Том 15, № 3 (2015)

Обложка

Статьи

Память и история: несколько слов об антиномиях и парадоксах коллективной памяти и общей истории

Шубрт И.

Аннотация

В научном сообществе сегодня достигнут относительный консенсус в признании того факта, что коллективная память не сохраняет воспоминания о прошлом сообразно тому, как события произошли на самом деле (как было принято считать прежде), а воспроизводит их так, как нам удобно вспоминать о них в настоящий момент времени. Это связано с той особенностью памяти, что она сохраняет в себе лишь отдельные элементы прошлого, но не его целостный образ. Теоретические модели памяти разнообразны потому, что формируются под влиянием крайне противоречивых концептуальных позиций, а не по причине реальных различий разных типов памяти. В статье обозначены десять ключевых антиномий научного анализа проблем исторической и коллективной памяти, которые зафиксированы с помощью следующих понятий: индивидуальная и групповая память; дух и материя; сохранение и уничтожение воспоминаний; отменяемая (заменяемая) и неизменная память; спонтанное и целенаправленное запоминание; миф и наука; рациональность и иррациональность. Автор показывает, почему наша память функционирует столь избирательно, почему сохраняемые в ней воспоминания столь изменчивы и не имеют постоянного формата, легко трансформируясь с течением времени в соответствии с запросами текущего момента. Человеческая память не работает как некая рационально устроенная машина - она склонна порождать искажения и ошибки. Кроме того, в формировании коллективной памяти важную роль играют идеологическое давление и исторически устойчивые коллективные мифы (метанарративы).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):7-18
pages 7-18 views

Основные теоретические подходы к определению культурных кодов в социологии

Яковенко Ю.И., Багаева Т.Л., Тащенко А.Ю.

Аннотация

Данная статья посвящена характеристике определений культурных кодов, сформулированных классиками социологии в пределах их основных теоретических подходов. Поскольку автоматически выводить содержание понятия «культурный код» из содержания понятия «культура» в рамках того или иного подхода не представляется процессом, соответствующим канонам социологического познания, то продемонстрированы различия контекста, сопутствующего похожим определениям. Рассмотрено понимание культурных кодов в структурном функционализме, неофункционализме, структурализме, постструктурализме, постмарксизме, структуралистском конструктивизме и символическом интеракционизме. Показано, что объяснения социальной действительности и ее взаимосвязи с культурой через культурные коды в пределах даже одних и тех же теоретических подходов подразумевают принципиально различную картину системы социальных отношений. После рассмотрения основных работ и положений ряда авторов, которые являются признанными классиками социологии, выявлено, что концепт «культурные коды» в социологии попытались определить представители всех основных теоретических направлений. Однако, признавая за концептом «культурных кодов» значительный потенциал, авторы в этой научной области ограничивались обычно двумя-тремя составляющими культуры, которые именовались компонентами культурного кода без весомого обоснования (вопрос о том, почему были включены те или иные компоненты, а опущены другие также остается открытым). К тому же согласованной точки зрения относительно культурных кодов даже в пределах одних и тех же направлений теоретизирования не сложилось.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):19-33
pages 19-33 views

Новый «жизненный мир» в визуальной культуре

Вольчина А.Е.

Аннотация

Статья посвящена анализу методологии визуальных исследований с применением феноменологической концепции «жизненного мира». Рассмотрены социокультурные основы формирования визуальной культуры в эпоху постмодерна, теоретические аспекты «визуального поворота», проявление природы симулякров через визуальность и дизайнерское оформление предметов-образов. Актуальность исследования обусловлена увеличением объема визуального контента и охвата населения планеты визуальными средствами массовой информации. В настоящее время визуальные исследования распространяются в основном на изучение такого контента, как фотография, рекламные биллборды, кинематограф. Новым полем для освоения визуальных методов является Интернет: разнообразие дизайна и интерфейсов наводит на мысль о формировании собственной виртуальной интернет-культуры, косвенно зависящей от социально-культурных особенностей создателей проекта или большинства пользователей. В данном контексте с использованием визуальных методов был проведен сравнительный анализ двух поисковых систем: Google и Yandex. Гипотеза исследования состояла в том, что выбор российскими пользователями поисковой системы Yandex вместо международного Google обусловлен рядом графических и навигационных особенностей поисковика, в большей степени подходящих именно российскому пользователю. Результат проведенного анализа скорее подтвердил, чем опроверг выдвинутую гипотезу, указав на ряд элементов дизайна и интерфейса, соотносящихся с культурными предпочтениями жителей постсоветского пространства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):34-44
pages 34-44 views

Приоритеты и стереотипы российской молодежи в сфере брачности (на примере национально-смешанных союзов)

Троцук И.В., Парамонова А.Д.

