Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ
- Авторы: Ефанов А.А.1, Буданова М.А.2, Юдина Е.Н.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 2 (2020)
- Страницы: 382-393
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322815
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393
- ID: 322815
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предмет рассмотрения статьи - цифровая грамотность как основополагающая компонента развития медиакомпетентности. Изучая историю вопроса и анализируя существующие теории, авторы приходят к выводу, что в исследованиях рассматривается цифровая грамотность взрослого населения и не учитываются данные о несовершеннолетних, которые демонстрируют наиболее высокую контактность с медиатехнологиями. С позиций разрабатываемой концепции глубинной медиатизации социального пространства авторы утверждают, что показатели цифровой грамотности школьников должны коррелировать с данными о педагогах, которые, согласно современной образовательной стратегии, фактически ответственны за повышение медиакомпетентности общества - начиная с преподавания медиаориентированных курсов в средней школе. В 2019 году был проведен опрос на тему «Медиакомпетентность школьника и педагога» (N=500+500) в 10 городах Приволжского федерального округа, где зафиксирован самый низкий индекс цифровой грамотности. По результатам компаративистского анализа был выделен ряд проблем в сфере медиаграмотности, в частности цифровой грамотности, основная из которых - цифровой разрыв двух поколений (школьников и педагогов) - свидетельствует о наличии коммуникационного барьера, затрудняющего взаимодействие не только в образовательной среде, но и в социальном пространстве. В то время как учащиеся демонстрируют высокий уровень контактности с современными медиатехнологиями, аналогичные показатели учителей крайне низки, причем не только в профессиональной деятельности, но и в повседневных практиках. Авторы полагают, что обратная корреляция уровня цифровой грамотности школьника и педагога препятствует гармоничному развитию медиакомпетентности российского общества.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Александрович Ефанов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru
кандидат социологических наук, доцент
ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, РоссияМария Александровна Буданова
Московский педагогический государственный университет
Email: budanovama@mail.ru
доктор философских наук, заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии
просп. Вернадского, 88, Москва, 119571, РоссияЕлена Николаевна Юдина
Московский педагогический государственный университет
Email: elena_nikolaevna@inbox.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии
просп. Вернадского, 88, Москва, 119571, РоссияСписок литературы
- Davydov S.G., Logunova O.S. Proekt “Indeks tsifrovoj gramotnosti”: metodicheskie eksperimenty [Project “Digital Literacy Index”: Methodological experiments]. Sociology: 4M. 2015; 40 (In Russ.).
- Davydov S.G., Logunova O.S., Sharikov A.V. Tsifrovaya gramotnost rossijskih regionov: industrialny vzglyad [Digital literacy of the Russian regions: An industrial perspective]. XVII Aprelskaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva. Otv. red. E.G. Yasin. Book 3. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Yefanov A.A. Vliyanie pokoleniya Z na funktsionirovanie instituta media: prognosticheskaya model [Influence of generation Z on the media institute functioning: A prognostic model]. Informatsionnoe Obshchestvo. 2019; 3 (In Russ.).
- Yefanov A.A. “I fiziki, i liriki”: determinanty sovremennogo mediaobrazovaniya [‘Physics and lyrics’: Determinants of the contemporary media education]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovaniya. 2019; 1 (In Russ.).
- Yefanov A.A. O ponyatijnom apparate sovremennoj kommunikologii [On the conceptual apparatus of contemporary communicology]. Materialy XVI Vserossiyskoy konferentsii “Sovremennye diskursy sotsiologicheskoy teorii i praktiki”. Moscow; 2019 (In Russ.).
- Indeks tsifrovoj gramotnosti rossiyan v 2018 godu snizilsya na 14,7% [In 2018, the Digital Literacy Index of the Russians decreased by 14,7%]. http://цифроваяграмотность.рф/ news/47 (In Russ.).
- Castells M. Informatsionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kultura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow; 2000 (In Russ.).
- Luhmann N. Media kommunikatsii [Media Communications]. Moscow; 2005 (In Russ.).
- McLuhan H.M. Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Moscow; 2003 (In Russ.).
- Otchet po gosudarstvennomu kontraktu № 0410/118 ot 29.09.2016 “Otsenka urovnya mediagramotnosti naseleniya RF v sootvetstvii s metodikoj, utverzhdennoj Prikazom Minkomsvyazi Rossii ot 30.12.2014 № 505, v razreze subiektov RF” [Report on the State Contract No. 0410/118 of September 29, 2016 “Estimates of the media literacy of the Russian population, according to the methodology approved by the Order of the Russian Ministry of Communications of December 30, 2014 No. 505, by the subjects of the Russian Federation”]. http://www.zircon.ru/upload/iblock/b14/otsenka-urovnya-mediagramotnosti-naseleniya-v-razreze-subektov-rossiyskoy-federatsii-10-regionov.pdf?sphrase_id=5529 (In Russ.).
- Programma DPO “Razvitie tsifrovoj sredy v obrazovanii” [Program of the additional professional education “Development of the Digital Environment in Education”]. remote.misis.ru›courses/353/files/19052/download (In Russ.).
- Rushkoff D. Kak pop-kultura tajno vozdejstvuet na vashe soznanie [Media Virus. Hidden Agendas in Popular Culture]. Moscow; 2003 (In Russ.).
- Tsifrovaya gramotnost dlya ekonomiki budushchego [Digital Literacy for the Future Economy]. https://finopolis.ru/materials-of-forum/2018/%D0%90%D0%B9%D0%BC% D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0 % B4% D0% B8% D0% BD% D0% BE% D0% B2.pdf (In Russ).
- Tsifrovaya gramotnost: chto eto [Digital Literacy: what it is]. http://цифроваяграмотность.рф (In Russ.).
- Sharikov A.V. O chetyrekhkomponentnoj modeli tsifrovoj gramotnosti [On the four-component model of digital literacy]. Zhurnal Issledovaniy Sotsialnoy Politiki. 2016; 1 (In Russ.).
- Alcock M., Fisher M.L., Hargadon S. Mastering Digital Literacy. Bloomington; 2014.
- Banzato M. Digital Literacy: Cultura ed Educazione per la Societa Della Conoscenza. Milan; 2011.
- Davydov S., Maltseva D., Sharikov A., Logunova O., Zadorin I. Digital literacy concepts and measurement. Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Luxembourg; 2020.
- Gilster P. Digital Literacy. New York; 1997.
- Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is Digital Competence? Brussels; 2011.
- Jenkins H., Purushotma R., Weigel M. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. John D. and Catherine T. MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning. Cambridge–London; 2009.
- Logunova O. Data vs big data: Methodological experiments and research ethics in the project ‘Index of Digital Literacy’. Russian Journal of Communication. 2017; 9 (3).
- Martin A. DigEuLit — a European framework for digital literacy: A progress report. Journal of eLiteracy. 2005; 2.
- Media Smarts: Canada’s Centre for Digital and Media Literacy. http://mediasmarts.ca.
- Shmatko N., Volkova G. Willingness of Russian researchers to digital transformation: Basic digital literacy and advanced skills // Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication. Moscow; 2019.
Дополнительные файлы
