Том 21, № 2 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

Студенты России об обучении в период пандемии covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.

Аннотация

Пандемия covid-19 поставила весь мир перед вызовами, которые потребовали принятия неотложных мер по организации функционирования социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования: системы образования всех стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к карантинным мерам и перевести всю работу в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования - от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно различаются. В статье представлена сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии - на этапе вынужденного дистанта весной 2020 года и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 года. Статья основана на результатах опроса российских студентов, проведенного в июне 2020 года (N=31423) и в феврале 2021 года (N=32358). В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 года стали более сглаженными и не носили столь резкого характера. Результаты двух этапов исследования показали, что за прошедший год российские вузы прошли этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы в сложных и непредсказуемых условиях пандемии изменил общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий - объективный и неизбежный процесс в развитии образовательной сферы и страны в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):211-224
pages 211-224 views

Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ)

Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Дагцмаа Б.

Аннотация

В статье представлена попытка решить задачу оценки качества организации и содержания высшего образования с позиции обучающихся. Авторы рассматривают отечественный и зарубежный опыт включения в данную деятельность студента как одного из ее главных действующих лиц. Для решения поставленной задачи выделены наиболее распространенные формы участия студентов в обеспечении качества образования, обозначены проблемные области и неиспользованные резервы подобной студенческой деятельности. Так, основной формой участия студентов в оценочно-контрольной деятельности вуза является заполнение различных анкет с целью выявления их оценок и мнений о прослушанных в период обучения курсах. Проанализирована практика ряда зарубежных и отечественных вузов в данной области. В частности, в качестве примера рассмотрен опыт Российского университета дружбы народов, Северо-Восточного федерального университета, Института уполномоченных по качеству от студентов в Кемеровском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, а также Центра прикладных социологических исследований Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»). Представлены результаты социологического исследования мнений и оценок выпускников технических и социально-гуманитарных направлений НИУ «МЭИ» (2017-2019) по вопросам базовой и профессиональной подготовки. Проведенное мониторинговое исследование выявило ряд факторов, влияющих на качество подготовки в период прохождения практики в вузе, что позволило авторам обозначить ключевые проблемы маркетинга образовательных услуг в современном вузе. Показана необходимость изучения вопросов самореализации выпускников, их востребованности на рынке труда, а также поиска новых критериев для оценки качества высшего образования. Признается необходимость и возможность формирования новой идеологии управления качеством образования в вузе, предлагается ряд условий и мер, которые могут гарантировать качество высшего образования в России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):225-238
pages 225-238 views

Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений

Колесникова Е.М., Куденко И.А.

Аннотация

Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек - учащихся школы - на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):239-252
pages 239-252 views

Коррупция: институциональные признаки, социальные детерминанты и последствия

Егорышев С.В., Егорышева Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрена природа, причины, детерминанты и последствия распространения коррупции. Как проявление социальной девиации деликвентного характера и одна из разновидностей преступности коррупция оказывает деструктивное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на управление ими, перераспределяя их ресурсы и подменяя общественные ценности и цели групповыми и личными. Проявляясь не только на уровне государств, но и в международном масштабе, коррупция требует активного противодействия со стороны мирового сообщества: в календари 187 стран, включая Россию, внесен Международный день борьбы с коррупцией. По оценкам Всемирного банка, ежегодный объем взяток в мире составляет 1 триллион долларов. Для многих стран коррупция стала угрозой национальной безопасности, что заставляет искать и использовать эффективные и нередко радикальные меры противодействия коррупции, что закономерно сопровождается ее всесторонними исследованиями как объективного и распространенного социального явления. В статье коррупция рассмотрена на основе междисциплинарной методологии с акцентом на институциональном и структурно-функциональном подходах, что позволило охарактеризовать институциональные признаки коррупции, ее структуру, функции и социальные последствия, а также оценить эффективность мер антикоррупционной политики. Статья написана по материалам официальной статистики, отражающей динамику преступлений коррупционной направленности в России и в Республике Башкортостан за 2012-2020 годы, а также по результатам социологического исследования Института стратегических исследований Республики Башкортостан, проведенного в 2020 году на основе методики оценки коррупции, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Исследование было сфокусировано на проблемах во взаимодействии граждан и сотрудников органов государственной и муниципальной власти («бытовая» коррупция), а также органов власти и представителей бизнеса («деловая» коррупция) (соответствующие выборки составили 814 и 300 человек). Исследование «бытовой» коррупции проводилось методом индивидуального формализованного интервью, «деловой» коррупции - методом анонимного анкетирования на платформе Google Forms.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):253-264
pages 253-264 views

