Европейский консерватизм и природопознание: от сакрализации природы к нигилизму
- Авторы: Тагиров Ф.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 4 (2022)
- Страницы: 764-781
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323049
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-764-781
- ID: 323049
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема понимания природы и отношения к ней выходит за рамки экологической или производственно-экономической тематики и напрямую затрагивает онтологические и антропологические основания культуры. Доминирующая сегодня субъект-объектная модель претендует на всеобщую значимость, однако многие мыслители готовы оспорить ее универсальность. Представители европейской континентальной консервативной мысли XX - начала XXI веков делают акцент на уже известных формах природопознания и природоотношения, которые не подразумевают объективацию природы или ее сведение к экономическому ресурсу. Эти культурные формы принадлежат историческому прошлому, что рождает вопрос о возможности возвращения к ним современного человека или же о возможности их возвращения в его жизнь. В начале статьи разбираются понимание природы и отношение к ней, господствовавшие, по мнению консервативных мыслителей, до утверждения современного «объективирующего» взгляда на природу. Автор анализирует два связанных, но нетождественных подхода к «традиционному» пониманию природы, предложенные мыслителями данного направления. В первую очередь речь идет об «освящении природы», в контексте которого природный мир не опредмечивается, а понимается как единая реальность, включающая в себя человека и обладающая сакральным статусом. Второй подход представлен метафизически-ориентированной линией консерватизма XX - начала XXI веков и рассматривает природный мир, прежде всего, с точки зрения его функции символизации трансцендентного сверхприродного мира. Далее представлены взгляды консервативных авторов на «нигилизм» последних столетий, который и привел к субъект-объектному отношению к природе. Специально анализируется их позиция по поводу христианского природоотношения. В последнем разделе сформулирована гипотеза о том, что признание за каждой культурой «права на свою природу», предполагаемое современным культурным плюрализмом, также может способствовать преодолению универсализации конкретного природопонимания за счет выбора иной модели отношения к природе, известной данной культуре в прошлые эпохи.
Ключевые слова
Об авторах
Филипп Владимирович Тагиров
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tagirov-fv@rudn.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Bondar O.Ju. Antropologicheskie i kosmologicheskie aspekty neoliberalnoj globalizatsii (k voprosu kontseptualizatsii) [Anthropological and cosmological aspects of neoliberal globalization (on its conceptualization)]. Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Serija: Filosofija. 2017; 1. (In Russ.).
- Bruckner P. Tiranija pokajanija. Esse o zapadnom mazokhizme [The Tyranny of Guilt: An Essay on Western Masochism]. Saint Petersburg; 2009. (In Russ.).
- Venner D. Istorija i traditsija evropejtsev. 30000 let identichnosti [History and Tradition of Europeans. 30,000 Years of Identity]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Venner D. Samuraj Zapada [Samurai of the West]. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Venner D. Shok istorii. Religija, pamjat, identichnost [The Shock of History. Religion, Memory, Identity]. Moscow; 2019. (In Russ.).
- Guardini R. Gospod [The Lord]. Moscow; 2015. (In Russ.).
- Guenon R. Velikaja triada [The Great Triad]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Guenon R. Simvoly svjashchennoj nauki [Symbols of Sacred Science]. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Guenon R. Tsarstvo kolichestva i znamenija vremeni [The Reign of Quantity and the Signs of the Times]. Moscow; 1994. (In Russ.).
- De Benoist A. Vpered, k prekrashcheniju rosta! Ekologo-filosofsky traktat [Forward, to the Cessation of Growth! An Ecological-Philosophical Treatise]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- De Benoist A. Kak mozhno byt jazychnikom [On Being a Pagan]. Moscow; 2013. (In Russ.).
- De Benoist A. Po tu storonu prav cheloveka. V zashchitu svobod [Beyond Human Rights. In Defense of Freedoms]. Moscow; 2015. (In Russ.).
- De Benoist A. Protiv liberalizma (k Chetvertoj politicheskoj teorii) [Against Liberalism (Towards the Fourth Political Theory)]. Saint Petersburg; 2009. (In Russ.).
