and nature in noosocietal system. Population. 2000; 4 (In Russ.).
  39. Sharkov F.I. Communicology. Moscow; 2009 (In Russ.).
  40. Sharkov F.I. Environmental monitoring as a means of social-environmental audit of local authorities. Protection of Environment as a Factor of Social-Economic Development of Municipalities: Practice and Problems. Rostov-on-Don; 2017 (In Russ.).
  41. Sharkov F.I., Yudina E.N. Regulation of relations in contemporary media space. Communicology. 2013; 1 (1) (In Russ.).
  42. Springer S. et al. Leaky geopolitics: The ruptures and transgressions of WikiLeaks. Geopolitics. 2012: 17 (3).
  43. Strate L. Understanding MeA. Media Research. 1999; 1 (1).
  44. Stults R. Media Spaces. Xerox PARC; 1986.
  45. Tollmar K. et al. Video Cafe. Stockholm; 1999.
  46. Waters M. Globalization. Routledge; 1995.
  47. Yeremin A.L. Noogenesis and Theory of Intelligence. Krasnodar; 2005 (In Russ.).
  48. Yudina E.N. Media Space as a Cultural and Social System. Moscow; 2005.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».