Социология образования в России: тренды и риски последнего десятилетия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен обзор развития социологии образования в России за десятилетие, прошедшее с предыдущего обзора (2013). Данный материал сохраняет концептуальную преемственность с предыдущими обзорами в понимании предмета, теоретических конструкций и предназначения социологии образования, основан на анализе источников и описывает состояние, качественно новую ситуацию, наиболее значимые достижения и ключевые задачи данной отрасли. Социология образования в России все еще находится на начальном этапе институционализации - развивается усилиями энтузиастов из разных регионов и по-прежнему не имеет механизмов самоорганизации и координации, более того, сократились ее позиции в вузовских программах, публикационные возможности и влияние на образовательную политику. Эти негативные черты обусловлены неустойчивым системным положением данной науки и бюрократическим управлением как в сфере исследований и публикаций, так и в образовании. Надежда на преодоление негативных трендов связана с начавшимся разворотом к приоритету национальных интересов в условиях глобальных конфликтов. Новая ситуация в российской социологии образования выражается в обосновании ее методологии и базовых концепций, а также издании солидной учебно-методической литературы - основы профессиональной подготовки и научной деятельности. Ключевые достижения социологии образования авторы видят в решении проблем, связанных с ее теоретической интеграцией и обеспечивающих ее разворот к оценке общественной эффективности образования, предотвращению системных бюропатологий и внедрению научно обоснованных подходов к развитию образования. Современные риски российской социологии образования обусловлены начальной стадией ее институционализации и системными слабостями (отсутствие должной координации научных исследований в масштабе страны, дезорганизация научно-отраслевого сообщества, недооценка теоретической интеграции на фоне усилившейся тематической дифференциации и гиперувлечения эмпирическими исследованиями вне связи с базовыми концепциями, определенный произвол в редакционной политике ряда научных журналов). Статью завершают актуальные задачи в области теории и организации российской социологии образования.

Об авторах

Александр Михайлович Осипов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: osipov.al58@gmail.com
доктор социологических наук, научный сотрудник Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Наб. реки Мойки, 48-50-52, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Валентин Павлович Бабинцев

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: babintsev@bsu.edu.ru
доктор философских наук, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета ул. Победы, 85, к.10, Белгород, 308015, Россия

Наталья Александровна Матвеева

Алтайский государственный педагогический университет

Email: matveeva_n_a@mail.ru
доктор социологических наук, проректор по научной работе и инновационной деятельности Алтайского государственного педагогического университета ул. Молодежная, 55, Барнаул, 626031, Россия

