Дихотомия род-государство в концептуализации номадизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема концептуализации номадизма посредством дихотомии род-государство в связи с деконструкцией классической западной парадигмы, в которой социальное является синонимом государственного. Автор исходит из предположения, что противопоставление родовой и государственной общности имеет отношение к оппозиции номадизма и седентаризма. В этой связи наибольший интерес представляют социально-философские исследования сегментарных обществ в аспекте дихотомии рода и государства, согласно которым сегментарное общество не допускает концентрации власти. Обоснованием актуальности темы родовых сегментарных обществ служат тенденции неотрайбализма и реорганизации родовых отношений, обозначенные в работах О.Л. Лушниковой, Ч.М. Ламажаа, Н.Т. Нурулло-Ходжаевой в контексте осмысления концепций европоцентризма, эволюционного и однолинейного исторического процесса, повлиявших на политику модернизации как насильственной седентаризации кочевников. Историографические исследования также свидетельствуют о необходимости пересмотра общепринятого метода изучения генезиса кочевых культур, оказавшихся в теории Дж. Скотта на «периферии» исторического процесса. Социально-политический аспект позволяет рассмотреть родовые отношения через институты дарообмена и потлача (М. Мосс), препятствующих власти на основе подавления. Смену акцентов в дихотомиии государство-род, согласно которой государство не является больше безусловным благом, можно отнести к деконструкции эволюционизма и логоцентризма. Позиция Э. Гидденса и П. Бурдье позволила эксплицировать номадизм как концепт другой социальности, в которой сегментарность становится принципом конъюнкции. Субстанциональная эпистема оседлости противостоит процессуальной эпистеме номадизма, о чем свидетельствует анализ социально-политических концепций Аристотеля и Ибн Халдуна. Таким образом, противопоставление номадной и седентарной культур имеет отношение к имплицитной дихотомии genos-polis (род-государство), основано на апории тождества и различия, мифа и логоса, феминного и маскулинного, что задает вектор концептуализации номадизма.

Об авторах

Дана Амангельдиевна Жакупбекова

Карагандинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dana.tamen@mail.ru

старший преподаватель кафедры философии и теории культуры Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Ул. Муканова, 1/8, Караганда, Казахстан, 100026

