НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
- Авторы: Данилов АН1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2017)
- Страницы: 460-467
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340467
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-4-460-467
- ID: 340467
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается сложная геополитическая ситуация, сложившаяся в глобальном мире на исходе второго десятилетия ХХI века, связанная с последствиями распада Советского Союза и формированием нового мирового порядка. Кто сегодня определит его содержание, по чьим лекалам он будет строиться, что станет основой новых геополитических реалий, базой нравственной солидарности человечества, духовной основой будущей цивилизации? Новые вызовы рождают отчаянную борьбу за свой вариант построения счастливой жизни на Земле. К тому же не ясно, какой идеал будущего мира поддерживается и берется за ориентир развития. Признание за эталон модели развития и образа жизни сильнейшего становится реальной угрозой новой цивилизации, сдачей суверенными государствами своих национальных интересов, потерей самостоятельного будущего. В настоящее время идет активный поиск новых теорий, концепций, которые могли бы адекватно объяснить современные мировые процессы. В данном тематическом контексте автор среди про-чего формулирует основные уроки, не усвоенные мировой властной элитой. Первый урок: новые государства рождаются не на пустом месте, а их совместное недавнее прошлое является большим преимуществом, открывая, в частности, перспективы для дальнейшего развития форм межгосударственной кооперации. Второй урок: повсеместно получают распространение фальсификации истории, негативным образом влияющие на национальную, культурную и социально-групповую идентичность в трансформирующихся обществах. Третий урок: с распадом СССР оказалось разрушено послевоенное равновесие сил, уничтожена сложившаяся система сдержек и противовесов в мировой политике, какую представляла собой биполярная модель мира. Четвертый урок: в периоды радикальной социальной трансформации наблюдается девальвация корпуса нравственных ценностей населения, оборачивающаяся многочисленными кризисными последствиями.
Об авторах
А Н Данилов
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.danilov@tut.by
ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, Республика Беларусь
Список литературы
- Gorshkov M.K. Rossijskoe obshhestvo kak ono est (opyt sociologicheskoj diagnostiki) [Russian Society as It is: A Sociological Diagnosis]. Vol. 2. No. 1. Moscow: Novyj hronograf; 2016 (In Russ.).
- Leonov L.M. Iz dnevnikov [From the Diaries]. Sobr. soch. In 6 vols. Vol. 4. Moscow: Terra; 2013 (In Russ.).
- Stjopin V.S. XXI vek — radikalnaja transformacija tipa civilizacionnogo razvitija [21st century — a radical transformation of the type of civilizational development]. Doklad na XVII Likhachjovskih chtenijah. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/StepinVS_ plen_rus_izd.pdf (In Russ.).
- Titarenko L.G. Sovremennaja zapadnaja sociologija: rekonstrukcija paradigm [Contemporary Western Sociology: A Reconstruction of Paradigms]. Minsk: BGU; 2015 (In Russ.).
- Toshchenko Zh.T. Sociologija zhizni [Sociology of Life]. Moscow: Unity-Dana; 2016 (In Russ.).
- Yadov V.A. Sovremennaja teoreticheskaja sociologija kak konceptualnaja baza issledovanija rossijskih transformacij [Contemporary Theoretical Sociology as a Conceptual Basis for the Study of Russian Transformations]. Saint Petersburg: Intersocis; 2006 (In Russ.).
Дополнительные файлы
