Проектный подход в обучении: практика в вузах
- Авторы: Пузанова Ж.В.1, Кострикин Е.Г.1
- 
							Учреждения: 
							- Российский университет дружбы народов
 
- Выпуск: Том 25, № 3 (2025)
- Страницы: 652-664
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/348849
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2025-25-3-652-664
- EDN: https://elibrary.ru/AYORAZ
- ID: 348849
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена технология проектного обучения, применяемая в современном высшем образовании: охарактеризован термин «проект», раскрыты аспекты проектной деятельности. Система образования, складывающаяся десятилетиями, опиралась на фундаментальные знания, обходя стороной их практическое применение. Окончание учебного заведения ставило перед выпускниками непростую задачу применению полученных знаний при отсутствии практических навыков. Внедрение в образовательный процесс технологий проектной деятельности решает эту проблему через повышение практико-ориентированности обучающихся. Опыт применения проектных технологий в системе высшего образования показывает заинтересованность университетов и представителей предприятий и организаций в совместной деятельности в рамках подготовки будущих специалистов. Запросы работодателей позволяют вузам готовить специалистов под конкретные задачи, что дает экономике возможность наращивать свой потенциал. Выпускная квалификационная работа как результат получения образования переходит от теоретической базы к практическому использованию. Создавая основу для проектной деятельности, вузы применяют сквозное проектное обучение - оно позволяет вести подготовку к защите выпускной работы через написание курсовых работ. Технология проектного обучения упоминается во многих исследованиях в качестве самостоятельного метода и активно реализуется в вузах технической направленности, где конечный результат готов к применению. Другие направления обучения могут использовать проектные технологии для реализации стартапов, применяя изученные теоретические подходы и механизмы на практике. Будучи частью учебного процесса, проект ставит перед студентов реальные задачи - образовательная методика воспринимается через призму проектных целей, реализуемых в рамках выполнения действий. В статье приводится пример использования проектного обучения при подготовке социологов в РУДН.
Ключевые слова
Об авторах
Жанна Васильевна Пузанова
Российский университет дружбы народов
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: puzanova-zhv@rudn.ru
				                					                																			                								доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и заведующая социологической лабораторией				                								ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия						
Евгений Геннадьевич Кострикин
Российский университет дружбы народов
														Email: 1142220970@rudn.ru
				                					                																			                								аспирант кафедры социологии				                								ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия						
Список литературы
- Avetisyan V.R., Grabozdin Yu.P., Semenov A.A. Tekhnologiya ispolzovaniya startapa v professionalnoy podgotovke studentov pedagogicheskogo universiteta [Technology of using a startup in professional training of students at the pedagogical university]. Izvestiya Samarskogo Nauchnogo Tsentra RAN. Sotsialnye, Gumanitarnye, Mediko-Biologicheskie Nauki. 2022; 83. (In Russ.).
- Emelyanova N.A., Ilova E.V., Savelyeva U.A. Magisterskie proektnye vypusknye raboty kak rezultat formirovaniya universalnyh i professionalnyh kompetentsiy [Master’s project-based final theses as a result of the formation of universal and professional competencies]. Pedagogicheskie Issledovaniya. 2023; 2. (In Russ.).
- Kazun A.P., Pastukhova L.S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran [Practices of applying the project-based teaching method in different countries]. Obrazovanie i Nauka. 2018; 2. (In Russ.).
- Muller O.Yu., Shcherbina N.Yu. Primenenie proektnogo metoda v organizatsii uchebnogo protsessa studentov po profilyu “Tekhnologicheskoe obrazovanie” [Application of the project method in training students of “Technological Education”. Tsennosti i Smysly. 2020; 5. (In Russ.).
