Интеллектуальные конкурсы школьников: основные задачи и социальное значение
- Авторы: Слизовский Д.Е.1, Иванова М.Г.1, Мартыненко Е.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 20, № 1 (2020)
- Страницы: 73-88
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322853
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-73-88
- ID: 322853
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Каждый исторический период формирует особое поколение граждан, имеющих свои ценности и нормы. Дети и молодежь становятся основной движущей силой развития высшего образования, однако эта система в России переживает трудный период, связанный с вопросами, которые не были решены после 1990-х годов: качества, доступности и эффективности высшего образования, неравенства в доступе к профессиональному образованию и др. В связи с этим проведение интеллектуальных конкурсов можно рассматривать не только в качестве позитивного проявления социальной активности школьников, но и как средство поддержки талантливой молодежи и создания отношений преемственности между системами среднего и высшего образования. Статья посвящена социальным аспектам интеллектуальных конкурсов школьников (далее - ИКШ). Интеллектуальные конкурсы направлены на развитие социальной практики, связанной с проектно-научной деятельностью, преподаванием и обучением исследовательской деятельности в школах. Предметом исследования выступили исследовательские и практико-ориентированные интересы школьников в рамках интеллектуальных конкурсов по обществознанию: предпочтения, ценности и жизненная стратегия школьников при выборе сферы своих интересов. Были проанализированы письменные проекты школьников, презентации подготовленных проектов, включая устные выступления конкурсантов, ответы конкурсантов на вопросы экспертов, реакции конкурсантов на вопросы, напрямую не связанные с темой представленного проекта, дальнейшее участие конкурсанта в работе секции, а также дополнительная информации фонового характера. В результате сделаны выводы не только о содержании предмета исследования, но и о процедуре и условиях, необходимых для оценки качества работы и творческого потенциала участников интеллектуальных конкурсов.
Об авторах
Дмитрий Егорович Слизовский
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: slizovskiy-de@rudn.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Мария Геннадьевна Иванова
Российский университет дружбы народов
Email: ivanova-mg@rudn.ru
кандидат философских наук, ассистент кафедры политического анализа и управления
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Елена Викторовна Мартыненко
Российский университет дружбы народов
Email: martynenko-ev@rudn.ru
доктор политических наук, заведующая кафедрой теории и истории журналистики
Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Gorshkov M.K. Rossijskoe obshhestvo v kontekste novoj realnosti. K itogam i prodolzheniju sociologicheskogo megaproekta [Russian Society in the New Reality. Results and Continuation of the Sociological Megaproject]. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Dorozhnaja karta “Obrazovanie 2030” [‘Education 2030’ Roadmap]. https://asi.ru/news/2475 (In Russ.).
- Informatsionnoe pismo No. 0011-01/181 ot 16.04.2019 o provedenii v RUDN konkursa “Nauka nachinaetsja v shkole-2019” [Information Letter No. 0011-01/181 from 16.04.2019 on the RUDN University Competition “Science Begins at School-2019”]. https://gim-schel.edumsko.ru/ uploads/2100/2062/section/120578/2019/04/19/Informacionnoe_pis_mo._Konkurs_v_ RUDN-1.pdf?1555866999362 (In Russ.).
- Karasik V.I. Yazykovaja matritsa kultury [Language Matrix of Culture]. Moscow; 2013 (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Molodjozh v sfere obrazovanija: ozhidanija i motivatsija [Youth in education: Expectations and motivation]. Rossija reformirujushhajasja. Vol. 15. Pod. red. M.K. Gorshkova. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Mannheim K. Problema molodjozhi v sovremennom obshhestve [The youth problem of modern society]. Diagnoz nashego vremeni. Moscow; 1994 (In Russ.).
- Manujlova E.A. Duhovno-nravstvennoe obrazovanie lichnosti v menjajushhemsja mire [Spiritual-moral education in the changing world]. Molodjozh Rossii v nachale XXI veka: Region Severo-Zapad. Pod red. D.G. Shkaeva. Moscow; 2014 (In Russ.).
