Дихотомия род-государство в концептуализации номадизма
- Авторы: Жакупбекова Д.А.1
-
Учреждения:
- Карагандинский государственный университет
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019)
- Страницы: 81-93
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340344
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-81-93
- ID: 340344
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема концептуализации номадизма посредством дихотомии род-государство в связи с деконструкцией классической западной парадигмы, в которой социальное является синонимом государственного. Автор исходит из предположения, что противопоставление родовой и государственной общности имеет отношение к оппозиции номадизма и седентаризма. В этой связи наибольший интерес представляют социально-философские исследования сегментарных обществ в аспекте дихотомии рода и государства, согласно которым сегментарное общество не допускает концентрации власти. Обоснованием актуальности темы родовых сегментарных обществ служат тенденции неотрайбализма и реорганизации родовых отношений, обозначенные в работах О.Л. Лушниковой, Ч.М. Ламажаа, Н.Т. Нурулло-Ходжаевой в контексте осмысления концепций европоцентризма, эволюционного и однолинейного исторического процесса, повлиявших на политику модернизации как насильственной седентаризации кочевников. Историографические исследования также свидетельствуют о необходимости пересмотра общепринятого метода изучения генезиса кочевых культур, оказавшихся в теории Дж. Скотта на «периферии» исторического процесса. Социально-политический аспект позволяет рассмотреть родовые отношения через институты дарообмена и потлача (М. Мосс), препятствующих власти на основе подавления. Смену акцентов в дихотомиии государство-род, согласно которой государство не является больше безусловным благом, можно отнести к деконструкции эволюционизма и логоцентризма. Позиция Э. Гидденса и П. Бурдье позволила эксплицировать номадизм как концепт другой социальности, в которой сегментарность становится принципом конъюнкции. Субстанциональная эпистема оседлости противостоит процессуальной эпистеме номадизма, о чем свидетельствует анализ социально-политических концепций Аристотеля и Ибн Халдуна. Таким образом, противопоставление номадной и седентарной культур имеет отношение к имплицитной дихотомии genos-polis (род-государство), основано на апории тождества и различия, мифа и логоса, феминного и маскулинного, что задает вектор концептуализации номадизма.
Ключевые слова
Об авторах
Дана Амангельдиевна Жакупбекова
Карагандинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dana.tamen@mail.ru
старший преподаватель кафедры философии и теории культуры Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова
Ул. Муканова, 1/8, Караганда, Казахстан, 100026Список литературы
- Averkieva Yu.P. Indeytsy Severnoy Ameriki. Ot rodovogo obshchestva k klassovomu [Indians of North America. From Tribal Society to Class Society]. Moscow; 1974 (In Russ.).
- Aristotel. Politika [Politics]. Per. s dr.-grech. S.M. Rogovina. Moscow; 2010 (In Russ.).
- Bourdieu P. Praktichesky smysl [Practical sense]. Per. s fr. A.T. Bikbova, K.D. Voznesenskoy, S.N. Zenkina, N.A. Shmatko; otv. red. per. i poslesl. N.A. Shmatko. Saint Petersburg; 2001 (In Russ.).
- Vladimirtsov B.Ya. Obshchestvenny stroy mongolov. Mongolsky kochevoy feodalizm [The Social Structure of the Mongols. Mongolian Nomadic Feudalism]. Leningrad; 1934 (In Russ.).
- Giddens A. Ustroyenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii [The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration]. Moscow; 2003 (In Russ.).
- Deleuze G., Guattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya [Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia]. Per. s fr. i poslesl. D. Kralechkina. Ekaterinburg; 2007 (In Russ.).
- Derrida J. Esse ob imeni [On the Name]. Per. s fr. N.A. Shmatko. Moscow—Saint Petersburg; 1998 (In Russ.).
- Erofeeva I.V. Epistolyarnoe nasledie kazakhskoy pravyashchey elity 1675—1821 godov [Epistolary Heritage of the Kazakh Ruling Elite of 1675—1821]. Almaty; 2014 (In Russ.).