- Puzanova Zh.V., Trotsuk I.V., Vitkovskaya M.I. Praktikum po kursu “Metodologiya i metodika sotsiologicheskih issledovaniy” [Workshop on Methodology and Methods of Sociological Research]. Moscow; 2009. (In Russ.).
- Polozhenie o proektnom obuchenii v FGBOU VO “Gosudarstvenny universitet upravleniya” [Regulation on project-based learning at the State University of Management]. URL: https://guu.ru/sveden/document/pr137i2. (In Russ.).
- Polozhenie ob organizatsii proektnogo obucheniya v FGBOU VO “Rossiysky ekonomichesky universitet imeni G.V. Plekhanova” [Regulation on the organization of project-based learning at the Plekhanov Russian University of Economics]. URL: https://www.rea.ru/~file/72042/Polozheniye+ob+organizatsii+proyektnogo+obucheniya.pdf. (In Russ.).
- Polozhenie o proektnoy deyatelnosti obuchayushchikhsya po osnovnym professionalnym obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya v Tambovskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete [Regulation on project activities in the main professional educational programs at the Tambov State Technical University]. URL: https://tstu.ru/general/docum/pdf/vysobr/02.45-3.pdf. (In Russ.).
- Polozhenie o poryadke organizatsii proektnogo obucheniya pri osvoenii osnovnyh professionalnyh obrazovatelnyh programm vysshego obrazovaniya — programm bakalavriata, programm spetsialiteta, programm magistratury [Regulation on project-based learning in the main professional educational programs — bachelor’s, specialist and master’s]. URL: https://swsu.ru/omk/normative_documents_cm/P%2002.168-2019_1.0_.pdf. (In Russ.).
- Polozhenie o primenenii proektnogo obucheniya pri realizatsii obrazovatelnyh programm vysshego obrazovaniya v FGBOU VO “Ufimsky gosudarstvenny neftyanoy tekhnichesky universitet” [Regulation on project-based learning in the higher education programs at the Ufa State Oil Technological University]. URL: https://ugntu.ru/files/UNIVERSITET/DOCUMENTS_USPTU/Polozheniye%20o%20primenenii%20proyektnogo%20obucheniya.pdf?5ec423ee4e. (In Russ.).
- Skrylnikova I.E., Makhrinova M.V. Sushchnostno-smyslovye parametry proektnogo obucheniya v vuze [Essential parameters of project-based learning at the university]. Gumanitarnye i Sotsialnye Nauki. 2022; 3. (In Russ.).
- Suetina N.M., Shefrukova S.T. Gruppovoe proektnoe obuchenie v vuze: sotsialny effect [Group project-based learning at the university: A social effect]. Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2020; 3. (In Russ.).
- Tuguzbaeva A.R. Tekhnologii proektnogo obucheniya [Project-based learning technologies]. Teoriya i Praktika Sovremennoy Nauki. 2017; 1. (In Russ.).
- Turlakov D.G. Sotsiologichesky aspekt upravleniya proektnoy deyatelnostiyu v obrazovatelnyh sistemah [A sociological aspect of project activity management in educational systems]. Kazansky Pedagogichesky Zhurnal. 2022; 1. (In Russ.).
- Khusseyn P.Kh., Lapshin I.E. Printsipy obucheniya v filosofii Johna Dewey [Principles of learning in philosophy of John Dewey]. Mezhdunarodny Zhurnal Gumanitarnyh i Estestvennyh Nauk. 2024; 2–2. (In Russ.).
- Shorina T.V. Perspektivy proektnogo obucheniya v vuze v tsifrovuyu epokhu [Prospects for project-based learning at the university in the digital age]. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2024; 2. (In Russ.).
- Shuvanov I.B., Shuvanova V.P., Kruglova M.S., Kruglova L.E. Issledovanie gotovnosti obuchayushchikhsya k razrabotke vypusknoy kvalifikatsionnoy raboty v vide startapa [A study of students’ readiness to present a final qualification work as of a startup]. Gumanizatsiya Obrazovaniya. 2022; 4. (In Russ.).
- Du X., Su L., Liu J. Developing sustainability curricula using the PBL method in a Chinese context. Journal of Cleaner Production. 2013; 61.
- Ginestié J. The industrial project method in French industry and in French schools. International Journal of Technology and Design Education. 2002; 12 (2).
- Plosсaru D. How many people in China speak English? URL: https://www.thehistoryofenglish.com/how-many-people-in-china-speak-english.
- Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An online project-based competency education approach to marketing education. Journal of Marketing Education. 2017; 39 (3).
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
					 
						 
						 
						 
									
