Какова общественная эффективность образования в России?
- Авторы: Осипов А.М.1, Наран Б.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Монгольский государственный университет
- Выпуск: Том 23, № 4 (2023)
- Страницы: 888-900
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322985
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900
- EDN: https://elibrary.ru/CFHNRS
- ID: 322985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность оценки общественной эффективности образования как проблемы социологии образования, решение которой - теоретическая предпосылка преодоления системных бюропатологий и становления научного управления образованием в интересах российского общества. Общественная эффективность может быть определена с опорой на концепцию миссии (институциональных функций) - отношение социально значимых результатов к общественным затратам на образование. Трактовка общественной эффективности образования как предмета социальных наук предполагает: центральную роль социологии в решении этой научно-практической проблемы; учет всего спектра, содержания и особенностей институциональных функций образования (воздействие на все сферы общества; отложенность части результатов во времени; несводимость к рыночной услуге, педоцентристским и «компетентностным» схемам и т.д.); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов. Отсутствие в российском законодательстве понятия «общественная эффективность образования» порождает в государственной образовательной политике идейное и нормативное пространство для отраслевой бюрократии и системных бюропатологий в образовании, т.е. общественная эффективность образования, будучи многокомпонентным качеством макроуправления, подменяется примитивным и выгодным бюрократам проектным менеджментом. Бюрократический менеджмент игнорирует социальную ответственность образования и расчленяет ее на короткие проекты, в чем действия бюрократов соответствуют неолиберальным рыночным «модернизациям» и педоцентристским «реформам», способствуя стагнации и кризису системы образования, растрате общественных ресурсов и отставанию страны в глобальном соперничестве. В статье рассмотрены методологические особенности анализа компонентов обозначенной проблемы - общественных затрат и результатов - в рамках концепции институциональных функций образования; предложена обобщенная логическая схема функций и ожидаемых результатов. Авторы полагают, что разработка проблемы общественной эффективности образования обеспечит опережающее развитие данной научно-практической области в России с учетом глобальных научных трендов и в соответствии с приоритетами российского общества, образования и социально-гуманитарного знания.
Об авторах
Александр Михайлович Осипов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: osipov.al58@gmail.com
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии наб. реки Мойка, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
Болдмаа Наран
Монгольский государственный университет
Email: n.boldmaa@num.edu.mn
доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы WWF9+6H6, Улан-Батор, 14200, Монголия
Список литературы
- Babintsev V.P. et al. Vuzovskaya byurokratiya v Rossii — terra incognita sotsiologii obrazovaniya [University bureaucracy in Russia — terra incognita of sociology of education]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
- Bukharina N.P. Korruptsiya v obrazovatelnyh organizatsiyah: ponyatie i priznaki [Corruption in educational organizations: Concept and indicators]. Aktualnye Problemy Rossiyskogo Prava. 2016; 12. (In Russ.).
- Volchik V.V., Maslyukova E.V. Reformy, neyavnoe znanie i institutsionalnye lovushki v sfere obrazovaniya i nauki [Reforms, tacit knowledge and institutional traps in the field of education and science]. Terra Economicus. 2019; 2. (In Russ.).
- Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya [Global Sociology of Education]. Pod red. V.A. Ivanovoy, A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2012. (In Russ.).
- Donskih O.A. Nashemu obrazovaniyu nuzhen kosmetichesky remont ili polnaya rekonstruktsiya? [Does our education need a redecoration or a complete reconstruction?]. ECO. 2023; 5. (In Russ.).
- Zarubezhnaya sotsiologiya obrazovaniya [Foreign Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2014. (In Russ.).
- Zborovsky G.E. Uroki neudavsheysya modernizatsii [Lessons from the failed modernization]. Sotsialnaya strategiya rossiyskoy sistemy obrazovaniya. Saint Petersburg; 2011. (In Russ.).
- Informatsiya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problem [Information in Educational Management: Theoretical Issues]. Pod red. A.M. Osipova, P.A. Boyadzhievoy. Saint Petersburg; 2019. (In Russ.).
