Династии и фамилии-бренды в политической сфере постиндустриального общества
- Авторы: Барков С.А.1, Дорохина О.В.2, Маркеева А.В.1, Максимов А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 20, № 4 (2020)
- Страницы: 801-820
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322889
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-801-820
- ID: 322889
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В период становления современной демократии ее идеологи старались создать механизм управления, как можно меньше напоминавший монархию, тем самым подчеркивая радикальность социально-политических перемен при переходе от доиндустриального к индустриальному обществу. Династическая форма передачи власти во всех ее проявлениях была заклеймена как отжившая, неэффективная, попирающая основы народного волеизъявления. В статье показано, что, несмотря на критику, династии широко распространены в современной политике. Семья входит в политику и систему государственной власти в постиндустриальной ипостаси - как бренд, имидж и символ. Переход к постиндустриальному обществу предопределяет изменение отношения к династиям и их роли не только в политике, но и в системах взаимодействий с населением (электоратом). В статье на основе анализа вторичных данных и исследования политических династий в системах управления 17 стран показано, что восприятие политических династий даже в демократической системе начинает меняться. Все чаще политические династии способствуют созданию и расширению социальных сетей, формируя устойчивые политические связи, обеспечивая гендерное представительство и др. Многочисленные проявления династийности в странах с разным уровнем социально-экономического развития (развитые и развивающиеся) и разными типами правления (авторитарные и демократические) обусловлены проникновением маркетингового мышления и технологий в политику. Династии позволяют эффективно использовать потенциал семьи для создания и продвижения политических брендов, формирования устойчивых предпочтений населения в отношении кандидатов или партий, обеспечения политической социализации новых поколений и относительной предсказуемости поведения политиков, проводящих «семейную линию» в решении важных вопросов.
Об авторах
Сергей Александрович Барков
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: barkserg@live.ru
доктор социологических наук, заведующий кафедрой экономической социологии и менеджмента
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, Россия, 119234Ольга Васильевна Дорохина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: odorokhina@yandex.ru
кандидат cоциологических наук, доцент кафедры управления проектами и программами Института государственной службы и управления
просп. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571Анна Валерьевна Маркеева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: arsenii.maksimov@mail.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии и менеджмента
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, Россия, 119234Арсений Андреевич Максимов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: anna_markeeva@mail.ru
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры экономической социологии и менеджмента
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, Россия, 119234Список литературы
- Barkov S.A., Dorokhina O.V. Semeystvennost kak sotsialno-upravlencheskaya kategoriya: istorichesky aspect [Familiality as a social-management category: A historical aspect]. Sociologiya. 2010; 3 (In Russ.).
- Gaman-Golutvina O.V. Metafizika elitnykh transformatsiy v Rossii [Metaphysics of elite transformations in Russia]. Political Studies. 2012; 4 (In Russ.).
- Kolesnikova E.M. Inzhenernye dinastii i perspektivy professionalnoy biografii studentov inzhenernykh vuzov [Engineering dynasties and prospects of professional biography for students of engineering universities]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2018; 24 (1) (In Russ.).
- Kryshtanovskaya O.V. Anatomiya rossiiskoi elity [Anatomy of the Russian Elite]. Moscow; 2005 (In Russ.).
- Michels R. Demokraticheskaya aristokratiya i aristokraticheskaya demokratiya [Democratic aristocracy and aristocratic democracy]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2000; 1 (In Russ.).
- Posukhova O. Professionalnaya dinastiya kak rezultat semeynykh strategiy: inertsiya ili preemstvennost [Professional dynasty as a result of family strategies: Inertia or continuity]. Vlast. 2013; 12 (In Russ.).
- Tkach O. Zavodskie dinastii v sovremennykh rynochnykh usloviyakh [Factory dynasties in the contemporary market conditions]. Chelovek i Trud. 2007; 12 (In Russ.).
- Toshchenko Zh.T. Elita? Klany? Kliki? Kak nazvat tekh, kto nami pravit? [Elite? Clans? Clicks? What is the names of those who rule?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 1999; 11 (In Russ.).
- Trotsky L. Predannaya revolyutsiya. Chto takoe SSSR i kuda on idet [Devoted Revolution. What is the USSR and Where it Goes]. Moscow; 1991 (In Russ.).
- Shamaninin N.V., Lapshin V.E. Osobennosti professionalnogo samoopredeleniya v razlichnykh tipakh semey (na materiale dinastiy) [Features of professional self-identification in different types of families (on the example of dynasties)]. Vestnik KGU. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2019; 2 (In Russ.).
- Shkaratan O.I. Rossiyskaya “psevdoelita” i ee identifikatsiya v mirovom i natsionalnom kontekstakh [Russian ‘pseudo-elite’ and its identification in the global and national context]. Mir Rossii. 2011; 4 (In Russ.).
- Aaker D. Managing Brand Equity. New York; 1991.
