Концепция сакральности Э. Дюркгейма
- Авторы: Капишин А.Е.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 3 (2022)
- Страницы: 489-502
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323068
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-3-489-502
- ID: 323068
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Концепция сакральности Э. Дюркгейма, сформулированная в «Элементарных формах религиозной жизни», призвана объяснить, по какой причине и каким способом агрегат людей становится «единым целым» и воспроизводит себя в таком качестве. Эта концепция является логическим основанием «социологического холизма» Дюркгейма, поскольку посвящена анализу, как выражался Т. Парсонс, «ядра социальной системы». Принципы данной концепции противоположны принципам «методологического номинализма и индивидуализма», принятым в британской социальной антропологии и выраженных в теории анимизма. Дюркгейм характеризует сакральное как «безличную силу», безличное «коллективное существо», «коллективную душу», создаваемую и воспроизводимую людьми в религиозных культах. Индивидуальное начало сводится к животному, дикому, которое выступает только как часть тела «коллективного существа» в первобытных обществах. В понимании природы религиозных обрядов Дюркгейм опирался на концепцию ритуала У. Робертсона-Смита, согласно которой главный смысл культа заключается в «единении» адептов с божеством и друг с другом. Убрав из нее божество как трансцендентное начало, Дюркгейм свел смысл религиозных ритуалов к воспроизводству социального единства, солидарности. Концепция сакральности Дюркгейма, как и полярная ей по принципам теория анимизма, основана на понятийном аппарате философии Нового времени, что обусловило антроморфизацию сознания, смешение понятий «персона» и «индивидуальность». Значимость концепции сакральности Дюркгейма неверно представлять в позитивистском смысле - как объяснение необъяснимых альтернативными теориями фактов. В таком качестве она подверглась критике и была отвергнута большинством ученых. Однако она важна как часть «социальной инженерии», изменившей интеллектуальную среду, в том числе научное сообщество, в определенном, идеологически левом направлении.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Евгеньевич Капишин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: poliarnik@yandex.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 РоссияСписок литературы
- Durkheim E. Elementarnye formy religioznoy zhizni [The Elementary Forms of the Religious Life]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Garadzha V.I. Sotsiologiya religii [Sociology of Religion]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Genon R. Ocherki o traditsii i metafizike [Essays on Tradition and Metaphysics]. Moscow; 2000. (In Russ.).
- Zenkin S. Nebozhestvennoe sakralnoe [The Undivine Sacred]. Moscow; 2012. (In Russ.).
- Caillois R. Chelovek i sakralnoe [Man and the Sacred]. Moscow; 2003. (In Russ.).
- Parsons T. Vklad Durkheima v teoriyu sotsialnyh sistem [Durkheim’s contribution to the theory of social systems]. Sotsiologichesky Ezhegodnik. 2014; 2013–2014. (In Russ.).
- Treshchenok Yu.M. Izuchenie ritualov perehoda v sovremennom religiovedenii [The Study of Transition Rituals in Contemporary Religion Studies]: Diss. k.f.n. Saint Petersburg; 2017. (In Russ.).
- Trofimov S.V. Sotsiologiya religii Emilya Durkheima [Emil Durkheim’s Sociology of Religion]: Diss. k.s.n. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Shavel S.A. “Bozhestvennoe sotsialnoe” Durkheima v sovremennom prochtenii [Durkheim’s “divine social” in the contemporary interpretation]. Sotsiologichesky Almanah. 2016; 7. (In Russ.).
- Evans-Pritchard R. Teorii primitivnoy religii [Theories of Primitive Religion]. Moscow; 2004. (In Russ.).
- Eliade M. Religii Avstralii [Australian Religions]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Yudin G. Kollektivnoe i individualnoe v filosofskoy antropologii E. Durkheima [Collective and individual in the philosophical anthropology of E. Durkheim]. Russian Sociological Review. 2013; 2. (In Russ.).
Дополнительные файлы