Список литературы

  1. Averkieva Yu.P. Indeytsy Severnoy Ameriki. Ot rodovogo obshchestva k klassovomu [Indians of North America. From Tribal Society to Class Society]. Moscow; 1974 (In Russ.).
  2. Aristotel. Politika [Politics]. Per. s dr.-grech. S.M. Rogovina. Moscow; 2010 (In Russ.).
  3. Bourdieu P. Praktichesky smysl [Practical sense]. Per. s fr. A.T. Bikbova, K.D. Voznesenskoy, S.N. Zenkina, N.A. Shmatko; otv. red. per. i poslesl. N.A. Shmatko. Saint Petersburg; 2001 (In Russ.).
  4. Vladimirtsov B.Ya. Obshchestvenny stroy mongolov. Mongolsky kochevoy feodalizm [The Social Structure of the Mongols. Mongolian Nomadic Feudalism]. Leningrad; 1934 (In Russ.).
  5. Giddens A. Ustroyenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii [The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration]. Moscow; 2003 (In Russ.).
  6. Deleuze G., Guattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniya [Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia]. Per. s fr. i poslesl. D. Kralechkina. Ekaterinburg; 2007 (In Russ.).
  7. Derrida J. Esse ob imeni [On the Name]. Per. s fr. N.A. Shmatko. Moscow—Saint Petersburg; 1998 (In Russ.).
  8. Erofeeva I.V. Epistolyarnoe nasledie kazakhskoy pravyashchey elity 1675—1821 godov [Epistolary Heritage of the Kazakh Ruling Elite of 1675—1821]. Almaty; 2014 (In Russ.).
  9. Ibn Khaldun. Al-Mukaddima. Istoriya arabo-musulmanskoy filosofii: Antologiya. Pod red. A.V. Smirnova. Moscow; 2013 (In Russ.).
  10. Istoriya arabo-musulmanskoy filosofii [History of Arab-Muslim Philosophy]. Pod red. A.V. Smirnova. Moscow; 2013 (In Russ.).
  11. Kerimov T.Kh. Sotsialnaya geterologiya [Social Heterology]. Ekaterinburg; 1999 (In Russ.).
  12. Kovalevsky M.M. Rodovoy byt v nastoyashchem, nedavnem i otdalennom proshlom (otryvki) [Tribal life in the present, recent and distant past (excerpts)]. Antologiya russkoy klassicheskoy sotsiologii. Sost. i komment. D.S. Klementieva, L.N. Pankovoy. Moscow; 1995 (In Russ.).
  13. Kradin N.N. Kochevniki Evrazii [Nomads of Eurasia]. Almaty; 2007 (In Russ.).
  14. Kuropyatnik M.S. Korennye narody v kontekste kulturnoy nepreryvnosti [Indigenous peoples in the context of cultural continuity]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4) (In Russ.).
  15. Lamazhaa Ch.K. “Klan” — ponyatie v sotsialnykh naukakh [“Clan” — a concept in social sciences]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008: 2 (In Russ.).
  16. Lushnikova O.L. Sotsiokulturny kapital roda v sovremennykh usloviyakh: sotsiologicheskiy analiz [Social-Cultural Capital of the Genus in Contemporary Society: A Sociological Analysis]. PhD thesis. Ekaterinburg; 2015 (In Russ.).
  17. Mumford L. Mif mashiny. Tekhnika i razvitie chelovechestva [Myth of the Machine. Technics and Human Development]. Per. s angl. T. Azarkovicha, B. Skuratova; red. E. Puchkova, N. Khotinskogo. Moscow; 2001 (In Russ.).
  18. Moss M. Obshchestva. Obmen. Lichnost: Trudy po sotsialnoy antropologii [Society. Exchange. Personality: Works on Social Anthropology]. Per. s fr. Moscow; 1996 (In Russ.).
  19. Nancy J.-L. Bytie edinichnoe mnozhestvennoe [Being Singular Plural]. Per. s fr. V.V. Fursa; pod red. T.V. Shchittsovoy. Minsk; 2004 (In Russ.).
  20. Nietzsche F. Genealogiya morali [On the Genealogy of Morality]. Per. s nem. V.A. Weinstoka; pod red. V.V. Bitnera. Saint Petersburg; 2016 (In Russ.).
  21. Nurulla-Khojaeva N.T. Obshchina i gosudarstvo v Tsentralnoy Azii [Community and State in Central Asia]. Vestnik MGUKI. 2011; 2 (In Russ.).
  22. Nurulla-Khojaeva N.T. Srednyaya Aziya, evropotsentrizm, kolonialnost [Central Asia, eurocentricism, colonialism]. Vestnik MGIMO. 2015; 6 (In Russ.).
  23. Radkevich K.V., Shabaga A.V. Oppozitsiya “Zapad—Nezapad” v sotsialnoy mysli: pro et contra [The opposition “West/Non-West” in social thought: Pro et contra]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1) (In Russ.).
  24. Radcliffe-Brown A.R. Struktura i funktsiya v primitivnom obshchestve. Ocherki i lektsii [Structure and Function in Primitive Society. Essays and Lectures]. Per. s angl. Moscow; 2001 (In Russ.).
  25. Scott J. Zomia: uspeshnye strategii begstva ot gosudarstva [Zomia: Successful strategies of flight from the state] / Per. s angl. I.V. Trotsuk. RUDN Journal of Sociology. 2012; 12 (4) (In Russ.).
  26. Trotsuk I.V. Begstvo ot gosudarstva: soznatelny otkaz ot “dostizheniy tsivilizatsii” i strategii podderzhaniya “varvarskogo sostoyaniya” [Flight from the state: A conscious rejection of the ‘achievements of civilization’ and a strategy to maintain the ‘barbarity’]. Sotsiologiya Vlasti. 2012; 4 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».