Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье систематизировано предметное поле социологических исследований популярной культуры на теоретическом и эмпирическом уровнях анализа. В первом случае речь идет о дефинициях поп-культуры в сопоставлении с близким ей понятием массовой культуры, междисциплинарных попытках концептуализации поп-культурной проблематики, выделении функций поп-культуры и обозначении ее социализационных возможностей - как позитивных, так и негативных. На эмпирическом уровне перечисленные вопросы рассматриваются крайне редко: обычно в социологический инструментарий включаются лишь тематические блоки по досуговым предпочтениям и ценностным ориентациям молодежи, призванные зачастую подтвердить негативные оценки воздействия телевизионной продукции на социализацию. Авторы предлагают иной фокус эмпирического рассмотрения поп-культурного воздействия - анализ идентификационных моделей, представленных в «текстах» поп-культуры - и приводят пример реализации подобного подхода (контент-анализ молодежного журнала «Молоток»).

Об авторах

Ирина Владимировна Троцук

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru

Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов

Анастасия Михайловна Карпова

Российский университет дружбы народов

Email: rudn@rudn.ru

Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов

Список литературы

  1. Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. - M.: Kul'turnaya revolyutsiya; Respublika, 2006.
  2. Drozdov A.Yu. «Agressivnoe» televidenie: sotsial'no-psikhologicheskii analiz fenomena // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2001. - № 8.
  3. Ivanenkov S.P. Aktual'nye problemy sotsializatsii molodezhi // Credo New. Teoreticheskii filosofskii zhurnal. - 1997. - № 3.
  4. Klimov I.A. Sotsial'nye vyzovy «privatizirovannogo» televideniya // bd.fom.ru/report/ map/gur050401.
  5. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. - M.: KomKniga, 2006.
  6. Mukerdzhi Ch., Shadson M. Novyi vzglyad na pop-kul'turu // sociologs.nm.ru/articles/ mukerji_schudson_01.htm.
  7. Ortega-i-Gasset Kh. Vosstanie mass. - M.: AST, 2001.
  8. Petukhov V. Degradatsiya nravov ili verbalizatsiya strakhov? // wciom.com/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1702.html.
  9. Osipov G.V. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar'. - M.: Norma, 2000.
  10. Pop-kul'tura nachala tret'ego tysyacheletiya // Kul'tura. - 2000. - № 33.
  11. Louson T., Gerrod D. Sotsiologiya. A-Ya: Slovar'-spravochnik. - M.: FAIR-PRESS, 2000.
  12. Rashkoff D. Mediavirus. Kak pop-kul'tura taino vozdeistvuet na vashe soznanie. - M.: Ul'tra. Kul'tura, 2003.
  13. Sillaste G.G. Vliyanie SMI na zhiznennye plany sel'skoi uchashcheisya molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2004. - № 12.
  14. Khorkkhaimer M., Adorno T. Dialektika prosveshcheniya. - M., SPb.: Medium-Yuventa, 1997.
  15. Shcheglova S.N. «Svoya» komnata kak artefakt molodezhnoi subkul'tury // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 3.
  16. Baker S.L. Pop in(to) the bedroom: popular music in pre-teen girls' bedroom culture // European journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
  17. Callahan J.L., Rosser M.H. Pop goes the program: using popular culture artifacts to educate leaders // Advances in developing human resources. - 2007. - № 9.
  18. Dolfsma W. Consuming pop-music/constructing a life world: the advent of pop-music // International journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
  19. Jönsson A. TV - a threat or a complement to school? // International communication gazette. - 1986. - № 37.
  20. Tetzlaff D.J. MTV and the politics of postmodern pop // Journal of communication inquiry. - 1986. - № 10.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».