Динамика трудовой миграции в Башкортостане

Ахметова Г.Ф.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа ряда показателей широко распространенного в России социального явления - внутрироссийской трудовой миграции, в которой в 2019 году участвовало около 2,9 млн россиян, или 4% занятого населения. Речь идет о внутренних трудовых мигрантах, которые временно работают за пределами своих регионов. Данный вид трудовой миграции россиян имеет много общего с временной трудовой занятостью в США, Канаде и Австралии ( long distance commuting (LDC), ( fly-in/fly-out (FIFO)). Эмпирические данные статьи представлены материалами официальной статистики (обследований рабочей силы Федеральной службы государственной статистики за 2011-2019 годы) и социологических исследований, проведенных в российском регионе с относительно высоким уровнем временной занятости - Республике Башкортостан - в 2015-2019 годы. Статистические данные показывают ярко выраженную региональную специфику временной занятости в стране. Основная масса (около 72%) внутрироссийских трудовых мигрантов проживает в трети регионов с высоким и средним уровнем временной трудовой миграции. В ряде регионов динамика участия населения во временной трудовой миграции носит нисходящий характер. Субъекты с низким уровнем временной трудовой занятости и нисходящей ее динамикой принимают наибольшую долю мигрантов из других регионов. Социологические данные показывают, что для жителей Башкортостана характерна разная вовлеченность во временную занятость - в зависимости от места проживания, гендера и возраста, брачного статуса и уровня образования. Аналогичные социально-территориальные и социально-демографические особенности проявляются и на общероссийском уровне. Если внутренняя трудовая миграция на федеральном уровне как инструмент социально-экономического развития способствует снижению дефицита трудовых ресурсов в определенных регионах и отраслях экономики и потому поддерживается соответствующими нормативно-правовыми актами, то на региональном уровне она ослабляет трудовой и демографический потенциал регионов, «отдающих» трудовых мигрантов. Сохранение экономического и демографического потенциала, усиление конкурентоспособности таких регионов возможно при условии развитии рынков труда и трудовой мобильности в пределах регионов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):265-278
pages 265-278 views

Сельско-городская миграция на Крымском полуострове

Гусаков Т.Ю.

Аннотация

Несмотря на широкую известность Крымского региона, его научные описания полны пробелов. В советский период исследования ограничивали негласные запреты на изучение социальных процессов и отсутствие сильной научной школы. После распада СССР отдельные крымские сюжеты встречались лишь в работах об острых социальных аспектах миграций и искусственных преобразованиях этно-конфессионального состава населения. Изменение статуса Крымского полуострова в 2014 году актуализировало значение региона в российской науке - на сегодняшний день опубликовано множество статей, раскрывающих особенности социально-экономического развития полуострова, но ряд вопросов в жизни Крыма все еще мало изучен. Один из них - миграционные процессы на полуострове: если исторические этнические миграции достаточно хорошо проработаны, то современные перемещения населения редко попадают в фокус исследовательского интереса. Исторически миграционные процессы играли важную роль в социально-экономическом развитии Крыма. Но если до недавнего времени драйвером развития выступали внешние миграции, то с начала XXI века эту роль стали играть миграционные перемещения населения внутри полуострова, и их особенности необходимо учитывать в планировании и финансировании проектов по развитию сельских территорий. Сельская местность Крыма остается аграрно-перенаселенной, поэтому нужно понимать, какие территории перспективны для капитальных вложений, а какие в скором времени окажутся депопулированными вследствие отсутствия возможностей для раскрытия человеческого и социального капитала. Автор исследует процессы обмена населением между городской и сельской местностью как один из наиболее значимых факторов для демографической ситуации полуострова. В статье рассмотрены причины и особенности пространственной мобильности и миграционного движения населения Крыма на основе анализа статистических данных и транспортных связей города и сельской местности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):279-295
pages 279-295 views