Аннотация

Социологическое изучение ценностных приоритетов молодежи в сфере семейно-брачных отношений невозможно без понимания особенностей объективных демографических процессов и специфики их восприятия различными поколениями, которые нередко выражаются в расхожей формуле «стереотипы и реалии». К сожалению, проблемы и перспективы межнациональной брачности часто выпадают из фокуса социологического интереса, потому что требуют детального подхода и нередко просто не вписываются в комплексные анкеты, посвященные оценке мировоззренческих доминант тех или иных возрастных групп. Насколько сложна данная проблематика и имеет ли смысл в принципе пытаться вписать ее в тематически (не)сфокусированные анкетные опросы, будет показано в статье, авторы которой убеждены, что национально-смешанные браки и семьи сегодня, по сути, в сконцентрированном виде отражают множество этносоциальных и этнодемографических процессов, поэтому изучение данного типа брачных практик и отношений позволит лучше понять подобные процессы и раскрыть их закономерности и последствия. На наш взгляд, межнациональный брак, несмотря на все свои специфические черты, является таким же семейным союзом, как и мононациональный брак, поэтому его изучение вряд ли радикально отличается от исследования «традиционной» брачности, хотя и следует принимать во внимание повышенную сензитивность этнонациональной проблематики. Авторы суммируют трактовки понятия «семья» в междисциплинарной перспективе и варианты его концептуализации в социологической традиции; основываясь на достаточно немногочисленных данных исследований межнациональных браков, а также на результатах разведывательного опроса, обозначают ключевые причины и проблемы межнациональных браков, их формы и факторы восприятия в современном российском обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):45-62
pages 45-62 views

Этническая идентичность в глобализирующемся мире (на примере Республики Чад)

Бронзино Л.Ю., Адама Абдул -.

Аннотация

Проблематика идентичности стала одной из ведущих в современной социальной науке в связи с возникновением целого ряда проблем, усложняющих самоидентификацию в (пост)современном обществе. Обретение современностью статуса «текучей» привело к тому, что идентичность как результат соотнесения с социальной группой перестала носить статичный характер - от индивида потребовалось каждодневное и повседневное принятие на себя ответственности за выбор жизненной траектории и связанного с ней переопределения себя как члена конкретного сообщества. Глобализация внесла свои коррективы в процесс формирования этнической идентичности, которая, с одной стороны, становится протестной практикой, направленной на сохранение собственной уникальности в условиях глобализирующей универсализации; с другой стороны, выступает как результат уже свершившегося воздействия глобализации, демонстрируя произошедшие трансформации. Обострение межэтнических конфликтов, связанных с идентичностью, наиболее распространено в полиэтничной среде. В статье представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности молодежи Республики Чад. Исследование методом интервью позволило выявить ведущий тип этнической идентичности среди опрошенной молодежи Чада, обозначив ее специфику в новых условиях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):63-69
pages 63-69 views

Социологические аспекты дисбаланса взаимоотношений медицины и населения в современной России

Семина Т.В.