Список литературы

  1. Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Politika Rossiyskoy Federatsii v sfere obrazovaniya [Educational Policy of the Russian Federation]. Yekaterinburg; 2021. (In Russ.).
  2. Babintsev V.P., Gaydukova G.N., Nadutkina I.E., Shapoval Zh.A. Issledovanie ili rassledovanie: perspektivy sotsiologii vysshego obrazovaniya v usloviyah byurokratizatsii i kommertsializatsii [Research or investigation: Prospects for sociology of higher education in the context of bureaucratization and commercialization]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
  3. Babintsev V.P., Gaydukova G.N., Shapoval Zh.A. Vuzovskaya byurokratiya v Rossii — terra incognita sotsiologii obrazovaniya [University bureaucracy in Russia — terra incognita of sociology of education]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
  4. Vishnevsky Yu.R. Istoriya zarubezhnoy sotsiologii obrazovaniya. Ch. I: Klassichesky etap (seredina XIX v. — nachalo XX v.): Tendentsii razvitiya i uroki [History of Foreign Sociology of Education. Part I: Classical Stage (mid-19th century — early 20th century): Development Trends and Lessons]. Yekaterinburg; 2014. (In Russ.).
  5. Vishnevsky Yu.R., Narkhov D.Yu, Didkovskaya Ya.V. Trendy vysshego professionalnogo obrazovaniya: professionalizatsiya ili deprofessionalizatsiya? [Trends in higher professional education: Professionalization or deprofessionalization?]. Obrazovanie i Nauka. 2018; 20 (1). (In Russ.).
  6. Gavrilyuk V.V. Retsenziya: Sotsiologiya obrazovaniya [Review: Sociology of Education]. Sotsiologichesky Zhurnal. 2020; 4. (In Russ.).
  7. Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya: zarubezhny opyt resheniya sotsialnyh problem v sfere obrazovaniya [Global Sociology of Education: Foreign Experience in Solving Social Problems in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2015. (In Russ.).
  8. Globalnaya sotsiologiya obrazovaniya [Global Sociology of Education]. Pod red. V.A. Ivanovoy, A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2012. (In Russ.).
  9. Gorshkov M.K., Trofimova I.N. Obrazovanie kak faktor i resurs grazhdanskogo uchastiya i demokraticheskogo razvitiya obshchestva [Education as a factor and resource of civil participation and democratic development of society]. Sotsiologicheskaya Nauka i Sotsi-alnaya Praktika. 2016; 1. (In Russ.).
  10. Doveyko A.B., Stetsenko A.I. Sotsiologicheskie aspekty monitoringa kachestva obrazovaniya v Voronezhskom gosudarstvennom universitete [Sociological aspects of monitoring the quality of education at the Voronezh State University]. Vysshee obrazovanie v rossiyskih regionah: vyzovy XXI veka. Yekaterinburg; 2018. (In Russ.).
  11. Dulina N.V., Petruneva R.M. Problema vybora zhiznennogo puti molodezhi rossiyskih regionov (na materiale polevogo issledovaniya v VolgGTU) [The problem of choosing a life path for the youth in Russian regions (based on the field study at the Volgograd State Technical University)]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 3. (In Russ.).
  12. Dyatlov A.V., Kovalev V.V. Effektivnost upravleniya vysshim obrazovaniem Rossii v praktikah primeneniya menedzheristskih instrumentov [Efficiency of Russia’s higher education management through the practice of applying managerial tools]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 14 (2). (In Russ.).
  13. Zhuravleva I.A. Otsenka razvitiya gosudarstvennoy obrazovatelnoy politiki (ekspertny analiz) [Assessment of the state educational policy development (an expert analysis)]. Sotsiologiya. 2021; 4. (In Russ.).
  14. Zarubezhnaya sotsiologiya obrazovaniya [Foreign Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2014. (In Russ.).
  15. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Kontseptualnye osnovy perekhoda k nelineynoy modeli vysshego obrazovaniya v regione [Conceptual foundations of the transition to a nonlinear model of higher education in the region]. Ekonomika Regiona. 2016; 12 (4). (In Russ.).
  16. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Yekaterinburg; 2019. (In Russ.).
  17. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Tipologiya anomaliy v vysshem obrazovanii [Typologies of anomalies in higher education]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  18. Ivanova V.A., Matveeva N.A., Osipov A.M., Rysakova P.I. Sovremennaya sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: nekotorye itogi i problemy razvitiya [Contemporary sociology of education in Russia: Some results and problems of development]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2013; 5. (In Russ.).
  19. Informatsiya v upravlenii obrazovaniyem. Teoreticheskie problem [Information in Education Management. Theoretical Issues]. Pod red. A.M. Osipova, P.A. Boyadzhievoy. Saint Petersburg; 2019. (In Russ.).
  20. Kalmykov N.N., Satyr T.S. Rossiyskoe vysshee obrazovanie: vzglyad ekspertov [Russian higher education: Experts’ view]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 8. (In Russ.).
  21. Konstantinovsky D.L. Tochka opory (razmyshleniya nakanune konferentsii) [Point of support (reflections on the eve of the conference)]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2009; 9. (In Russ.).
  22. Krasinskaya L.F. Modernizatsiya, optimizatsiya, byurokratizatsiya… Chto ozhidaet vysshuyu shkolu zavtra? [Modernization, optimization, bureaucratization… What awaits the higher education tomorrow?]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 3. (In Russ.).
  23. Matveeva N.A., Zamyatina O.N., Mashkevich A.S. Innovatsii v rossiyskoy shkole: kategorialny analiz, sotsialnye realii i bariery, perspektivy [Innovations in the Russian school: Categorical analysis, social realities and barriers, prospects]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 4. (In Russ.).
  24. Nemirova N.V. Metod keys-stadi v otsenke kachestva obrazovaniya: metodologicheskie preimushchestva [Case study method in assessing the quality of education: Methodological advantages]. Materialy VIII mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Sotsiolog 2.0: transformatsiya professii”. Moscow; 2018. (In Russ.).