Новые селяне: мотивы и факторы переселения из города в сельскую местность

Овчинцева Л.А.

Аннотация

В развитых странах наряду с урбанизацией все более заметным становится противоположный процесс - рурализация, или дезурбанизация. Рурализация - это не только переезд горожан в сельскую местность, но и развитие сел, повышение значения сельской местности как места для жизни и работы. Решение о переезде горожане принимают, сопоставляя преимущества и недостатки жизни в городской и сельской местности, причем нематериальные мотивы (желание приблизится к природе, найти свои корни, жить в тишине, без спешки, питаться натуральными продуктами и др.) играют важную роль при переезде. Из экономических мотивов наиболее важна разница в стоимости городской и сельской недвижимости, а также жизни в целом, что позволяет улучшить жилищные условия тем семьям, особенно молодым и многодетным, что переезжают в село. Цель исследования, результаты которого представлены в публикации, - определить категории горожан, склонных к переселению, их мотивацию, факторы, подталкивающие людей к выезду из городов и способствующие/препятствующие переселению в сельскую местность. Исследование основано на изучении специальной литературы по теме и на материалах опроса переселившихся горожан и экспертов, занимающихся рурализацией. В отличие от большинства отечественных публикаций, посвященных рурализации, автор фокусирует внимание на положительных сторонах переселения горожан в сельскую местность и призывает к снятию административных барьеров, препятствующих рурализации, поскольку переселение горожан в село не оказывает негативного влияния на города и компенсируется притоком выходцев из села, заинтересованных в получении образования и новых профессий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):296-310
pages 296-310 views

Проблема детского насилия: социальные и социокультурные аспекты

Пузанова Ж.В., Филиппов В.М., Симонова М.А., Ларина Т.И.

Аннотация

Ратификация Лансаротской конвенции Россией в 2013 году влечет за собой ряд вопросов о ее реализации, которые не могут быть решены без привлечения социально-гуманитарных наук. В статье использованы принципы социологии, психологии и юриспруденции, на основании которых представлена концепция эмпирического изучения семейного насилия в отношении детей - для повышения эффективности реализации Лансаротской конвенции в российской действительности. Концепция включает в себя два блока проблемы - социальные и социокультурные аспекты. Авторы приводят статистические данные о количестве семей, в которых воспитывается ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, количестве абортов и родов среди несовершеннолетних, количестве несовершеннолетних, которые содержались в воспитательных колониях, функционировании детского телефона доверия, количестве служб медиации, количестве организаций социального обслуживания семьи и детей, численности специалистов, работающих с детьми по программам, направленным на предупреждение и защиту детей от сексуальной эксплуатации и злоупотреблений, количестве организаций, оказывающих психолого-педагогическую медико-социальную помощь, количестве специализированных многопрофильных центров, оказывающих помощь семьям и детям-жертвам сексуального насилия, количестве специализированных «зеленых» комнат для расследования преступлений, связанных с несовершеннолетними, количестве специалистов (штатных психологов), сопровождающих несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом на всех этапах расследования и судебного производства, количестве специалистов, прошедших обучение по программе защиты детей-жертв сексуального насилия и оказывающих помощь семьям и детям-жертвам насилия. Статья будет полезна специалистам, занимающимся проблемами реализации положений Лансаротской конвенции, а также изучением факторов семейного насилия в отношении детей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):311-321
pages 311-321 views

Социально-психологические причины распространения субкультуры «АУЕ» (неявные факторы актуальной проблемы)

Хагуров Т.А., Чепелева Л.М.

