Социология образования в России: тренды и риски последнего десятилетия
- Авторы: Осипов А.М.1, Бабинцев В.П.2, Матвеева Н.А.3
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Алтайский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2024)
- Страницы: 777-794
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323197
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-3-777-794
- EDN: https://elibrary.ru/GIYJHI
- ID: 323197
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен обзор развития социологии образования в России за десятилетие, прошедшее с предыдущего обзора (2013). Данный материал сохраняет концептуальную преемственность с предыдущими обзорами в понимании предмета, теоретических конструкций и предназначения социологии образования, основан на анализе источников и описывает состояние, качественно новую ситуацию, наиболее значимые достижения и ключевые задачи данной отрасли. Социология образования в России все еще находится на начальном этапе институционализации - развивается усилиями энтузиастов из разных регионов и по-прежнему не имеет механизмов самоорганизации и координации, более того, сократились ее позиции в вузовских программах, публикационные возможности и влияние на образовательную политику. Эти негативные черты обусловлены неустойчивым системным положением данной науки и бюрократическим управлением как в сфере исследований и публикаций, так и в образовании. Надежда на преодоление негативных трендов связана с начавшимся разворотом к приоритету национальных интересов в условиях глобальных конфликтов. Новая ситуация в российской социологии образования выражается в обосновании ее методологии и базовых концепций, а также издании солидной учебно-методической литературы - основы профессиональной подготовки и научной деятельности. Ключевые достижения социологии образования авторы видят в решении проблем, связанных с ее теоретической интеграцией и обеспечивающих ее разворот к оценке общественной эффективности образования, предотвращению системных бюропатологий и внедрению научно обоснованных подходов к развитию образования. Современные риски российской социологии образования обусловлены начальной стадией ее институционализации и системными слабостями (отсутствие должной координации научных исследований в масштабе страны, дезорганизация научно-отраслевого сообщества, недооценка теоретической интеграции на фоне усилившейся тематической дифференциации и гиперувлечения эмпирическими исследованиями вне связи с базовыми концепциями, определенный произвол в редакционной политике ряда научных журналов). Статью завершают актуальные задачи в области теории и организации российской социологии образования.
Об авторах
Александр Михайлович Осипов
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: osipov.al58@gmail.com
доктор социологических наук, научный сотрудник Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Наб. реки Мойки, 48-50-52, Санкт-Петербург, 191186, Россия
Валентин Павлович Бабинцев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Email: babintsev@bsu.edu.ru
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета ул. Победы, 85, к.10, Белгород, 308015, Россия
Наталья Александровна Матвеева
Алтайский государственный педагогический университет
Email: matveeva_n_a@mail.ru
доктор социологических наук, проректор по научной работе и инновационной деятельности Алтайского государственного педагогического университета ул. Молодежная, 55, Барнаул, 626031, Россия
Список литературы
- Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Politika Rossiyskoy Federatsii v sfere obrazovaniya [Educational Policy of the Russian Federation]. Yekaterinburg; 2021. (In Russ.).
- Babintsev V.P., Gaydukova G.N., Nadutkina I.E., Shapoval Zh.A. Issledovanie ili rassledovanie: perspektivy sotsiologii vysshego obrazovaniya v usloviyah byurokratizatsii i kommertsializatsii [Research or investigation: Prospects for sociology of higher education in the context of bureaucratization and commercialization]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
- Babintsev V.P., Gaydukova G.N., Shapoval Zh.A. Vuzovskaya byurokratiya v Rossii — terra incognita sotsiologii obrazovaniya [University bureaucracy in Russia — terra incognita of sociology of education]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
- Vishnevsky Yu.R. Istoriya zarubezhnoy sotsiologii obrazovaniya. Ch. I: Klassichesky etap (seredina XIX v. — nachalo XX v.): Tendentsii razvitiya i uroki [History of Foreign Sociology of Education. Part I: Classical Stage (mid-19th century — early 20th century): Development Trends and Lessons]. Yekaterinburg; 2014. (In Russ.).
- Vishnevsky Yu.R., Narkhov D.Yu, Didkovskaya Ya.V. Trendy vysshego professionalnogo obrazovaniya: professionalizatsiya ili deprofessionalizatsiya? [Trends in higher professional education: Professionalization or deprofessionalization?]. Obrazovanie i Nauka. 2018; 20 (1). (In Russ.).
- Gavrilyuk V.V. Retsenziya: Sotsiologiya obrazovaniya [Review: Sociology of Education]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2020; 4. (In Russ.).
- Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya: zarubezhny opyt resheniya sotsialnyh problem v sfere obrazovaniya [Global Sociology of Education: Foreign Experience in Solving Social Problems in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2015. (In Russ.).
- Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya [Global Sociology of Education]. Pod red. V.A. Ivanovoy, A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2012. (In Russ.).
- Gorshkov M.K., Trofimova I.N. Obrazovanie kak faktor i resurs grazhdanskogo uchastiya i demokraticheskogo razvitiya obshchestva [Education as a factor and resource of civil participation and democratic development of society]. Sotsiologicheskaya Nauka i Sotsi-alnaya Praktika. 2016; 1. (In Russ.).
- Doveyko A.B., Stetsenko A.I. Sotsiologicheskie aspekty monitoringa kachestva obrazovaniya v Voronezhskom gosudarstvennom universitete [Sociological aspects of monitoring the quality of education at the Voronezh State University]. Vysshee obrazovanie v rossiyskih regionah: vyzovy XXI veka. Yekaterinburg; 2018. (In Russ.).
- Dulina N.V., Petruneva R.M. Problema vybora zhiznennogo puti molodezhi rossiyskih regionov (na materiale polevogo issledovaniya v VolgGTU) [The problem of choosing a life path for the youth in Russian regions (based on the field study at the Volgograd State Technical University)]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 3. (In Russ.).
- Dyatlov A.V., Kovalev V.V. Effektivnost upravleniya vysshim obrazovaniem Rossii v praktikah primeneniya menedzheristskih instrumentov [Efficiency of Russia’s higher education management through the practice of applying managerial tools]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 14 (2). (In Russ.).
- Zhuravleva I.A. Otsenka razvitiya gosudarstvennoy obrazovatelnoy politiki (ekspertny analiz) [Assessment of the state educational policy development (an expert analysis)]. Sotsiologiya. 2021; 4. (In Russ.).
- Zarubezhnaya sotsiologiya obrazovaniya [Foreign Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2014. (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Kontseptualnye osnovy perekhoda k nelineynoy modeli vysshego obrazovaniya v regione [Conceptual foundations of the transition to a nonlinear model of higher education in the region]. Ekonomika Regiona. 2016; 12 (4). (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Yekaterinburg; 2019. (In Russ.).
- Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Tipologiya anomaliy v vysshem obrazovanii [Typologies of anomalies in higher education]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
- Ivanova V.A., Matveeva N.A., Osipov A.M., Rysakova P.I. Sovremennaya sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: nekotorye itogi i problemy razvitiya [Contemporary sociology of education in Russia: Some results and problems of development]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2013; 5. (In Russ.).
- Informatsiya v upravlenii obrazovaniyem. Teoreticheskie problem [Information in Education Management. Theoretical Issues]. Pod red. A.M. Osipova, P.A. Boyadzhievoy. Saint Petersburg; 2019. (In Russ.).
- Kalmykov N.N., Satyr T.S. Rossiyskoe vysshee obrazovanie: vzglyad ekspertov [Russian higher education: Experts’ view]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 8. (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L. Tochka opory (razmyshleniya nakanune konferentsii) [Point of support (reflections on the eve of the conference)]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2009; 9. (In Russ.).
- Krasinskaya L.F. Modernizatsiya, optimizatsiya, byurokratizatsiya… Chto ozhidaet vysshuyu shkolu zavtra? [Modernization, optimization, bureaucratization… What awaits the higher education tomorrow?]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 3. (In Russ.).
- Matveeva N.A., Zamyatina O.N., Mashkevich A.S. Innovatsii v rossiyskoy shkole: kategorialny analiz, sotsialnye realii i bariery, perspektivy [Innovations in the Russian school: Categorical analysis, social realities and barriers, prospects]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 4. (In Russ.).
- Nemirova N.V. Metod keys-stadi v otsenke kachestva obrazovaniya: metodologicheskie preimushchestva [Case study method in assessing the quality of education: Methodological advantages]. Materialy VIII mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Sotsiolog 2.0: transformatsiya professii”. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Nikitin A.P. Makdonalizatsiya vysshego obrazovaniya [Macdonalization of the higher education]. Idei i Idealy. 2018; 2 (3). (In Russ.).
- Obrazovatelnoe prostranstvo shkoly: opyt sotsiologicheskih issledovaniy [School Educational Space: Some Sociological Studies]. Pod red. E.V. Pryamikovoy, S.V. Frants. Yekaterinburg; 2014. (In Russ.).
- Osipov A.M. Byuropatologiya i bumazhny pressing v rossiyskom obrazovanii [Bureaupathology and paper pressure in the Russian education]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (4). (In Russ.).
