Стартовые позиции абитуриентов вузов и особенности их дальнейшего обучения: социологический анализ
- Авторы: Алешковский И.А.1, Гаспаришвили А.Т.2,1,3, Крухмалева О.В.2,1, Нарбут Н.П.2,3, Савина Н.Е.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 22, № 3 (2022)
- Страницы: 557-571
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323073
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-3-557-571
- ID: 323073
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности образовательных траекторий студентов в зависимости от того, как они поступали в вуз. Отличительной чертой образовательного перехода «школа-вуз» в российской системе образования является разнообразие оснований для поступления: по результатам ЕГЭ, по итогам участия в олимпиадах школьников, по целевому приему, по особой квоте. Эти основания оказывают существенное влияние как на дальнейшие образовательные траектории студентов, так и на качество подготовки специалистов и их профессиональные траектории. Вместе с тем устойчивость системы высшего образования к внешним вызовам, обеспечение ее конкурентоспособности, модернизация и поиск новых форм и моделей работы с талантливой молодежью в настоящее время являются приоритетными направлениями развития отечественной высшей школы. В статье представлена сравнительная оценка студенческого контингента, его мотивации на обучение и образовательные достижения, представлений о возможных профессиональных и образовательных траекториях в разрезе различных групп обучающихся. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Российского университета дружбы народов (РУДН) в ноябре-декабре 2021 года (N = 37457). Результаты опроса показали, что на этапе перехода из школы в вуз формируется неоднородный студенческий поток, различающийся по качеству и формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов на получение высшего образования. Особую группу среди абитуриентов составляют победители и призеры олимпиад школьников - как наиболее перспективные и мотивированные выпускники школы. Реалии вступительных кампаний последних лет показывают, что наличие вариативных оснований поступления в вуз приводит к конфликтам и противоречиям в рамках высшей школы.
Об авторах
Иван Андреевич Алешковский
Московский государственный университет
Email: narbut-np@rudn.ru
кандидат экономических наук, директор Центра стратегии развития образования
Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияАлександр Тенгизович Гаспаришвили
Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: aleshkovski@yandex.ru
кандидат философских наук, заместитель директора Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1, Москва, 119991, Россия; ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, РоссияОксана Валерьевна Крухмалева
Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет
Email: gasparishvili@yandex.ru
кандидат социологических наук, заведующая отделом Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияНиколай Петрович Нарбут
Российский университет дружбы народов; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: kruhoks@yandex.ru
доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии Российского университета дружбы народов; главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, РоссияНаталья Евгеньевна Савина
Московский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: savina.opinio@yandex.ru
научный сотрудник Центра стратегии развития образования
Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияСписок литературы
- Abankina T.V. Razvitie seti obshcheobrazovatelnyh uchrezhdenij v regionah: rezultaty realizatsii prioritetnogo natsionalnogo proekta “Obrazovanie” v 2007–2008 gg. [Development of the educational institutions network in regions: Results of the priority national project “Education” in 2007–2008]. Voprosy Obrazovaniya. 2009; 2. (In Russ.).
- Agranovich M. Pochemu pobediteli olimpiad zanimayut v vuzah bolshinstvo byudzhetnyh mest [Why the winners of the school Academic Olympics take most budget places in universities]. Rossiyskaya Gazeta, No. 185. 16.08.2021. (In Russ.).
- Bolotov V.A., Valdman I.A. Kak obespechit effektivnoe ispolzovanie rezultatov otsenki obrazovatelnyh dostizhenij shkolnikov [How to ensure the effective use of the results of the assessment of schoolchildren’ educational achievements]. Obrazovatelnaya Politika. 2012; 1. (In Russ.).
- Bolotov V.A., Gorbovsky R.V., Waldman I.A. and al. Postuplenie v vuzy v postsovetskih stranah: ekzameny kak instrument resheniya gosudarstvennyh zadach [Admission to Universities in Post-Soviet Countries: Exams as a Means of Solving State Tasks]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Bourdieu P., Passron J.-K. Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction: Elements of the Education System Theory]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Donskaya K. Istoriya olimpiadnogo dvizheniya [History of the school Academic Olympics movement]. URL: https://olimpiada.ru/article/687. (In Russ.).
