Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлена попытка решить задачу оценки качества организации и содержания высшего образования с позиции обучающихся. Авторы рассматривают отечественный и зарубежный опыт включения в данную деятельность студента как одного из ее главных действующих лиц. Для решения поставленной задачи выделены наиболее распространенные формы участия студентов в обеспечении качества образования, обозначены проблемные области и неиспользованные резервы подобной студенческой деятельности. Так, основной формой участия студентов в оценочно-контрольной деятельности вуза является заполнение различных анкет с целью выявления их оценок и мнений о прослушанных в период обучения курсах. Проанализирована практика ряда зарубежных и отечественных вузов в данной области. В частности, в качестве примера рассмотрен опыт Российского университета дружбы народов, Северо-Восточного федерального университета, Института уполномоченных по качеству от студентов в Кемеровском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, а также Центра прикладных социологических исследований Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»). Представлены результаты социологического исследования мнений и оценок выпускников технических и социально-гуманитарных направлений НИУ «МЭИ» (2017-2019) по вопросам базовой и профессиональной подготовки. Проведенное мониторинговое исследование выявило ряд факторов, влияющих на качество подготовки в период прохождения практики в вузе, что позволило авторам обозначить ключевые проблемы маркетинга образовательных услуг в современном вузе. Показана необходимость изучения вопросов самореализации выпускников, их востребованности на рынке труда, а также поиска новых критериев для оценки качества высшего образования. Признается необходимость и возможность формирования новой идеологии управления качеством образования в вузе, предлагается ряд условий и мер, которые могут гарантировать качество высшего образования в России.

Об авторах

Марина Левенбертовна Ивлева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivleva-ml@rudn.ru

доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Сергей Николаевич Курилов

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

Email: kurilov85@mail.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики

ул. Красноказарменная, 14, Москва, 111250, Россия

Балдо Дагцмаа

Национальный университет Монголии

Email: dagzmaa@gmail.com

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения

Их Сургуулиин Гудамж-1, 46a/523, 14201, Улан-Батор, Монголия

Список литературы

  1. Abramov V.A., Morozov I.V., Naskidashvili D.A. Otsenka vliyaniya kachestva sovre-mennogo obrazovaniya na trudoustroystvo vypusknikov vuzov [Assessment of the impact of the quality of contemporary education on the employment of university graduates]. Obrazovaniye i Nauka; 2019; 1. (In Russ.).
  2. Borzov E.V., Koryagina I.I., Votyakova O.I., Kuryleva N.V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove monitoringovykh issledovaniy [Management of the quality of education on the basis of monitoring research]. Obrazovaniye i Nauka. 2016; 6. (In Russ.).
  3. Vishnevskaya N.G. Kachestvo obrazovaniya kak indikator konkurentosposobnosti vypusknikov vuza na rynke truda [Quality of education as an indicator of the university graduates’ competitiveness in the labor market]. Vestnik Bashkirskogo Universiteta. 2015; 20 (1). (In Russ.).
  4. Vlasenko N.F. Uchastie studentov v sisteme garantii kachestva vysshego obrazovaniya [Student participation in the system of ensuring the quality of higher education]. Vestnik TGPU. 2012; 2. (In Russ.).
  5. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh Rossii: sotsiologichesky portret [Russian Youth: A Sociological Portrait]. Moscow; 2010. (In Russ.).
  6. Erofeeva O.V. Kachestvo vysshego obrazovaniya: rol studenchestva v protsesse uluchsheniya obrazovatelnogo protsessa v vuze [The quality of higher education: The role of students in improving the university educational process]. Vestnik PGGPU. Seriya 1. 2014; 2–2. (In Russ.).
  7. Ivleva M.L., Kurmeleva E.M., Rudanovskaya S.V. Chelovek i obshchestvo v kontekste sovremennosti (obzor vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem) [Man and society in the context of modernity (a review of the conference)]. Voprosy Filosofii. 2018; 4. (In Russ.).
  8. Ivleva M.L., Kurilov S.N. Problema formirovaniya sotsialnoy paradigmy ekotsentrizma: opyt filosofskogo osmysleniya sotsiologicheskogo issledovaniya v vuze [The development of the social paradigm of eco-centrism: A philosophical interpretation of the sociological research in university]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 4. (In Russ.).
  9. Ignatiev V.P., Varlamova L.F., Stepanov P.A. Privlechenie studentov k otsenke kachestva obrazovaniya [Student engagement in assessing the quality of education]. Sovremennye Naukoyemkie Tekhnologii. 2016; 12–1. (In Russ.).
  10. Kalugina D.A. Kachestvo soderzhaniya, protsessa i rezultata obrazovaniya glazami studentov: rezultaty sotsiologicheskogo issledovaniya [The quality of the content, process and results of education in the student perspective: The results of the sociological research]. Obrazovaniye i Nauka. 2013; 6. (In Russ.).
  11. Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016–2020 gody [Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016–2020] (utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 29.12.2014 g. No. 2765-r). URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php? ELEMENT_ID=4264. (In Russ.).
  12. Kuchina A.V., Vorontsov D.B. Uchastie studentov v otsenke kachestva vysshego profes-sionalnogo obrazovaniya [Student participation in assessing the quality of higher professional education]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2008; 14 (6). (In Russ.).
  13. Medvedeva E.A. Analiz zanyatosti vypusknikov sistemy vysshego professionalnogo obrazovaniya i ikh vostrebovannosti na rynke truda [Analysis of the employment of the higher professional education graduates and demand for them in the labor market]. Science Time. 2015; 10. (In Russ.).
  14. Melikyan A.V. Obespechenie kachestva vysshego obrazovaniya v stranakh OESR [Ensuring the quality of higher education in OECD countries]. Vestnik Mezhdunarodnykh Organizatsiy. 2008; 7–8. (In Russ.).
  15. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskikh stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
  16. Narbut N.P., Puzanova Zh.V., Larina T.I. Zhizn studenta v evropeyskom izmerenii [Student life in the European dimension]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 5 (In Russ.).
  17. Norvegiya: voploshchenie v zhizn elementov Bolonskogo protsessa [Norway. Implementation of the Bologna process elements]. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/12/1217370860/15.pdf. (In Russ.).
  18. Pavlyuchenko A.V. Obespechenie garantiy kachestva obrazovaniya v vuze s privlecheniem studenchestva [Ensuring the quality of university education with the student participation]. Molodoy Ucheny. 2015; 11. (In Russ.).
  19. Federalny Zakon ot 29.12.2012 g. No. 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” [Federal Law from December 29, 2012 No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation”]. (In Russ.).
  20. Alaniska H., Codina E.A., Bohrer J., Dearlove R., Eriksson S., Helle E., Wiberg L.K. Student Involvement in the Processes of Quality Assurance Agencies. Helsinki; 2006.
  21. Cirimiunna R., Meneguzzo F., Pecoraino M., Pagliaro M. Reshaping the education of energy managers. Energy Research and Social Science. 2016; 21.
  22. Embedding Quality Culture in Higher Education. A Selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance. URL: https:// www.eua.be.
  23. Geven K. Quality assurance is a process of growing up. Quality Assurance Review. 2010; 2 (1).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».