Аннотация

В статье обозначены глубинные причины новой волны подростковой криминализации в российском обществе. Для этого проанализированы экспертные точки зрения на проблему и отмечена их противоречивость; обобщены основные формы поведения, связанного с принятием криминальных ценностей, - первичная, игровая, устойчивая вторичная криминализация, имеющие, как правило, разную социальную локализацию; рассмотрены исторические аспекты подростковой криминализации в российском обществе; обозначены социокультурные причины этого явления. На основе анализа ведомственной статистики и результатов эмпирических исследований, проведенных в 2019-2020 годы в рамках проекта РФФИ «Глубинные причины подростковой криминализации в современной России» в статье уточнены масштабы реальной и виртуальной криминализации, особенности правосознания, социально-психологического самочувствия и мировоззрения криминализированных и «обычных» подростков. Наряду с традиционно выделяемыми причинами криминализации (социально-экономическое и культурно-образовательное неравенство, депривация, территориально-географическая специфика и т.п.) авторы рассматривают и социокультурные факторы: во-первых, нарушения социализации и детско-родительских отношений, приводящие к депривации потребностей в любви и признании несовершеннолетних со стороны родителей и попыткам ее деструктивной компенсации в рамках криминальных практик; во-вторых, содержание актуальной подростковой героики, обусловливающей процессы нормативной и гендерной инверсии и распространение криминальной субкультуры, - как источника суррогатного псевдомаскулинного дискурса в подростково-молодежной среде. Авторы делают вывод, что профилактика подростковой криминализации должна строиться на основе психолого-педагогических и социокультурных технологий, главными субъектами которых являются семья, школа и государственная информационная политика, тогда как нормативно-юридические технологии социального контроля, субъектами которых являются административные и правоохранительные органы, должны выполнять скорее функцию сдерживания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):322-339
pages 322-339 views

Социологический лекторий

Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе

Цвык В.А., Цвык И.В.

Аннотация

С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровизации все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):340-353
pages 340-353 views

К истокам методологии социального знания в России: А.С. Лаппо-Данилевский и современные дискуссии

Владимиров П.А., Лебедева А.В.

Аннотация

Статья раскрывает аспекты становления социологического знания в России, обусловленные научной и организаторской деятельностью А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919). Его вклад в развитие российской социальной и гуманитарной мысли связан преимущественно с разработкой основ истории, историографии и источниковедения, что широко отмечено в научно-исследовательской литературе. Однако вклад ученого в становление социологии, обозначение специфики ее предмета и создание модели системных курсов по исторической реконструкции социологического знания остаются открытыми темами для изучения. В статье рассмотрена проектная составляющая наследия Лаппо-Данилевского и предложенная им стратегия создания межпредметной методологии социальных наук. Цель статьи - описание вклада ученого в становление российской социологии, что позволит не только уточнить истоки социального знания в России, но и актуализировать наследие Лаппо-Данилевского. Авторы ставят новые вопросы и проблематизируют исследовательский потенциал трудов российских ученых на рубеже XIX-XX веков, что имеет перспективы для дополнения истории и методологии социологии. Последовательное описание деятельности Лаппо-Данилевского - от формирования институциональных основ российской социологии до проработки методологических принципов социального знания - ставит вопрос о влиянии позитивизма и неокантианства на научное сообщество. С другой стороны, изучение научной и организаторской деятельности Лаппо-Данилевского позволяет расширить область истории и методологии социологии, дополнив ее описанием институционализации социологии в России. Проблематика оснований социологического знания неизменно отсылает к трем моментам: созданию методологии, демаркации со смежными дисциплинами и раскрытию исторической составляющей становления социологии в академической среде. В статье также отмечены современные дискуссии, в которых социологическое наследие Лаппо-Данилевского рассматривается не только с позиций исторической реконструкции становления социального знания, но и в междисциплинарной предметности современной социологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):354-364
pages 354-364 views

Сложные понятия с множественными коннотациями: в поисках концептуальных определений

Троцук И.В.