- Kolesnikov L.F., Turchenko V.N., Borisova L.G. Effektivnost obrazovaniya [Effectiveness of Education]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Kurbatova M.V. Upravlenie po rezultatam v rossiyskom obrazovanii: problemy normativnogo regulirovaniya [Result-based management in Russian education: Issues of normative regulation]. ECO. 2023; 3. (In Russ.).
- Monakhova D.I., Kulagina O.V. Korruptsiya v obrazovatelnyh organizatsiyah i metody borby s ney [Corruption in educational organizations and methods of combating it]. Sotsialnoekonomicheskoe razvitie regionov v tsifrovuyu eru. Birobidzhan; 2019. (In Russ.).
- Nechaev V.Ya. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Moscow; 1992. (In Russ.).
- Osipov A.M. K teorii obrazovatelnoy politiki [On theory of educational policy]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
- Osipov A.M. Prioritety izucheniya obrazovaniya v svete problemy byuropatologiy [Priorities for studying education through bureaupathology issues]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
- Osipov A. Rynochnye mekhanizmy — sotsialny tupik rossiyskogo obrazovaniya [Market mechanisms — a social dead end for Russian education]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2019; 5. (In Russ.).
- Osipov A.M. “Troyanskie koni” neoliberalizma v obrazovanii [“Trojan horses” of neoliberalism in education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 8. (In Russ.).
- Petruneva R.M., Vasilieva V.D. Bolonsky tupik… chto dalshe? [Bologna dead end… what is next?]. Alma Mater. 2022; 11. (In Russ.).
- Pruel N.A. Obrazovanie kak obshchestvennoe blago: vosproizvodstvo, raspredelenie i potreblenie [Education as a Public Good: Reproduction, Distribution and Consumption]. Saint Petersburg; 2001. (In Russ.).
- Romanov E.V., Romanova E.V. Metodologiya otsenki effektivnosti deyatelnosti vuzov: put “v nikuda”? [Methodology for assessing the effectiveness of universities: A path to nowhere?]. Sovremennaya model upravleniya: problemy i perspektivy. Pod obshch. red. N.V. Kuznetsovoy. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Rutkevich M.N., Rubina L.Ya. Obshchestvennye potrebnosti, sistema obrazovaniya, molodezh [Social Needs, Education System, Youth]. Moscow; 1988. (In Russ.).
- Sorokina N.D. Obrazovanie v sovremennom mire (sotsiologichesky analiz) [Education in Contemporary World (Sociological Analysis)]. Moscow; 2004. (In Russ.).
- Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Tkhagapsoev Kh.G. Na putyah v mirazhi? (K sovremennym strategiyam razvitiya obrazovaniya v Rossii) [On the way to mirages? (On contemporary strategies for the development of education in Russia)]. Vysshee Obrazovaniye v Rossii. 2012; 7. (In Russ.).
- Shkola v bumazhnoy puchine: krizis informatsionnyh potokov v obrazovanii [School in Paper Abyss: Crisis of Information Flows in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2020. (In Russ.).
- Yakovleva N.G. Rossiyskoe obrazovanie: globalnye i natsionalnye vyzovy formirovaniyu chelovecheskogo potentsiala [Russian education: Global and national challenges to the formation of human potential]. Uroven Zhizni Naseleniya Regionov Rossii. 2023; 1. (In Russ.).
- Yakovleva N.G. Rol obrazovaniya v progresse cheloveka i obshchestva [The role of education in the progress of humanity and society]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 7: Filosofiya. 2020; 5. (In Russ.).
- Amsler S., Bolsmann Ch. University ranking as social exclusion. British Journal of Sociology of Education. 2012; 33 (2).
- Codd J. Educational reform, accountability and the culture of distrust. New Zealand Journal of Educational Studies. 1999; 34 (1).
- Collins R. Functional and conflict theories of educational stratification. American Sociological Review. 1971; 36.
- Crissien-Borrero T.-J. et al. Measuring the quality of management in education. El Profesional de la Información. 2019; 28 (6).
Дополнительные файлы