Аннотация

В статье анализируются социологические аспекты одной из наиболее сложных и актуальных проблем современного российского общества - нарастающего дисбаланса социальных взаимоотношений пациента и врача. Несомненно, в медицине каждая из сторон - как врач, так и пациент - включена в единую и плохо структурируемую социальную связь, является неотъемлемым элементом любых типов взаимодействий и отношений в ходе профилактики и лечения различных заболеваний. Данная система институционализирована и сложна сама по себе, однако социально-экономические процессы в обществе могут как усложнять, так и облегчать ее функционирование. К сожалению, нарастание социальной дифференциации в российском обществе последних десятилетий негативно отразилось на всех сферах его жизнедеятельности, в том числе и на здравоохранении. Каждая из групп - как врачи, так и пациенты - в заданных условиях и тенденциях развития системы социальной стратификации выработала свои ценностные ориентации как некую профессионально и личностно значимую квинтэссенцию современных фундаментальных ценностей. В частности, неудовлетворенность материальным положением в свете трудовых затрат и высокого уровня образования вызывает у врача осознание неадекватности собственного социального статуса в обществе и толкает его к удовлетворению своих материальных нужд и достижению своих интересов, в том числе, и незаконными средствами. Автор предлагает ряд мер по снижению дисбаланса взаимоотношений медицины и населения в современном российском обществе, которые предполагают изменение традиционных для сферы здравоохранения моделей управления и разрешения конфликтных ситуаций, в том числе, посредством продуманного целенаправленного воздействие на субъекта и объекта дисбаланса взаимоотношений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):70-79
pages 70-79 views

Социальные медиа как инструмент организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 г

Катькина А.Н.

Аннотация

Социальные сети - такие, как Facebook и Twitter, - не только приобрели в последнее время широкую популярность, но и стали использоваться в качестве инструмента для реализации разного рода политических целей. Данный процесс носит амбивалентный характер: с одной стороны, в социальных медиа формируются политические субъекты особого рода, осуществляется самоорганизация и гражданские движения. С другой, в них часто находят возможность выражения деструктивные и агрессивные проявления, имеющие ярко выраженный криминальный характер, а способность распространять информацию большим группам людей используется для организации массовых беспорядков. В статье анализируется одно из недавних и наиболее заметных событий, во многом спровоцированным действием социальных сетей, - беспорядков в Великобритании в августе 2011 г., первоначально вызванных убийством при попытке задержания полицейским подозреваемого в наркоторговле и хранении оружия М. Диггана. Развитие событий и массовые беспорядки в этом случае были результатом обсуждения в социальных медиа и координацией с их помощью совместных действий участников погромов. Детальное описание произошедших событий, а также действий властей по преодолению возникшего кризиса и предотвращению подобного в будущем, представленное в статье, дает возможность сделать ряд выводов о характере оказываемого социальными медиа влиянии на политические события.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):80-90
pages 80-90 views

Мотивация выбора профессии «управленца» (по результатам исследования в РУДН)

Пузанова Ж.В., Семенова И.В.

Аннотация

В статье анализируется теория социальных потребностей Дэвида Макклелланда и возможности ее применения для изучения мотивации выбора профессии студентами управленческих специальностей. В соответствии с концепцией Д. Макклелланда в мотивационно-потребностной структуре личности можно выделить доминирующий мотив, активизирующий действия человека. К доминирующим мотивам Д. Макклелланд относит три основных: мотив власти, мотив достижения (успеха) и мотив принадлежности. Данные мотивы отражают внутренние потребности человека и его стремления. В статье анализируются выделенные три типа мотивов как факторы, влияющие на трудовую деятельность человека и отражающие его первостепенное цели и задачи в профессиональной сфере. Кроме того, дается характеристика и описание особенностей людей с выраженными мотивами. Также рассматриваются результаты различных исследований, проведенных на основании теории социальных потребностей и ряда других концепций, основанных на выявлении доминирующих мотивов у разных групп работников. В статье приводятся результаты исследования по определению выраженных мотивов при выборе профессии у студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», проведенного в декабре 2014 г. в Российском университете дружбы народов. Полученные результаты анализируются и интерпретируются согласно теории социальных потребностей Д. Макклелланда.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):91-104
pages 91-104 views

Влияние личностных характеристик членов коллектива на эффективность управления групповыми процессами и социальную стабильность организации

Черных А.Б., Заиграева М.А.