Аннотация

Одна из фундаментальных проблем социологического знания - определение своих основных понятий: многие слова повседневного языка и научного дискурса совпадают, несмотря на то что социологические категории предполагают более высокий уровень обобщения. Безусловно, проблема корректной интерпретации понятий более характерна для эмпирической работы - когда социологи превращают свои концепты в наборы эмпирических индикаторов, которые должны быть настолько понятны респондентам, чтобы они смогли ответить на вопросы анкеты в заданных исследователем контекстуальных рамках, а социологи смогли сделать по результатам анализа этих ответов обоснованные выводы. Тем не менее, отсутствие общепризнанных концептуальных определений - не менее важная проблема, потому что наше представление о социальной реальности конструируется именно из них (мы считаем общество справедливым, состоящим из институтов, которым мы доверяем и которые обеспечивают нам возможности стать счастливыми, или же придерживаемся противоположных оценок). В статье представлена возможная реконструкция стратегии поиска концептуальных определений таких сложных понятий с множественными коннотациями, как любовь, счастье, доверие и справедливость. Эта стратегия включает в себя два шага: фокусировку на макро-социологическом измерении рассматриваемого феномена, поскольку именно это измерение определяет его разнообразные проявления и повседневные трактовки (в изучении любви и счастья этот шаг является основным); определение объективных и субъективных индикаторов рассматриваемого феномена (ключевой шаг в исследовании доверия и справедливости). Так, в социологическом анализе любви и счастья микро-социологическая трактовка очевидна (личная ответственность за то, чтобы обрести счастье и любовь), а ее макро-социологическая детерминация - не всегда (социальная стандартизация критериев обретения счастья и любви); доверие выступает источником социального порядка, сотрудничества, институциональных, организационных и повседневных взаимодействий, который снижает уровень неопределенности; в поисках концептуального определения справедливости можно выделить два основных направления - справедливость выступает (1) одним из множества оснований некоей теоретической модели общества, (2) «идеальной» политико-философской моделью социального порядка или «инструментом» сравнительного анализа его разных версий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):365-376
pages 365-376 views

Искусственная социальность в человеко-машинном взаимодействии

Комарова В., Лонская Е., Тумалавичюс В., Краско А.

Аннотация

Цель статьи - прояснить суть понятия «искусственная социальность» применительно к человеко-машинному взаимодействию, ответив на вопрос, является ли искусственная социальность предпосылкой или результатом этого взаимодействия. Для достижения поставленной цели авторы провели логический анализ определений социальности и искусственной социальности в научной литературе, а также эмпирически изучили искусственную социальность в человеко-машинном взаимодействии с помощью трех методов - сравнения средних, корреляционного анализа и дискриминантного анализа. Все три метода применялись для анализа одних и тех же данных: показателей потенциала взаимодействия людей и машин и шести культурных измерений, разработанных Г. Хофстеде. С помощью этих культурных измерений авторы попытались эмпирически интерпретировать степень «искусственности» культуры, опираясь на методологический принцип, утверждающий сочетание «естественного» и «искусственного» в любой культуре. Результаты эмпирического анализа позволили авторам сделать вывод, что в современном мире существуют условно «искусственные» культуры, наиболее благоприятные для развития искусственной (алгоритмической) социальности, а также условно «естественные» культуры, препятствующие развитию данного типа социальности. Искусственная социальность начала оформляться в обществе вместе с созданием письменности, а затем развивалась по мере появления различных методов обработки и хранения информации (каталоги, архивы и т.п.), т.е. искусственная социальность появилась задолго до изобретения машин. Таким образом, искусственная социальность обусловлена «искусственностью» культуры и является предпосылкой, а не результатом человеко-машинного взаимодействия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):377-390
pages 377-390 views

Онлайн-сообщества в исследованиях политической коммуникации

Платонов К.А., Легостаева Н.И.