- Konstantinovsky D.M., Voznesenskaya B.D., Cherednichenko G.A., Khokhlushkina F.A. Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998–2008 gody [Education and Life Trajectories of the Youth: 1998–2008]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Kuzminov Ya., Frumin I. Korrelyatsiya olimpiad i vektorov akademicheskoj mobilnosti [Correlation of school Academic Olympics and vectors of academic mobility]. Rector Vuzа. 2012; 3. (In Russ.).
- Lepeshev D.V. Aktualnye problemy po organizatsii raboty s odarennymi i talantlivymi detmi [Actual issues of organizing the work with gifted and talented children]. Nauka i Realnost. 2020; 3.1. (In Russ.).
- Monitoring kachestva priema v vuzy — 2021 [Monitoring of the quality of the admission to universities — 2021]. URL: https://www.hse.ru/ege2021. (In Russ.).
- Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii: olimpiady [Ministry of Education of the Russian Federation: Olympiads]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Repertuar strakhov rossiyskogo studenta: po materialam empiricheskogo proekta [Russian students’ main fears: The results of an empirical study]. RUDN Journal of Sociology. 2013; 4. (In Russ.).
- Prakhov I.A. Obzor osnovnyh modelej perekhoda “shkola–vuz” v zapadnoevropejskih stranah i SShA [An overview of the main models of the “school– university” transition in the West European countries and USA]. Voprosy Obrazovaniya. 2009; 2. (In Russ.).
- Peresetsky A.A., Davtyan M.A. Effektivnost EGE i olimpiad kak instrumenta otbora abiturientov [The efficiency of the USE and school Academic Olympics as a tool for selecting applicants]. Prikladnaya Econometrika. 2011; 3. (In Russ.)
- Roschina Ya.M., Drugov M.A. Vybor professii: po lyubvi ili po raschetu? [Choice of profession: for love or by design?] Preprint. Seriya WP3: Problemy rynka truda. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Statistika ballov EGE 2021 g. [Statistics of the USE results for 2021]. URL: https://blog. maximumtest.ru/post/statistika-ballov-egeh-2021.html. (In Russ.).
- Khavinson T.E., Solovieva A.A. Svyaz rezultatov Edinogo gosudarstvennogo ekzamena i uspevaemosti v vuze [The relationship between the results of the Unified State Exam and academic performance at the university]. Voprosy Obrazovaniya. 2014; 1. (In Russ.).
- Ilishkinaa D., Bruin A., Podolskiy A., Volkd M., Van Merriënboera J. Understanding selfregulated learning through the lens of motivation: Motivational regulation strategies vary with students’ motives. International Journal of Educational Research. 2022; 113.
- Julien F., Bureau S. Motivation at school: Differentiation between and within school subjects matters in the prediction of academic achievement. Contemporary Educational Psychology. 2018; 54.
- Komulainenb E., Huurrea T., Aroa H., Rahkonenb О. Health, lifestyle, family and school factors in adolescence: Predicting adult educational level. Educational Research. 2006; 48 (1).
- Niedlich S., Kallfaß A., Pohle S., Bormann I. A comprehensive view of trust in education: Conclusions from a systematic literature review. Review of Education. 2021; 9 (1). 2021.
- Reay D. Unequal childhoods: Class, race and family life. American Journal of Sociology. 2006; 112 (2).
- Redford J. The Effects of Concerted Cultivation on Academic Achievement. Richmond; 2007.
- Toomsalu-Stefanova L.M., Fokina E.N., Molchanovа A.V., Berduygina O.N. Study of the quality of applicants’ admission to universities based on the results of the Unified State Exam in Russia. International Journal of Instruction. 2020; 13 (2).
Дополнительные файлы
