Какова общественная эффективность образования в России?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность оценки общественной эффективности образования как проблемы социологии образования, решение которой - теоретическая предпосылка преодоления системных бюропатологий и становления научного управления образованием в интересах российского общества. Общественная эффективность может быть определена с опорой на концепцию миссии (институциональных функций) - отношение социально значимых результатов к общественным затратам на образование. Трактовка общественной эффективности образования как предмета социальных наук предполагает: центральную роль социологии в решении этой научно-практической проблемы; учет всего спектра, содержания и особенностей институциональных функций образования (воздействие на все сферы общества; отложенность части результатов во времени; несводимость к рыночной услуге, педоцентристским и «компетентностным» схемам и т.д.); междисциплинарное взаимодействие для концептуализации общественных затрат и результатов. Отсутствие в российском законодательстве понятия «общественная эффективность образования» порождает в государственной образовательной политике идейное и нормативное пространство для отраслевой бюрократии и системных бюропатологий в образовании, т.е. общественная эффективность образования, будучи многокомпонентным качеством макроуправления, подменяется примитивным и выгодным бюрократам проектным менеджментом. Бюрократический менеджмент игнорирует социальную ответственность образования и расчленяет ее на короткие проекты, в чем действия бюрократов соответствуют неолиберальным рыночным «модернизациям» и педоцентристским «реформам», способствуя стагнации и кризису системы образования, растрате общественных ресурсов и отставанию страны в глобальном соперничестве. В статье рассмотрены методологические особенности анализа компонентов обозначенной проблемы - общественных затрат и результатов - в рамках концепции институциональных функций образования; предложена обобщенная логическая схема функций и ожидаемых результатов. Авторы полагают, что разработка проблемы общественной эффективности образования обеспечит опережающее развитие данной научно-практической области в России с учетом глобальных научных трендов и в соответствии с приоритетами российского общества, образования и социально-гуманитарного знания.

Об авторах

Александр Михайлович Осипов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: osipov.al58@gmail.com
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии наб. реки Мойка, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Болдмаа Наран

Монгольский государственный университет

Email: n.boldmaa@num.edu.mn
доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы WWF9+6H6, Улан-Батор, 14200, Монголия

