Новый «жизненный мир» в визуальной культуре

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу методологии визуальных исследований с применением феноменологической концепции «жизненного мира». Рассмотрены социокультурные основы формирования визуальной культуры в эпоху постмодерна, теоретические аспекты «визуального поворота», проявление природы симулякров через визуальность и дизайнерское оформление предметов-образов. Актуальность исследования обусловлена увеличением объема визуального контента и охвата населения планеты визуальными средствами массовой информации. В настоящее время визуальные исследования распространяются в основном на изучение такого контента, как фотография, рекламные биллборды, кинематограф. Новым полем для освоения визуальных методов является Интернет: разнообразие дизайна и интерфейсов наводит на мысль о формировании собственной виртуальной интернет-культуры, косвенно зависящей от социально-культурных особенностей создателей проекта или большинства пользователей. В данном контексте с использованием визуальных методов был проведен сравнительный анализ двух поисковых систем: Google и Yandex. Гипотеза исследования состояла в том, что выбор российскими пользователями поисковой системы Yandex вместо международного Google обусловлен рядом графических и навигационных особенностей поисковика, в большей степени подходящих именно российскому пользователю. Результат проведенного анализа скорее подтвердил, чем опроверг выдвинутую гипотезу, указав на ряд элементов дизайна и интерфейса, соотносящихся с культурными предпочтениями жителей постсоветского пространства.

Об авторах

Анна Евгеньевна Вольчина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.e.volchina@gmail.com

Кафедра социологии

Список литературы

  1. Bart R. Camera lucida. Per., komment. i posleslovie M.K. Ryklina. M.: Ad Marginem, 1997.
  2. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacija / Per. A. Kachalova. M.: Ripol-klassik, 2015.
  3. Bronzino L.Ju., Sviridov R.A. Metamorfoza odnoj metafory, ili ot dasein k dizajnu // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2014. T. XVII. № 4. S. 30-40.
  4. V RF za god chislo pol'zovatelej interneta vyroslo na 2,5 mln chelovek. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/32442.
  5. Istorija jevoljucija i sozdanija Interneta. URL: http://www.youtube.com/watch?v= wbrmmiWjNnE.
  6. Kurmeleva E.M., Meshherjakova L.Ju. Simuljakr i obshhestvo v sovremennoj social'noj teorii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Sociologija». 2006. № 2. S. 31-46.
  7. Lingvisticheskij povorot // Istorija filosofii: Jenciklopedija. Mn.: Interpresservis; Knizhnyj Dom, 2002.
  8. Rejting osnovnyh poiskovyh sistem. URL: http://www.y1.ru/index.php?id=1.
  9. Rozhdestvenskaja E.Ju. Vizual'nyj povorot: analiz i interpretacija izobrazhenij // Vizual'naja antropologija: novye vzgljady na social'nuju real'nost' / Pod red. E.R. Jarskoj-Smirnovoj, P.V. Romanova, V.L. Krutkina. Saratov: Nauchnaja kniga, 2007.
  10. Svas'jan K.A. Fenomenologicheskoe poznanie. Propedevtika i kritika. Erevan: Izdatel'stvo AN Armjanskoj SSR, 1987.
  11. Tolkovyj slovar' terminov. URL: http://your-hosting.ru/terms/i/internet.
  12. Toffler Je. Tret'ja volna. M.: AST, 2010.
  13. Shherbakova E.I. Vizual'naja istorija: osvoenie novogo prostranstva. Istoricheskie issledovanija v Rossii - III. Pjatnadcat' let spustja / Pod red. G.A. Bordjugova. M: AIRO XXI, 2011.
  14. Internet Monitoring & User Control. URL: http://www.internetlivestats.com.
  15. Website Ranking. URL: http://www.similarweb.com/global.
  16. John G. The Scope of Visual Sociology // Visual Sociology. 1996. Vol. 11. № 2. R. 10-24.
  17. The Top 20 Valuable Facebook Statistics. URL: https://zephoria.com/social-media/top-15-valuable-facebook-statistics.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».