- Sombart W. Sobranie sochinenij v 3 tt. T. 1 [Collected Works in 3 vols. Vol. 1]. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
- Sombart W. Sobranie sochinenij v 3 tt. T. 2 [Collected Works in 3 vols. Vol. 2]. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
- Sombart W. Sobranie sochinenij v 3 tt. T. 3 [Collected Works in 3 vol. Vol. 3]. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
- Kaltenbrunner G.K. Trudny konservatizm [Difficult Conservatism]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Mohler A. Konservativnaja revoljutsija v Germanii 1918–1932 [Conservative Revolution in Germany 1918–1932]. Moscow; 2017. (In Russ.).
- Maurras Сh. Fragmenty. Ob Anglii, Germanii, Frantsii i monarkhii [Fragments. About England, Germany, France and the Monarchy]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Rutkevich A.M. Werner Sombart — istorik kapitalizma [Werner Sombart, historian of capitalism]. Sobranie sochinenij v 3 tt. T. 1. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
- Rutkevich A.M. Teorija institutov A. Gehlena [A. Gehlens theory of institutions]. Konservatory XX veka. Moscow; 2006. (In Russ.).
- Tagirov Ph.V. Evropejsky konservatizm i prirodopoznanie: “faustovskaja” identichnost [European conservatism and nature science: A “Faustian” identity]. Problemy Sovremennogo Obrazovanija. 2022; 1. (In Russ.).
- Tagirov Ph.V. Krizis evropejskoj identichnosti i traditsija: tri konservativnyh otveta kontinentalnoj mysli XX — nachala XXI vv. [The crisis of the European identity and tradition: Three conservative answers of the continental thought of the 20th — early 21st centuries]. Gumanitarny Vestnik. 2020; 5. (In Russ.).
- Heidegger M. Istok khudozhestvennogo tvorenija [The origin of the work of art]. Istok khudozhestvennogo tvorenija. Izbrannye raboty raznyh let. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Heidegger M. Slova Nietzsche “Bog mertv” [Nietzsche’s words: “God is dead”]. Raboty i razmyshlenija raznyh let. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Schmitt C. Zemlja i more. Rasskaz dlja moej docheri [Land and sea. A story for my daughter]. Nomos Zemli v prave narodov jus publicum Europaeum. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
- Spengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii. V 2 tt. T. 1. Geshtalt i dejstvitelnost’ [The Decline of the West: Outlines of the Morphology of World History. In 2 vols. Vol. 1: Form and Actuality]. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Spengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoj istorii. V 2 tt. T. 2. Vsemirnoistoricheskie perspektivy [The Decline of the West: Outlines of the Morphology of World History. In 2 vols. Vol. 2: Perspectives of World History]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Evola J. Vosstanie protiv sovremennogo mira [Revolt Against the Modern World]. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Eliade M. Aspekty mifa [Aspects of Myth]. Moscow; 2000. (In Russ.).
- Eliade M. Mif o vechnom vozvrashchenii (Arkhetipy i povtorenie) [The myth of the eternal return: cosmos and history]. Kosmos i istorija. Moscow; 1987. (In Russ.).
- Eliade M. Mify, snovidenija, misterii [Myths, Dreams and Mysteries]. Kiev, 1996. (In Russ.).
- Eliade M. Svjashchennoe i mirskoe [The Sacred and the Profane: The Nature of Religion]. Moscow; 1994. (In Russ.).
- Eliade M. Traktat po istorii religij [Patterns in Comparative Religion]. Moscow; 2015. (In Russ.).
- Jünger E. O dukhe [On the spirit]. Jünger E. Natsionalisticheskaja revoljutsija. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Jünger E. Ukhod v les [The Forest Passage]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Jünger E. Evmesvil [Eumeswil]. Moscow; 2013. (In Russ.).
- Lings M. The symbol. The Underlying Religion: An Introduction to the Perennial Philosophy. World Wisdom; 2007.
Дополнительные файлы