- Balanquit R.T., Lianca P.C., Yambao J.Y. Measuring political dynasties in Metro Manila. Philippine Review of Economics. 2017; LIV (1).
- Bennett W.L., Lagos T. Logo logic: The ups and downs of branded political communication. Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2007; 611.
- Clubok A.B., Wilensky N.M., Berghorn F.J. Family relationships, congressional recruitment, and political modernization. Journal of Politics. 1969; 31 (4).
- Dal Bo E., Dal Bo N.P., Snyder J. Political dynasties. Review of Economic Studies. 2009; 76.
- Farber B. Kinship and Class: A Midwestern Study. New York; 1971.
- Felman S. Jacques Lacan and the Adventure of Insight: Psychoanalysis in Contemporary Culture. Cambridge; 1987.
- Fiva J.H., Smith D.M. Political dynasties and the incumbency advantage in party-centered environments. American Political Science Review. 2018; 112 (3).
- Folke O., Persson T., Rickne J. Dynastic political rents? Economic benefits to relatives of top politicians. Economic Journal. 2017; 127.
- Geys B., Smith D.M. Political dynasties in democracies: Causes, consequences and remaining. Economic Journal. 2017; 127.
- Global Intangible Finance Tracker. Report 2019. URL: https://brandfinance.com/images/upload/gift_2.pdf.
- Hennenberg S., Scammell М., Shaughnessy N.J. Political marketing management and theories of democracy. Marketing Theory. 2009; 9.
- Hess S. America’s Political Dynasties: From Adams to Kennedy. New York; 1966.
- Ishibashi M., Reed S.R. Second-generation diet members and democracy in Japan: Hereditary seats. Asian Survey. 1992; 32 (4).
- Jalalzai F. Shattered, Cracked, or Firmly Intact? Women and the Executive Glass Ceiling Worldwide. New York; 2013.
- Kearney R.N. The mentor in the commencement of a political career: The case of Subhas Chandra Bose and C.R. Das. Journal of Political and Military Sociology. 1984; 12.
- Kellerman B. Mentoring in political life: The case of Willy Brand. American Political Science Review. 1978; 72.
- Kincaid D.D. Over his dead body: A positive perspective on widows in the US Congress. Western Political Quarterly. 1978; 31 (1).
- Kotler P., Keller R. Marketing Management. Pearson Education Limited; 2016.
- Kotler P. Overview of political candidate marketing. Advances in Consumer Research. 1975; 2.
- Kotler P., Levy S. Broadening the concept of marketing. Journal of Marketing.1969; 33.
- Kurtz II Donn M. The political family: A contemporary view. Sociological Perspectives. 1989; 32 (3).
- Laband D.N., Lentz B.F. Favorite sons: Intergenerational wealth transfers among politicians. Economic Inquiry. 1985; 23.
- Laband D.N., Lentz B.F. Like father, like son: Toward an economic theory of occupational following. Southern Economic Journal. 1983; 50 (2).
- Labonne J., Parsa S., Querubin P. Political Dynasties, Term Limits and Female Political Empowerment: Evidence from the Philippines. New York; 2016.
- Lahut J. There are two Ben Hansons running for seats in North Dakota’s Legislature, and they look nearly identical. 21.05.2020. URL: https://www.businessinsider.com/north-dakota-state-rep-ben-hanson-candidates-share-name-and-looks-2020-5.
- Levinson D.J. The Seasons of a Man’s Life. New York; 1978.
- Mendoza R.U., Beja E.L.Jr., Venidab V.S., Yapa D.B. Political dynasties and poverty: Measurement and evidence of linkages in the Philippines. Oxford Development Studies. 2016; 44 (2).
- Mills C.W. The Power Elite. New York; 1959.
- Moore S.W., Lace J., Wagner K.A. The Child’s Political World: A Longitudinal Perspective. New York; 1985.
- Parker G.R. Congress and the Rent-Seeking Society. Ann Arbor; 1996.
- Prewitt K. The Recruitment of Political Leaders: A Study of Citizen Politicians. Indianapolis; 1970.
- Querubin P. Families and politics: Dynastic persistence in the Philippines. Quarterly Journal of Political Science. 2016; 11 (2).
- Robertson-Snape F. Corruption, collusion and nepotism in Indonesia. Third World Quality. 1999; 20 (3).
- Rossi M.A. Self-perpetuation of political power. Economic Journal. 2017; 127.
- Scammell М. Political brands and consumer Citizens: The rebranding of Tony Blair source. Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2007; 611.
- Shlapentokh V., Woods J. Feudal America. Personal Relations in American Politics and Business: A Feudal Phenomenon Elements of the Middle Ages in Contemporary Society. Pennsylvania State University; 2011.
- Van Coppenolle B. Political dynasties in the UK House of Commons: The null effect of narrow electoral selection. Legislative Studies Quarterly. 2017; 42 (3).
- Zavattaro S.M. Brand Obama: The implications of a branded president. Administrative Theory & Praxis. 2010; 32 (1).
Дополнительные файлы
