Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического анализа
- Авторы: Троцук И.В.1, Карпова А.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 1 (2010)
- Страницы: 96-107
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340938
- ID: 340938
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье систематизировано предметное поле социологических исследований популярной культуры на теоретическом и эмпирическом уровнях анализа. В первом случае речь идет о дефинициях поп-культуры в сопоставлении с близким ей понятием массовой культуры, междисциплинарных попытках концептуализации поп-культурной проблематики, выделении функций поп-культуры и обозначении ее социализационных возможностей - как позитивных, так и негативных. На эмпирическом уровне перечисленные вопросы рассматриваются крайне редко: обычно в социологический инструментарий включаются лишь тематические блоки по досуговым предпочтениям и ценностным ориентациям молодежи, призванные зачастую подтвердить негативные оценки воздействия телевизионной продукции на социализацию. Авторы предлагают иной фокус эмпирического рассмотрения поп-культурного воздействия - анализ идентификационных моделей, представленных в «текстах» поп-культуры - и приводят пример реализации подобного подхода (контент-анализ молодежного журнала «Молоток»).
Об авторах
Ирина Владимировна Троцук
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов
Анастасия Михайловна Карпова
Российский университет дружбы народов
Email: rudn@rudn.ru
Кафедра социологии; Российский университет дружбы народов
Список литературы
- Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. - M.: Kul'turnaya revolyutsiya; Respublika, 2006.
- Drozdov A.Yu. «Agressivnoe» televidenie: sotsial'no-psikhologicheskii analiz fenomena // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2001. - № 8.
- Ivanenkov S.P. Aktual'nye problemy sotsializatsii molodezhi // Credo New. Teoreticheskii filosofskii zhurnal. - 1997. - № 3.
- Klimov I.A. Sotsial'nye vyzovy «privatizirovannogo» televideniya // bd.fom.ru/report/ map/gur050401.
- Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. - M.: KomKniga, 2006.
- Mukerdzhi Ch., Shadson M. Novyi vzglyad na pop-kul'turu // sociologs.nm.ru/articles/ mukerji_schudson_01.htm.
- Ortega-i-Gasset Kh. Vosstanie mass. - M.: AST, 2001.
- Petukhov V. Degradatsiya nravov ili verbalizatsiya strakhov? // wciom.com/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1702.html.
- Osipov G.V. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar'. - M.: Norma, 2000.
- Pop-kul'tura nachala tret'ego tysyacheletiya // Kul'tura. - 2000. - № 33.
- Louson T., Gerrod D. Sotsiologiya. A-Ya: Slovar'-spravochnik. - M.: FAIR-PRESS, 2000.
- Rashkoff D. Mediavirus. Kak pop-kul'tura taino vozdeistvuet na vashe soznanie. - M.: Ul'tra. Kul'tura, 2003.
- Sillaste G.G. Vliyanie SMI na zhiznennye plany sel'skoi uchashcheisya molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2004. - № 12.
- Khorkkhaimer M., Adorno T. Dialektika prosveshcheniya. - M., SPb.: Medium-Yuventa, 1997.
- Shcheglova S.N. «Svoya» komnata kak artefakt molodezhnoi subkul'tury // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 3.
- Baker S.L. Pop in(to) the bedroom: popular music in pre-teen girls' bedroom culture // European journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
- Callahan J.L., Rosser M.H. Pop goes the program: using popular culture artifacts to educate leaders // Advances in developing human resources. - 2007. - № 9.
- Dolfsma W. Consuming pop-music/constructing a life world: the advent of pop-music // International journal of cultural studies. - 2004. - № 7.
- Jönsson A. TV - a threat or a complement to school? // International communication gazette. - 1986. - № 37.
- Tetzlaff D.J. MTV and the politics of postmodern pop // Journal of communication inquiry. - 1986. - № 10.
Дополнительные файлы