  25. Nikitin A.P. Makdonalizatsiya vysshego obrazovaniya [Macdonalization of the higher education]. Idei i Idealy. 2018; 2 (3). (In Russ.).
  26. Obrazovatelnoe prostranstvo shkoly: opyt sotsiologicheskih issledovaniy [School Educational Space: Some Sociological Studies]. Pod red. E.V. Pryamikovoy, S.V. Frants. Yekaterinburg; 2014. (In Russ.).
  27. Osipov A.M. Byuropatologiya i bumazhny pressing v rossiyskom obrazovanii [Bureaupathology and paper pressure in the Russian education]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (4). (In Russ.).
  28. Osipov A.M. K teorii obrazovatelnoy politiki [On the theory of educational policy]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
  29. Osipov A.M. Ob institutsionalizatsii sotsiologii obrazovaniya [On the institutionalization of sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 7. (In Russ.).
  30. Osipov A.M. Prioritety izucheniya obrazovaniya v svete problemy byuropatologiy [Priorities in the study of education in the light of bureaupathologies]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
  31. Osipov A.M., Ivanova V.A. Institutsionalnye funktsii — porogovaya problema sovremennoy sotsiologii obrazovaniya [Institutional functions — a threshold problem of contemporary sociology of education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
  32. Osipov A.M., Matveeva N.A. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: “rabota nad oshibkami” v nachale XXI veka [Sociology of education in Russia: “Working on mistakes” at the beginning of the 21st century]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2009; 9. (In Russ.).
  33. Osipov A.M., Naran B. Kakova obshchestvennaya effektivnost obrazovaniya v Rossii? [What is the social efficiency of education in Russia?]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (4). (In Russ.).
  34. Osipov A.M., Tumalev V.V. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: problemy razvitiya i perspektivy [Sociology of education in Russia: Problems of development and prospects]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2004; 7. (In Russ.).
  35. Petruneva R.M., Vasilyeva V.D. Bolonsky tupik… Chto dalshe? [Bologna dead end… What’s next?]. Alma Mater. 2022; 11. (In Russ.).
  36. Popov D.S., Shestakova D.A. Vysshee obrazovanie v zrelom vozraste v Rossii: bariery i modeli [Higher education in adulthood in Russia: Barriers and models]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2022; 2. (In Russ.).
  37. Rimsky V.L. Pomogayut li sotsiologi grazhdanam formirovat sobstvennye mneniya o realnosti? [Do sociologists help citizens form their own opinions about reality?]. Materialy VIII mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Sotsiolog 2.0: transformatsiya professii”. Moscow; 2018. (In Russ.).
  38. Seliverstova N.A. Imitatsiya obrazovatelnyh praktik v sfere vysshego obrazovaniya [Imitation of educational practices in the higher education]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
  39. Smolin O.N. “Med” i “degot” v obrazovatelnoy politike [“Ointment” and “fly” in the educational policy]. Narodnoe Obrazovanie. 2007; 7. (In Russ.).
  40. Smolin O.N. Vysshee obrazovanie: borba za kachestvo ili pokushenie na chelovechesky potentsial? [Higher education: The fight for quality or an attack on human potential?]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2015;6;6;. (In Russ.).
  41. Sotsiologiya obrazovaniya pered novymi problemami [Sociology of Education Facing New Problems]. Mowcow–Omsk; 2003. (In Russ.).
  42. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education]. Pod red. A.M. Osipova. Moscow; 2022. (In Russ.).
  43. Stetsenko A.I. Osnovnye printsipy i kriterii organizatsii sotsiologicheskogo monitoringa kachestva obrazovaniya [Basic principles and criteria for organizing sociological monitoring of the quality of education]. Materialy VI mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Zhizn issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat rezultaty ponyatnymi i poleznymi”. Moscow; 2016. (In Russ.).
  44. Titaev K.D. Oprosy “pod davleniem”: kak proverit kachestvo dannyh, kogda oni sobirayutsya v zakrytoy dlya issledovatelya institutsii [Surveys “under pressure”: How to check the quality of data when they are collected in an institution closed to the researcher]. Materialy VI mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy Grushinskoy konferentsii “Zhizn issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat rezultaty ponyatnymi i poleznymi”. Moscow; 2016. (In Russ.).
  45. Toshchenko Zh.T. Sotsialnye paradoksy vysshego obrazovaniya v Rossii [Social paradoxes of the higher education in Russia]. Ekonomika Obrazovaniya. 2012; 1. (In Russ.).
  46. Toshchenko Zh.T. Formy uchastiya vysshego obrazovaniya v reshenii problem proizvoditelnosti Truda [Forms of the higher education participation in ensuring labor productivity]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 24 (1). (In Russ.).
  47. Tkhagapsoev Kh.G., Sapunov M.B. Rossiyskaya obrazovatelnaya realnost i ee prevra-shchennye formy [Russian educational reality and its transformed forms]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2016; 6. (In Russ.).
  48. Shkola v bumazhnoy puchine: krizis informatsionnyh potokov v obrazovanii [​​School in the Paper Abyss: Crisis of Information Flows in Education]. Pod red. A.M. Osipova. Veliky Novgorod; 2020. (In Russ.).
  49. Shuklina E.A., Pevnaya M.V., Minchenko D.V. Vliyanie obrazovaniya na molodezhnye volonterskie praktiki v usloviyah obshchey formalizatsii sistemy: keys Sverdlovskoy oblasti [The influence of education on the youth volunteer practices under the general formalization of the system: The case of the Sverdlovsk Region]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2023; 2. (In Russ.).
  50. Yakovleva N.G. Gosudarstvennaya obrazovatelnaya politika v epokhu kreativnoy revolyutsii: tseli i resursy [State educational policy in the era of the creative revolution: Goals and resources]. Filosofiya Khozyaystva. 2019; 6. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».