- Ibn Khaldun. Al-Mukaddima. Istoriya arabo-musulmanskoy filosofii: Antologiya. Pod red. A.V. Smirnova. Moscow; 2013 (In Russ.).
- Istoriya arabo-musulmanskoy filosofii [History of Arab-Muslim Philosophy]. Pod red. A.V. Smirnova. Moscow; 2013 (In Russ.).
- Kerimov T.Kh. Sotsialnaya geterologiya [Social Heterology]. Ekaterinburg; 1999 (In Russ.).
- Kovalevsky M.M. Rodovoy byt v nastoyashchem, nedavnem i otdalennom proshlom (otryvki) [Tribal life in the present, recent and distant past (excerpts)]. Antologiya russkoy klassicheskoy sotsiologii. Sost. i komment. D.S. Klementieva, L.N. Pankovoy. Moscow; 1995 (In Russ.).
- Kradin N.N. Kochevniki Evrazii [Nomads of Eurasia]. Almaty; 2007 (In Russ.).
- Kuropyatnik M.S. Korennye narody v kontekste kulturnoy nepreryvnosti [Indigenous peoples in the context of cultural continuity]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4) (In Russ.).
- Lamazhaa Ch.K. “Klan” — ponyatie v sotsialnykh naukakh [“Clan” — a concept in social sciences]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008: 2 (In Russ.).
- Lushnikova O.L. Sotsiokulturny kapital roda v sovremennykh usloviyakh: sotsiologicheskiy analiz [Social-Cultural Capital of the Genus in Contemporary Society: A Sociological Analysis]. PhD thesis. Ekaterinburg; 2015 (In Russ.).
- Mumford L. Mif mashiny. Tekhnika i razvitie chelovechestva [Myth of the Machine. Technics and Human Development]. Per. s angl. T. Azarkovicha, B. Skuratova; red. E. Puchkova, N. Khotinskogo. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Moss M. Obshchestva. Obmen. Lichnost: Trudy po sotsialnoy antropologii [Society. Exchange. Personality: Works on Social Anthropology]. Per. s fr. Moscow; 1996 (In Russ.).
- Nancy J.-L. Bytie edinichnoe mnozhestvennoe [Being Singular Plural]. Per. s fr. V.V. Fursa; pod red. T.V. Shchittsovoy. Minsk; 2004 (In Russ.).
- Nietzsche F. Genealogiya morali [On the Genealogy of Morality]. Per. s nem. V.A. Weinstoka; pod red. V.V. Bitnera. Saint Petersburg; 2016 (In Russ.).
- Nurulla-Khojaeva N.T. Obshchina i gosudarstvo v Tsentralnoy Azii [Community and State in Central Asia]. Vestnik MGUKI. 2011; 2 (In Russ.).
- Nurulla-Khojaeva N.T. Srednyaya Aziya, evropotsentrizm, kolonialnost [Central Asia, eurocentricism, colonialism]. Vestnik MGIMO. 2015; 6 (In Russ.).
- Radkevich K.V., Shabaga A.V. Oppozitsiya “Zapad—Nezapad” v sotsialnoy mysli: pro et contra [The opposition “West/Non-West” in social thought: Pro et contra]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1) (In Russ.).
- Radcliffe-Brown A.R. Struktura i funktsiya v primitivnom obshchestve. Ocherki i lektsii [Structure and Function in Primitive Society. Essays and Lectures]. Per. s angl. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Scott J. Zomia: uspeshnye strategii begstva ot gosudarstva [Zomia: Successful strategies of flight from the state] / Per. s angl. I.V. Trotsuk. RUDN Journal of Sociology. 2012; 12 (4) (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Begstvo ot gosudarstva: soznatelny otkaz ot “dostizheniy tsivilizatsii” i strategii podderzhaniya “varvarskogo sostoyaniya” [Flight from the state: A conscious rejection of the ‘achievements of civilization’ and a strategy to maintain the ‘barbarity’]. Sotsiologiya Vlasti. 2012; 4 (In Russ.).
Дополнительные файлы
