Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Избыточность, интенсивность и формализация «бумажной работы» в образовании стали его болезненной стороной: получили распространение образовательная бюрократия и «мания оценивания» при игнорировании социальной миссии образования, бумажный прессинг и бумажный геноцид как барьеры прогресса и управляемости отрасли. В статье представлены итоги межрегионального исследования управленческих информационных потоков в российской системе образования: анализируются материалы репрезентативных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп, экспертные оценки и документооборот в системе образования с позиции теории бюрократии и концепции институциональных функций образования. Так, избыточность информационных потоков в российской школе превышает более чем в 20 раз функциональные потребности управления. Число видов документов, создаваемых учителем, в среднем достигает 95, а их трудоемкость сопоставима с учебной нагрузкой. Основная масса собираемой информации не является достоверной и не используется в институциональных целях, но служит инструментом поддержания управленческого всевластия и избыточного персонала. Источником бумажного прессинга и бумажного геноцида в системе образования стала управленческая стратегия, игнорирующая общественную миссию образования и его социальную эффективность. Эта стратегия выражает бюрократическое недоверие к работникам образования, к возможностям общественно-государственного управления. Утвердившиеся на ее основе практики приводят к нерелевантности, недостоверности и неэффективности информационных потоков, к деформации социальных отношений и профессиональной культуры учительства, к масштабному выгоранию и уходу кадров из образования. Выявленная стратегия управления стала тупиком для российской системы образования, системным препятствием для сохранения ее потенциала и развития в условиях растущей глобальной конкуренции.

Об авторах

Александр Михайлович Осипов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Автор, ответственный за переписку.
Email: osipov.al58@gmail.com

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

наб. реки Мойка, 48, Санкт Петербург, 191186, Россия; ул. Б. Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003, Россия

Список литературы

  1. Byurokratiya v sovremennom mire: teoriya i realii zhizni [Bureaucracy in the Contemporary World: Theory and Reality]. Ed. by V.N. Shevchenko. Moscow; 2009 (In Russ.).
  2. Weber M. Politika kak prizvanie i professia [Politics as a vocation]. Izbrannye proizvedenija. Moscow; 1990 (In Russ.).
  3. Hegel G.W.F. Filosifiya prava [Philosophy of Law]. Moscow; 1990 (In Russ.).
  4. Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya [Global Sociology of Education]. Ed. by A.M. Osipov. Veliky Novgorod; 2015 (In Russ.).
  5. Informatsiya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problemy [Information in Educational Management: Theoretical Issues]. Ed. by A.M. Osipov, P.A. Boyadjieva. Saint Petersburg; 2019 (In Russ.).
  6. Marx K. K kritike gegelevskoi filosofii prava [Contribution to the critique of Hegel’s philosophy of law]. Marx K., Engels F. Sochineniya. Moscow; 1955. Vol. 1 (In Russ.).
  7. Merton R. Sotsialnaya teoriya i sotsialnaya struktura [Social Theory and Social Structure]. Moscow; 2006 (In Russ.).
  8. Osipov A.M. Uchitelstvo v kontekste sotsiologii obrazovaniya [Teachers in the context of sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovania. 2018; 3 (In Russ.).
  9. Osipov A.M. “Troyanskie koni” neoliberalizma v obrazovanii [“Trojan horses” of neoliberalism in education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 8 (In Russ.)
  10. Osipov A.M., Ivanova V.A. Institutsionalnye funktsii - porogovaya problema sotsiologii obrazovaniya [Institutional functions - a threshold challenge of contemporary sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 1 (In Russ.).
  11. Otkrytost gosudarstva v Rossii [Openness of the State in Russia. Expert Report]. URL: http://audit.gov.ru/page/government-openness (In Russ.).
  12. Sotsiologiya obrazobaniya [Sociology of Education]. Ed. by A.M. Osipov. Moscow; 2019 (In Russ.).
  13. Sheregi F.E. Pedagogi obshcheobrazovatelnykh organizatsiy: trud ili povinnost? [Teachers of educational organizations: Labor or duty?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 1 (In Russ.).
  14. Bennett J.T., Johnson M.H. Paperwork and bureaucracy. Economic Inquiry. 1979; 17 (3).
  15. Entzioni A. The Semi-Professions and Their Organization: Teachers, Nurses, Social Workers. New York; 1969.
  16. Fitzgerald T. The tyranny of bureaucracy. Educational Management Administration & Leadership. 2009; 37 (1).
  17. Hartman E. The shadow sovereigns of global education policy: A critique of the world society approach. Journal of Education Policy. 2019; October.
  18. Kvachev V. From Weberian bureaucracy to networking bureaucracy. Russian Sociological Review. 2019; 18 (2).
  19. Lee E.M. “Where people like me don’t belong”: Faculty members from low-socioeconomic-status backgrounds. Sociology of Education. 2017; 90 (3).
  20. Lumby J. Distributed leadership and bureaucracy. Educational Management Administration & Leadership. 2017; 47 (1).
  21. McGinn N. The impact of supranational organizations on public education. International Journal of Educational Development. 1994; 14 (3).
  22. Parlar H., Cansoy R. The effect of bureaucratic school structure on teacher leadership culture: A mixed study. Educational Sciences: Theory and Practice. 2017; 17 (6).
  23. Saks M.M., Adams T.L. Neo-Weberianism, professional formation and the state: Inside the black box. Professions and Professionalism. 2019; 9 (2).
  24. Serpa S., Ferreira C.M. The concept of bureaucracy by Max Weber. International Journal of Social Science Studies. 2019; 7 (2).
  25. Spector H. Bureaucratization, education and the meanings of responsibility. Curriculum Inquiry. 2018; 48 (5).
  26. Wronowski M.L., Urick A. Examining the relationship of teacher perception of accountability and assessment policies on teacher turnover during NCLB. Educational Policy Analysis Archives. 2019; 27.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».