Аннотация

Авторы рассматривают проблемы управления организацией с точки зрения повышения ее экономической эффективности, а кадровые риски - как потенциальные потери или угрозы экономической деятельности предприятия. В отдельную группу выделяются риски, связанные с индивидуальными особенностями человека и межличностным взаимодействием - социальной активностью членов коллектива внутри группы. Методы социально-психологической диагностики в первую очередь используются при первичном отборе кандидатов на вакантные места предприятия и при формировании структуры коллектива, с учетом профессионально-личностных и компетентностных характеристик кандидатов, а так же предрасположенности личности к определенному типу. Речь идет о проблеме принятия или непринятия кандидатом определенного типа корпоративной культуры, сложившейся на предприятии, и принятии или отторжении коллективом человека с определенными культурологическими предпочтениями. Второе направление использования методик социально-психологического исследования, важное в практике современного управления, - поддержание трудового коллектива в рабочем состоянии и повышение эффективности его деятельности посредством реализации человеческого потенциала. В статье представлены результаты исследования коллективов и некоторых индивидуальных характеристик их членов с низким социальным статусом. Согласно выявленным тенденциям предложены методы работы с отдельными членами и в целом с группой. Рассматриваемые явления интересны с точки зрения стабилизации социальных систем и разработки методов по управлению кадровыми рисками.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):105-114
pages 105-114 views

Особенности внедрения социальных инноваций в современных российских организациях

Дудник А.С.

Аннотация

В научной литературе отмечается, что инновация представляет собой созданное с использованием новейших научных достижений и внедренное на рынок или в практическую деятельность новшество, воплощенное в новых товарах (работах, услугах) или процессах. При большом многообразии литературы по проблемам внедрения инноваций, к сожалению, среди исследователей отсутствует однозначное определение этого понятия. Это, в свою очередь, порождает и другие проблемы: в определении сферы применения инновационной деятельности, фокусировке бизнес процессов при внедрении инноваций и т.д. Данное обстоятельство приводит к снижению эффективности внедрения инноваций и рассогласованности действий различных стейкхолдеров. Одной из причин этого, по мнению автора статьи, является различие подходов к процессу внедрения инноваций в контексте теории и практики социального управления организацией и нормативно-правового регулирования. Поэтому для повышения эффективности внедрения социальных инноваций в современных российских организациях требуется определить подход не только к теоретическому, но и практическому пониманию инновации с точки зрения всех заинтересованных сторон. В статье предпринимается попытка изучения теоретических аспектов инновационной деятельности, основываясь не только на управленческом понимании инноваций, но и на уровне законодательных и нормативных актов, а также приводятся некоторые практические рекомендации по внедрению инноваций в российских организациях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):115-128
pages 115-128 views

Социокультурные предпосылки формирования управленческой свободы в России и Европе: сравнительный анализ

Зайцева О.А.

Аннотация

Поле управленческой деятельности в современных организациях претерпевает сегодня существенные трансформации. Роботизированное производство становится все более распространенным. В этой ситуации возрастает важность изучения деятельности руководителей в организации всех уровней, в частности, руководителей среднего звена, так как именно они выступают ядром организации, имея наиболее глубокий опыт, знания о компании, занимаясь организацией и осуществлением ежедневной операционной деятельности. Фактор управленческой свободы в деятельности руководителей среднего звена выступает новым ответом на требования инновационной активности и конкурентоспособности современной организации. Одновременно с этим процессы глобализации приводят к установлению партнерских отношений между российскими и европейскими компаниями, однако их эффективность во многом зависит от понимания социокультурной основы управления. В статье рассматриваются социокультурные предпосылки формирования управленческой свободы в России и Европе. Проводятся различия между российской и европейской историей в вопросах предпринимательской деятельности, основах ее возникновения, сословий-участников и функциональных особенностей деятельности руководителей в организациях того времени. Описывается специфика социальных институтов, являвшихся базой для развития делового мира, а также оказывавших влияние на содержание управленческой свободы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):129-139
pages 129-139 views

Рецензия на книгу: Иванов В.Н. Социология в СССР. Записки директора института. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014. - 288 с.

Нарбут Н.П.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):140-142
pages 140-142 views
pages 143-151 views

Ладислав Махачек (Ladislav Macháček) 1942-2015

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):152-153
pages 152-153 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015;15(3):154-155
pages 154-155 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».