- Maslova O.M. Izuchenie sluchaja [Case study]. Sociologicheskaja entsiklopedija. Vol. 1. Moscow; 2003 (In Russ.).
- Metodicheskie rekomendatsii po raschetu stoimosti gosudarstvennyh rabot v sisteme Departamenta obrazovanija goroda Moskvy [Methodological recommendations on the calculation of the public works price in the system of the Moscow department of education]. https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/169320220 (In Russ.).
- Mishhenko A.S. Formirovanie professionalizma uchashhihsja: rezultaty issledovanija v uslovijah modernizatsii obrazovatelnyh processov v litsejah i uchilishhah [Development of students’ professionalism: Results of the research under the modernization of educational processes in lyceums and schools]. Molodjozh Rossii v nachale XXI veka: Region Severo-Zapad. Pod red. D.G. Shkaeva. Moscow; 2014 (In Russ.).
- Kravchenko A.V., Talina G.V., Khapalazheva E.A., Shusharina O.P. O roli tvorcheskih konkursov v sisteme podgotovki sovremennyh shkolnikov (na primere tvorcheskih konkursov po istorii) [On the role of creative competitions in the training of contemporary schoolchildren (on the example of creative competitions in history)]. Nauka i Shkola. 2014; 1 (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Strakhi i opaseniya rossiyskogo studenchestva: vozmozhnosti empiricheskoy fiksatsii [Fears and concerns of the Russian students: Possibilities of the empirical study]. Teoriya i Praktika Obshchestvennogo Razvitiya. 2014; 2 (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye oriyentatsii i sotsialnoe samochuvstvie studenchestva (rezultaty issledovatelskogo proekta) [Value Orientations and Social Well-Being of Students (Results of the Research Project)]. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Polozhenie V Mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatelskih i tvorcheskih rabot uchashhihsja “Start v nauke” [Regulations of the V International Competition of Research and Creative Works of Schoolchildren “Start in Science”]. http://obrazcenter2.ucoz.net/ Konkurs/polozhenie_konkursa.pdf (In Russ.).
- Polozhenie o konkurse tvorcheskih rabot starsheklassnikov “Idei D.S. Lihacheva i sovremennost'” [Regulations of the Competition of Creative Works of High School Students “Ideas of D.S. Likhachev and the Present”]. https://www.lihachev.ru/konkurs (In Russ.).
- Postanovlenie Pravitelstva RF ot 19.09.2017 No. 1120 “O Vserossijskom konkurse molodezhnyh proektov” [Decree of the Russian Government from 19.09.2017 No. 1120 “On the All-Russian Competition of Youth Projects”]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278386 (In Russ.).
- Rasporjazhenie Pravitelstva RF ot 29.11.2014 No. 2403-r “Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda” [Decree of the Russian Government from 29.11.2014 No. 2403-R “On the Bases of the State Youth Policy of the Russian Federation until 2025”]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171835 (In Russ.).
- Gorshkov M.K. Rossijskoe obshhestvo kak ono est: opyt sociologicheskoj diagnostiki [Russian Society as It Is: An Example of Sociological Diagnostics]. Vol. 2. Moscow; 2016 (In Russ.).
- Semenov D.D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. [Selected Pedagogical Works]. Moscow; 1953 (In Russ.).
- Federalny zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii” ot 29.12.2012 No. 273-FZ [Federal Law “On Education in the Russian Federation” from 29.12.2012 No. 273-FZ]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (In Russ.).
- Tsvyk V.A. et al. Etika vysshej shkoly [Ethics of the Higher Education]. Moscow; 2016 (In Russ.).
- ISEF (International Science and Engineering Fair). https://newtonew.com/science/intel-science-and-engineering-fair.
- Keith S.T. Progressing Science Education: Constructing the Scientific Research Programme into the Contingent Nature of Learning Science. Springer; 2009.
- LynNell H. Why Are Finland’s schools successful? https://www.smithsonianmag.com/ innovation/why-are-finlands-schools-successful-49859555.
- Prestigious Competitions for High School Students. https://www.collegetransitions.com/ prestigious-competitions-for-high-school-students.
Дополнительные файлы