Аннотация

Онлайн-сообщества в исследованиях политической коммуникации - сравнительно новая предметная область. В ее рамках активно формируются самостоятельные тематические разделы, которые во многом остаются фрагментированными в условиях недостаточной систематизации. В статье представлены результаты анализа и описание предметной области исследований онлайн-сообществ в контексте политической коммуникации на основе 60 англоязычных источников. В выборку вошли публикации, охватывающие широкий спектр вопросов: от активности официальных аккаунтов и сайтов политиков, партий, организаций до пользовательского поведения и политических дискуссий в виртуальных сообществах. Авторы выделили пять больших тематических групп, рассматривающих онлайн-сообщества с разных исследовательских ракурсов: классификация сообществ, изучение их структуры и элементов, анализ стратегий и тактик, функций и эффектов, а также «жизненного цикла». В статье описаны основные особенности и внутренняя структура выявленных групп, рассмотрены подходы и методики решения конкретных задач, связанных с изучением акторов, каналов, практик и моделей политической коммуникации. Авторы также рассматривают технические факторы формирования сообществ, различия в методах и единицах анализа, типы политических коммуникантов. В статье сделан вывод о достаточной «зрелости» рассматриваемого исследовательского направления и отдельных его подразделов, которая сочетается с неравномерной популярностью разных тематик. Онлайн-сообщества представляют собой особое публичное пространство, обращаясь к которому исследователи могут ответить на вопросы об успешности политических лидеров, движений и организаций, эффектах вирусного распространения онлайн-протестов и флешмобов, отклике аудитории на значимые политизированные проблемы. Авторы называют две тенденции в развитии соответствующей методологии: усиление практической ориентации и усложнение методических решений за счет использования машинных алгоритмов анализа данных.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):391-402
pages 391-402 views

Проектный работник как новый тип личности

Барков С.А., Романцева Е.Е.

Аннотация

Изменения в способах и формах совместной деятельности обычно происходят эволюционно: общество меняется и начинает «производить» людей, способных воспроизводить его. В первую очередь, это касается изменений в социальной роли работника, исполняемой сегодня в совершенно иной системе координат, в условиях неопределенности и постоянно меняющихся «правил игры». Мы наблюдаем следующие новые тенденции на рынке труда: исчезновение массовой и развитие нестандартной занятости, замена традиционных трудовых отношений контрактными, возрастание автономности работника, трансформация предпочтений в сфере построения карьеры. Одновременно возрастает роль и востребованность проектной деятельности практически во всех областях жизни общества, поскольку она способна удовлетворить запросы современного человека и по организации его взаимодействия с другими людьми. Проект - не просто механизм достижения конкретной цели, а универсальный способ организации жизненного мира, способствующий возникновению особых типов социального взаимодействия и самореализации индивида. Формируется «проектный образ жизни», проектное мышление, проектное восприятие реальности. Проект как социальный феномен становится организующим началом не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В качестве основного исследовательского инструмента в статье используется метод социологической типизации, заключающийся в выделении типа (идеального, социального), который сочетает в себе важнейшие характеристики людей, относящихся к определенной группе. Для объяснения комбинации этих характеристик авторы рассматривают социальный контекст их формирования. Проведенный анализ позволяет говорить о возникновении нового типа - проектного работника с особым сочетанием профессиональных и личных качеств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):403-414
pages 403-414 views

Юбилеи

К юбилею

Шарков Ф.И.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(2):415-416
pages 415-416 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».