Медиа, институты и доверие российских граждан
- Авторы: Назаров М.М.1,2, Иванов В.Н.1, Кублицкая Е.А.1
-
Учреждения:
- Институт социально-политических исследований РАН
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 19, № 2 (2019)
- Страницы: 277-288
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340359
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-2-277-288
- ID: 340359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Медиа являются одним из важнейших социальных институтов, а также опосредуют отношение граждан к другим институтам общества. Одной из важнейших в этой связи характеристик является доверие граждан ключевым социальным институтам. В статье рассматривается проблема доверия населения российским медиа. В фокусе анализа находится вопрос, в какой мере доверие российских граждан средствам массовой информации (далее - СМИ) соотносится с доверием другим государственным и общественным институтам. Основанием для выводов являются сравнительные эмпирические исследования в столичном регионе, проведенные в 2016-2018 годы. Согласно результатам исследований доверие медиа среди населения является невысоким, около половины респондентов не доверяют этому институту. Причем данный тренд характерен для постсоветского периода в целом. Использование бинарной логистической регрессии позволило определить, что недоверие медиа связано с недоверием таким институтам, как Президент РФ, Дума, правоохранительные органы, политические партии, церковь, банковские и предпринимательские структуры. Наряду с этим недоверие медиа актуализируют социальные проблемы, беспокоящие людей в повседневной жизни. Согласно приведенной статистической модели недоверие медиа также связано с тем, что респонденты не разделяют положительного отношения к действующей политической системе. Другим важным фактором недоверия является негативное отношение респондентов к содержанию и функциональной направленности медиа. При анализе доверия медиа необходимо учитывать и трансформации современного медиа-ландшафта: среди медиа респонденты отдают предпочтение Интернету и телевидению, в отношении которых показатели доверия практически одинаковы. Существует и возрастная дифференциация - доверие медиа в целом с возрастом растет, но применительно к Интернету наблюдается обратная зависимость. С развитием современных медиа-технологий и Интернета информационные условия для вынесения оценок о доверии или недоверии медиа и другим институтам общества объективно усложняется.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Михайлович Назаров
Институт социально-политических исследований РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vy175867@yandex.ru
доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333; ул. Мясницкая, 9/11, Москва, Россия, 101000Вилен Николаевич Иванов
Институт социально-политических исследований РАН
Email: vilen_ivanov@bk.ru
доктор философских наук, член-корреспондент и советник Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333Елена Александровна Кублицкая
Институт социально-политических исследований РАН
Email: eakubl@yandex.ru
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, Россия, 119333Список литературы
- Andreenkova A.V. Politicheskoe povedenie rossiyan [The Russians’ political behavior]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya 2010; 4 (In Russ.).
- Volchenko O.V. Doverie kak produkt vovlechennosti v informatsionnye potoki [Trust as a product of involvement into information flows]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya 2014; 4 (In Russ.).
- Kertman G.L. Socium i vlast. Interes k politike po-rossijski: motivy yavnye i skrytye [Society and power. Interest in politics in the Russian style: Explicit and implicit motives]. Politicheskie Issledovaniya 2005; 2 (In Russ.).
- Levashov V.K. Trevogi obshchestva i doverie k gosudarstvennym institutam [Public concerns and trust in state institutions]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya 2005; 4 (In Russ.).
- Lokosov V.V., Shults V.L. Osnovaniya konsolidatsii sovremennogo rossijskogo obshchestva. Sociologicheskie aspekty [Grounds for the Contemporary Russian Society Consolidation. Sociological Aspects]. Moscow; 2008 (In Russ.).
- Mironova A.A. Doverie, socialny kapital i sub’ektivnoe blagopoluchie individa [Trust, social capital, and subjective individual well-being]. Obshchestvennye Nauki i Sovremennost. 2014; 3 (In Russ.).
- Nazarov M.M., Ivanov V.N., Kublitskaya E.A. Politicheskie tsennosti rossijskogo obshchestva (rezultaty sravnitelnogo proekta) [Political values of the Russian society (results of the comparative research)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 3 (In Russ.).
- Nazarov M.M. Tsifrovoe pokolenie ‘dvuhtysyachnyh’: osobennosti mediapotrebleniya [The digital generation of ‘Millennials’: Peculiarities of media consumption]. Informatsionnoe Obshchestvo. 2016; 3 (In Russ.).
- Popov V., Tavokin E. Doverie k SMI v obshchestvennom soznanii grazhdan Rossii [Trust in media in the civil consciousness of Russia]. Gosudarstvennaya Sluzhba. 2002; 4 (In Russ.).
- Chuprov V.I., Mikheeva V.V. Doverie v obshchestve kak faktor preodoleniya krizisa [Trust in society as a factor of overcoming the crisis]. Socialno-gumanitarnye Znaniya. 2015; 4 (In Russ.).
- Sztompka P. Doverie - osnova obshchestva [Trust as the Foundation of Society]. Мoscow; 2012 (In Russ.).
- Ariely G. Does commercialized political coverage undermine political trust?: Evidence across European countries. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2015; 59 (3).
- Coleman S., Ross K. The Media and the Public. “Them” and “Us” in Media Discourse. Oxford; 2010.
- Gallup:2016. Americans’ trust in mass media sinks to new low politics. http://www.gallup.com/ poll/195542/americans-trust-mass-media-sinks-new-low.aspx.
- Gronke P., Cook T.E. Disdaining the media: The American public’s changing attitudes toward the news. Political Communication. 2007; 24.
- Hardy J. Western Media Systems. London, 2008.
- Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Vintage Books; 2000.
- Inglehart R. East European value systems in global perspective. Democracy and Political Culture in Eastern Europe. New York, 2006.
- Jackob N.G.E. No alternatives? The relationship between perceived media dependency, use of alternative information sources and general trust in mass media. International Journal of Communication. 2010; 4.
- Lee T. Why they don’t trust the media: An examination of factors predicting trust. American Behavioral Scientist. 2010; 54.
- Meyer T. Media Democracy: How the Media Colonize Politics. Cambridge, 2002.
- Mierina I., Cers Е. Is communism to blame for political disenchantment in post-communist countries? Cohort analysis of adults’ political attitudes. Europe-Asia Studies. 2014; 66 (7).
- Norris Р., Inglehart R. Cosmopolitan Communications. Cultural Diversity in a Globalized World. Cambridge, 2009.
- Śuvakoviç U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
- Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
- Trotsuk I.V., Ivlev E.A. Few words on the high level of social distrust among the Russian youth: Civil servants’ social image. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (2).
- Trust in Media-2016. www3.ebu.ch/publications.
- Tsfati Y., Cappella J.N. Do people watch what they do not trust? Exploring the association between news media skepticism and exposure. Communication Research. 2003; 30.
- Tsfati Y., Ariely G. Individual and contextual correlates of trust in media across 44 countries. Communication Research. 2014; 41 (6).
- Ward P., Miller E., Pearce A., Meyer S. Predictors and extent of institutional trust in government, banks, the media and religious organisations: Evidence from cross-sectional surveys in six Asia-Pacific countries. PLoS ONE. 2016; 11 (10).
Дополнительные файлы