Список литературы

  1. Babintsev V.P. et al. Vuzovskaya byurokratiya v Rossii — terra incognita sotsiologii obrazovaniya [University bureaucracy in Russia — terra incognita of sociology of education]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
  2. Bukharina N.P. Korruptsiya v obrazovatelnyh organizatsiyah: ponyatie i priznaki [Corruption in educational organizations: Concept and indicators]. Aktualnye Problemy Rossiyskogo Prava. 2016; 12. (In Russ.).
  3. Volchik V.V., Maslyukova E.V. Reformy, neyavnoe znanie i institutsionalnye lovushki v sfere obrazovaniya i nauki [Reforms, tacit knowledge and institutional traps in the field of education and science]. Terra Economicus. 2019; 2. (In Russ.).
  4. Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya [Global Sociology of Education]. Pod red. V.A. Ivanovoy, A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2012. (In Russ.).
  5. Donskih O.A. Nashemu obrazovaniyu nuzhen kosmetichesky remont ili polnaya rekonstruktsiya? [Does our education need a redecoration or a complete reconstruction?]. ECO. 2023; 5. (In Russ.).
  6. Zarubezhnaya sotsiologiya obrazovaniya [Foreign Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2014. (In Russ.).
  7. Zborovsky G.E. Uroki neudavsheysya modernizatsii [Lessons from the failed modernization]. Sotsialnaya strategiya rossiyskoy sistemy obrazovaniya. Saint Petersburg; 2011. (In Russ.).
  8. Informatsiya v upravlenii obrazovaniem: teoreticheskie problem [Information in Educational Management: Theoretical Issues]. Pod red. A.M. Osipova, P.A. Boyadzhievoy. Saint Petersburg; 2019. (In Russ.).
  9. Kolesnikov L.F., Turchenko V.N., Borisova L.G. Effektivnost obrazovaniya [Effectiveness of Education]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  10. Kurbatova M.V. Upravlenie po rezultatam v rossiyskom obrazovanii: problemy normativnogo regulirovaniya [Result-based management in Russian education: Issues of normative regulation]. ECO. 2023; 3. (In Russ.).
  11. Monakhova D.I., Kulagina O.V. Korruptsiya v obrazovatelnyh organizatsiyah i metody borby s ney [Corruption in educational organizations and methods of combating it]. Sotsialnoekonomicheskoe razvitie regionov v tsifrovuyu eru. Birobidzhan; 2019. (In Russ.).
  12. Nechaev V.Ya. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Moscow; 1992. (In Russ.).
  13. Osipov A.M. K teorii obrazovatelnoy politiki [On theory of educational policy]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
  14. Osipov A.M. Prioritety izucheniya obrazovaniya v svete problemy byuropatologiy [Priorities for studying education through bureaupathology issues]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
  15. Osipov A. Rynochnye mekhanizmy — sotsialny tupik rossiyskogo obrazovaniya [Market mechanisms — a social dead end for Russian education]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2019; 5. (In Russ.).
  16. Osipov A.M. “Troyanskie koni” neoliberalizma v obrazovanii [“Trojan horses” of neoliberalism in education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2017; 8. (In Russ.).
  17. Petruneva R.M., Vasilieva V.D. Bolonsky tupik… chto dalshe? [Bologna dead end… what is next?]. Alma Mater. 2022; 11. (In Russ.).
  18. Pruel N.A. Obrazovanie kak obshchestvennoe blago: vosproizvodstvo, raspredelenie i potreblenie [Education as a Public Good: Reproduction, Distribution and Consumption]. Saint Petersburg; 2001. (In Russ.).
  19. Romanov E.V., Romanova E.V. Metodologiya otsenki effektivnosti deyatelnosti vuzov: put “v nikuda”? [Methodology for assessing the effectiveness of universities: A path to nowhere?]. Sovremennaya model upravleniya: problemy i perspektivy. Pod obshch. red. N.V. Kuznetsovoy. Moscow; 2020. (In Russ.).
  20. Rutkevich M.N., Rubina L.Ya. Obshchestvennye potrebnosti, sistema obrazovaniya, molodezh [Social Needs, Education System, Youth]. Moscow; 1988. (In Russ.).
  21. Sorokina N.D. Obrazovanie v sovremennom mire (sotsiologichesky analiz) [Education in Contemporary World (Sociological Analysis)]. Moscow; 2004. (In Russ.).
  22. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Moscow; 2023. (In Russ.).
  23. Tkhagapsoev Kh.G. Na putyah v mirazhi? (K sovremennym strategiyam razvitiya obrazovaniya v Rossii) [On the way to mirages? (On contemporary strategies for the development of education in Russia)]. Vysshee Obrazovaniye v Rossii. 2012; 7. (In Russ.).
  24. Shkola v bumazhnoy puchine: krizis informatsionnyh potokov v obrazovanii [School in Paper Abyss: Crisis of Information Flows in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2020. (In Russ.).
  25. Yakovleva N.G. Rossiyskoe obrazovanie: globalnye i natsionalnye vyzovy formirovaniyu chelovecheskogo potentsiala [Russian education: Global and national challenges to the formation of human potential]. Uroven Zhizni Naseleniya Regionov Rossii. 2023; 1. (In Russ.).
  26. Yakovleva N.G. Rol obrazovaniya v progresse cheloveka i obshchestva [The role of education in the progress of humanity and society]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 7: Filosofiya. 2020; 5. (In Russ.).
  27. Amsler S., Bolsmann Ch. University ranking as social exclusion. British Journal of Sociology of Education. 2012; 33 (2).
  28. Codd J. Educational reform, accountability and the culture of distrust. New Zealand Journal of Educational Studies. 1999; 34 (1).
  29. Collins R. Functional and conflict theories of educational stratification. American Sociological Review. 1971; 36.
  30. Crissien-Borrero T.-J. et al. Measuring the quality of management in education. El Profesional de la Información. 2019; 28 (6).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».