- Osipov A.M. K teorii obrazovatelnoy politiki [On the theory of educational policy]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
- Osipov A.M. Ob institutsionalizatsii sotsiologii obrazovaniya [On the institutionalization of sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
- Osipov A.M. Prioritety izucheniya obrazovaniya v svete problemy byuropatologiy [Priorities in the study of education in the light of bureaupathologies]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
- Osipov A.M., Ivanova V.A. Institutsionalnye funktsii — porogovaya problema sovremennoy sotsiologii obrazovaniya [Institutional functions — a threshold problem of contemporary sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
- Osipov A.M., Matveeva N.A. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: “rabota nad oshibkami” v nachale XXI veka [Sociology of education in Russia: “Working on mistakes” at the beginning of the 21st century]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2009; 9. (In Russ.).
- Osipov A.M., Naran B. Kakova obshchestvennaya effektivnost obrazovaniya v Rossii? [What is the social efficiency of education in Russia?]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (4). (In Russ.).
- Osipov A.M., Tumalev V.V. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: problemy razvitiya i perspektivy [Sociology of education in Russia: Problems of development and prospects]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2004; 7. (In Russ.).
- Petruneva R.M., Vasilyeva V.D. Bolonsky tupik… Chto dalshe? [Bologna dead end… What’s next?]. Alma Mater. 2022; 11. (In Russ.).
- Popov D.S., Shestakova D.A. Vysshee obrazovanie v zrelom vozraste v Rossii: bariery i modeli [Higher education in adulthood in Russia: Barriers and models]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
- Rimsky V.L. Pomogayut li sotsiologi grazhdanam formirovat sobstvennye mneniya o realnosti? [Do sociologists help citizens form their own opinions about reality?]. Materialy VIII mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Sotsiolog 2.0: transformatsiya professii”. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Seliverstova N.A. Imitatsiya obrazovatelnyh praktik v sfere vysshego obrazovaniya [Imitation of educational practices in the higher education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
- Smolin O.N. “Med” i “degot” v obrazovatelnoy politike [“Ointment” and “fly” in the educational policy]. Narodnoe Obrazovanie. 2007; 7. (In Russ.).
- Smolin O.N. Vysshee obrazovanie: borba za kachestvo ili pokushenie na chelovechesky potentsial? [Higher education: The fight for quality or an attack on human potential?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015;6;6;. (In Russ.).
- Sotsiologiya obrazovaniya pered novymi problemami [Sociology of Education Facing New Problems]. Mowcow–Omsk; 2003. (In Russ.).
- Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Moscow; 2022. (In Russ.).
- Stetsenko A.I. Osnovnye printsipy i kriterii organizatsii sotsiologicheskogo monitoringa kachestva obrazovaniya [Basic principles and criteria for organizing sociological monitoring of the quality of education]. Materialy VI mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Zhizn issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat rezultaty ponyatnymi i poleznymi”. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Titaev K.D. Oprosy “pod davleniem”: kak proverit kachestvo dannyh, kogda oni sobirayutsya v zakrytoy dlya issledovatelya institutsii [Surveys “under pressure”: How to check the quality of data when they are collected in an institution closed to the researcher]. Materialy VI mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Zhizn issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat rezultaty ponyatnymi i poleznymi”. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Toshchenko Zh.T. Sotsialnye paradoksy vysshego obrazovaniya v Rossii [Social paradoxes of the higher education in Russia]. Ekonomika Obrazovaniya. 2012; 1. (In Russ.).
- Toshchenko Zh.T. Formy uchastiya vysshego obrazovaniya v reshenii problem proizvoditelnosti Truda [Forms of the higher education participation in ensuring labor productivity]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 24 (1). (In Russ.).
- Tkhagapsoev Kh.G., Sapunov M.B. Rossiyskaya obrazovatelnaya realnost i ee prevra-shchennye formy [Russian educational reality and its transformed forms]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 6. (In Russ.).
- Shkola v bumazhnoy puchine: krizis informatsionnyh potokov v obrazovanii [School in the Paper Abyss: Crisis of Information Flows in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2020. (In Russ.).
- Shuklina E.A., Pevnaya M.V., Minchenko D.V. Vliyanie obrazovaniya na molodezhnye volonterskie praktiki v usloviyah obshchey formalizatsii sistemy: keys Sverdlovskoy oblasti [The influence of education on the youth volunteer practices under the general formalization of the system: The case of the Sverdlovsk Region]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
- Yakovleva N.G. Gosudarstvennaya obrazovatelnaya politika v epokhu kreativnoy revolyutsii: tseli i resursy [State educational policy in the era of the creative revolution: Goals and resources]. Filosofiya Khozyaystva. 2019; 6. (In Russ.).
Дополнительные файлы
