Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)
- Авторы: Ивлева М.Л.1, Курилов С.Н.2, Дагцмаа Б.3
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
- Национальный университет Монголии
- Выпуск: Том 21, № 2 (2021)
- Страницы: 225-238
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322787
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-225-238
- ID: 322787
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлена попытка решить задачу оценки качества организации и содержания высшего образования с позиции обучающихся. Авторы рассматривают отечественный и зарубежный опыт включения в данную деятельность студента как одного из ее главных действующих лиц. Для решения поставленной задачи выделены наиболее распространенные формы участия студентов в обеспечении качества образования, обозначены проблемные области и неиспользованные резервы подобной студенческой деятельности. Так, основной формой участия студентов в оценочно-контрольной деятельности вуза является заполнение различных анкет с целью выявления их оценок и мнений о прослушанных в период обучения курсах. Проанализирована практика ряда зарубежных и отечественных вузов в данной области. В частности, в качестве примера рассмотрен опыт Российского университета дружбы народов, Северо-Восточного федерального университета, Института уполномоченных по качеству от студентов в Кемеровском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, а также Центра прикладных социологических исследований Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»). Представлены результаты социологического исследования мнений и оценок выпускников технических и социально-гуманитарных направлений НИУ «МЭИ» (2017-2019) по вопросам базовой и профессиональной подготовки. Проведенное мониторинговое исследование выявило ряд факторов, влияющих на качество подготовки в период прохождения практики в вузе, что позволило авторам обозначить ключевые проблемы маркетинга образовательных услуг в современном вузе. Показана необходимость изучения вопросов самореализации выпускников, их востребованности на рынке труда, а также поиска новых критериев для оценки качества высшего образования. Признается необходимость и возможность формирования новой идеологии управления качеством образования в вузе, предлагается ряд условий и мер, которые могут гарантировать качество высшего образования в России.
Об авторах
Марина Левенбертовна Ивлева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleva-ml@rudn.ru
доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСергей Николаевич Курилов
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Email: kurilov85@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики
ул. Красноказарменная, 14, Москва, 111250, РоссияБалдо Дагцмаа
Национальный университет Монголии
Email: dagzmaa@gmail.com
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения
Их Сургуулиин Гудамж-1, 46a/523, 14201, Улан-Батор, МонголияСписок литературы
- Abramov V.A., Morozov I.V., Naskidashvili D.A. Otsenka vliyaniya kachestva sovre-mennogo obrazovaniya na trudoustroystvo vypusknikov vuzov [Assessment of the impact of the quality of contemporary education on the employment of university graduates]. Obrazovaniye i Nauka; 2019; 1. (In Russ.).
- Borzov E.V., Koryagina I.I., Votyakova O.I., Kuryleva N.V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove monitoringovykh issledovaniy [Management of the quality of education on the basis of monitoring research]. Obrazovaniye i Nauka. 2016; 6. (In Russ.).
- Vishnevskaya N.G. Kachestvo obrazovaniya kak indikator konkurentosposobnosti vypusknikov vuza na rynke truda [Quality of education as an indicator of the university graduates’ competitiveness in the labor market]. Vestnik Bashkirskogo Universiteta. 2015; 20 (1). (In Russ.).
- Vlasenko N.F. Uchastie studentov v sisteme garantii kachestva vysshego obrazovaniya [Student participation in the system of ensuring the quality of higher education]. Vestnik TGPU. 2012; 2. (In Russ.).
- Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh Rossii: sotsiologichesky portret [Russian Youth: A Sociological Portrait]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Erofeeva O.V. Kachestvo vysshego obrazovaniya: rol studenchestva v protsesse uluchsheniya obrazovatelnogo protsessa v vuze [The quality of higher education: The role of students in improving the university educational process]. Vestnik PGGPU. Seriya 1. 2014; 2–2. (In Russ.).
- Ivleva M.L., Kurmeleva E.M., Rudanovskaya S.V. Chelovek i obshchestvo v kontekste sovremennosti (obzor vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem) [Man and society in the context of modernity (a review of the conference)]. Voprosy Filosofii. 2018; 4. (In Russ.).
- Ivleva M.L., Kurilov S.N. Problema formirovaniya sotsialnoy paradigmy ekotsentrizma: opyt filosofskogo osmysleniya sotsiologicheskogo issledovaniya v vuze [The development of the social paradigm of eco-centrism: A philosophical interpretation of the sociological research in university]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 4. (In Russ.).
- Ignatiev V.P., Varlamova L.F., Stepanov P.A. Privlechenie studentov k otsenke kachestva obrazovaniya [Student engagement in assessing the quality of education]. Sovremennye Naukoyemkie Tekhnologii. 2016; 12–1. (In Russ.).
- Kalugina D.A. Kachestvo soderzhaniya, protsessa i rezultata obrazovaniya glazami studentov: rezultaty sotsiologicheskogo issledovaniya [The quality of the content, process and results of education in the student perspective: The results of the sociological research]. Obrazovaniye i Nauka. 2013; 6. (In Russ.).
- Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016–2020 gody [Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016–2020] (utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 29.12.2014 g. No. 2765-r). URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php? ELEMENT_ID=4264. (In Russ.).
- Kuchina A.V., Vorontsov D.B. Uchastie studentov v otsenke kachestva vysshego profes-sionalnogo obrazovaniya [Student participation in assessing the quality of higher professional education]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2008; 14 (6). (In Russ.).
- Medvedeva E.A. Analiz zanyatosti vypusknikov sistemy vysshego professionalnogo obrazovaniya i ikh vostrebovannosti na rynke truda [Analysis of the employment of the higher professional education graduates and demand for them in the labor market]. Science Time. 2015; 10. (In Russ.).
- Melikyan A.V. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya v stranakh OESR [Ensuring the quality of higher education in OECD countries]. Vestnik Mezhdunarodnykh Organizatsiy. 2008; 7–8. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskikh stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
- Narbut N.P., Puzanova Zh.V., Larina T.I. Zhizn studenta v evropeyskom izmerenii [Student life in the European dimension]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 5 (In Russ.).
- Norvegiya: voploshchenie v zhizn elementov Bolonskogo protsessa [Norway. Implementation of the Bologna process elements]. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/12/1217370860/15.pdf. (In Russ.).
- Pavlyuchenko A.V. Obespechenie garantiy kachestva obrazovaniya v vuze s privlecheniem studenchestva [Ensuring the quality of university education with the student participation]. Molodoy Ucheny. 2015; 11. (In Russ.).
- Federalny Zakon ot 29.12.2012 g. No. 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law from December 29, 2012 No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation”]. (In Russ.).
- Alaniska H., Codina E.A., Bohrer J., Dearlove R., Eriksson S., Helle E., Wiberg L.K. Student Involvement in the Processes of Quality Assurance Agencies. Helsinki; 2006.
- Cirimiunna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers. Energy Research and Social Science. 2016; 21.
- Embedding Quality Culture in Higher Education. A Selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance. URL: https:// www.eua.be.
- Geven K. Quality assurance is a process of growing up. Quality Assurance Review. 2010; 2 (1).
Дополнительные файлы
