Религия Человечества О. Конта и социология общего дела Н.Ф. Федорова: меры позитивизма
- Авторы: Оносов А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 22, № 1 (2022)
- Страницы: 23-39
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323111
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-1-23-39
- ID: 323111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению социально-религиозной доктрины французского философа, одного из признанных основоположников социологии и позитивизма О. Конта (1798-1857) и социальной парадигмы русского мыслителя-космософа, автора учения об общем деле, Н.Ф. Федорова (1829-1903). В результате социально-философского соположения основных понятий показаны определяющие для рассматриваемых теоретических систем интенции и смысловые паттерны. Методом сравнительного анализа обнаруживаются семантические однородности и контрасты идеологических систем мыслителей - религии Человечества (Конт) и социологии общего дела (Федоров), определяемой нравственно-логическим стержнем космософии. При несомненной разнохарактерности теоретического рельефа сопоставляемые концепции имеют общие смысловые источники, хотя изначально принципиально по-разному ориентированы в социально-историческом пространстве-времени, в потенциальном поле эволюционных возможностей глобального человечества. Признавая науку, напряженную религиозным чувством, наиболее действенным инструментом реального преобразования наличного бытия, мыслители по-разному проецируют потенциал научного знания на процесс роста планетарной социальной организованности, что, в конечном счете, приводит к поляризации фундаментальных представлений мыслителей. Вера в разрешающий потенциал позитивной науки и культивированная в ее аксиоматике идея прогресса приводит французского мыслителя к вере человечества, формализованной в виде новой, социологическими методами утвержденной религии. В космософии супраморалистическое задание общего дела выливается в требование «позитивизма действия», восполняющего теоретическое знание практическим использованием законов и технологий направленно-эволюционного апотеозиса человека и становления социальности нового типа. Вывод о социологической сверхдетерминации истории человечества логически приводит позитивизм к постулированию принципа социологической теогонии, в соответствии с которым общество прогрессивно вырабатывает и постепенно приобретает абсолютные атрибуты божественной сущности. Центральным понятием позитивной религии выступает человечество, которое не только выражает обобщенно-статистическую значимость социума, но и выступает носителем метафизических свойств. В космософских представлениях установление глубоких и гармоничных психосоциальных связей, нравственной системы взаимодействий связано с особой формой общности - психократией. В творческом выражении психократия распространяется на весь мир, охватывает все пласты реальности, а сама человеческая история осознается как теогонический процесс.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Аркадьевич Оносов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.ksandr@yandex.ru
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории информационных систем в гуманитарном образовании
Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияСписок литературы
- Berdyaev N.A. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Vol. 3. Paris; 1989. (In Russ.).
- Bulgakov S.N. Agnets Bozhy: O Bogochelovechestve [Lamb of God: On God-Manhood]. Part 1. Paris; 1933. (In Russ.).
- Comte A. Dukh pozitivnoi filosofii (slovo o polozhitelnom myshlenii) [Discours sur l’esprit positif]. Rostov-on-Don; 2003. (In Russ.).
- Comte A. Obshchy obzor pozitivizma [Discours sur l’ensemble du positivisme]. Moscow; 2012. (In Russ.).
- Soloviev V.S. Pisma [Letters]. Vol. 2. Saint Petersburg; 1909. (In Russ.).
- Soloviev V.S. Sochineniya: v 2 t. [Works: in 2 vols.]. Moscow; 1988. (In Russ.).
- Fedorov N.F. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Collected Works: in 4 vols.]. Moscow; 1995–1999. (In Russ.).
- Florovsky G.V. Proekt mnimogo dela (o N.F. Fedorove i ego prodolzhatelyah) [The project of the sham case (about N.F. Fedorov and his successors)]. Sovremennye zapiski. Paris; 1935; 59. (In Russ.).
- Florovsky G.V. Puti russkogo bogosloviya [Ways of Russian Theology]. Moscow; 2009. (In Russ.).
- Comte A. Système de politique positive ou Traité de sociologie instituant la religion de l’Humanité. Vol. 1–4. Paris; 1851–1854.
Дополнительные файлы
