Взросление детей с разным уровнем здоровья: социологический анализ событийности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена требованиями научного осмысления и интерпретации особенностей взросления социально ювенальных групп с разным уровнем здоровья. Современные тенденции распространения идей универсального дизайна социальной инклюзии и постепенной смены медицинской модели на социальную в решении проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стимулировали изучение влияния уровня здоровья на социализацию российских детей и подростков. Оригинальность авторского подхода состоит в том, что, в отличие от большинства проектов, исследование ориентируется на субъектность ребенка, изучаются мнения представителей ювенальной группы о детстве и здоровье. Цель статьи - выявление специфики детских событийных траекторий у лиц с нарушениями здоровья и без них. Были проанализированы данные опроса молодежи о детстве и произведен поиск ответов на следующие исследовательские вопросы: зависимость доли имеющих проблемы со здоровьем в детстве от социально-демографических характеристик; ограничения в прохождении некоторых эпизодов стандартной событийности респондентами с ОВЗ в конкретный период детства; различия в возрасте проживания знаковых личностных событий; влияние фактора здоровья на самоопределение в этот период жизни и его характеристику как счастливого. В исследовании использовался биографически-событийный анализ с уточнением возможностей и ограничений онлайн-опроса респондентов 17-23 лет, проведенного в 2023 году в 8 федеральных округах (N=1210). Сравнительный анализ двух групп показал отличия ситуаций по ряду параметров, что доказывает ограничения или особенности детства респондентов с ОВЗ: более раннее субъективное ощущение окончания детства; интенсивная выработка навыков самообслуживания, успешность медицинской социализации; освоение практик эмпатии, взаимопомощи и ответственности. Дети с ОВЗ не отстают от здоровых сверстников в интернет-практиках и даже демонстрируют развитие дополнительных навыков и компетенций (например, чаще имеют интернет-друзей). В то же время подтверждается тезис о запаздывании у детей с ОВЗ самостоятельного освоения географических, образовательных и культурных пространств. Неравномерный опыт освоения событий детства в процессе взросления влияет на социальную компетентность и, вероятно, этим можно объяснить более низкую самооценку благополучия в период детства.

Об авторах

Светлана Николаевна Майорова-Щеглова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheglova-s@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия

Оксана Владимировна Бессчетнова

Государственный университет управления; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: besschetnovaov@mgupp.ru
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра общественного здоровья и социальной инклюзии Государственного университета управления; профессор кафедры социальной работы Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Рязанский просп., 99, Москва, 109542, Россия; ул. Островитянова, 1, Москва, 117513, Россия

Александра Юрьевна Губанова

Российское общество социологов

Email: alexandra.gubanova@gmail.com
кандидат социологических наук, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» по информационному развитию Российского общества социологов ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, Россия

Список литературы

  1. Bezrukova O., Samojlova V. Kak podderzhivat ottsov i sem`i, vospityvayushchih detej s invalidnostiyu? [How to support fathers and families raising children with disabilities?]. Zhurnal Issledovanij Sotsialnoj Politiki. 2024; 22 (2). (In Russ.).
  2. Beschetnova O.V., Mayorova-­Shcheglova S.V. Osvoenie sotsialnoy roli patsienta v period detstva [Mastering the social role of the patient during childhood]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2023; 7. (In Russ.).
  3. Bochaver A.A., Polivanova K.N., Pavlenko K.V. Gulyat ili ne gulyat? Kak sovre-­mennye roditeli organizuyut nezavisimuyu mobilnost’ detey [To walk or not to walk? How today’s parents organize independent mobility of children]. Gorodskie Issledovaniya i Praktiki. 2020; 5 (3). (In Russ.).
  4. Volkova I.P., Mashkova A.V. Vzaimosvyaz viktimnogo povedeniya i zavisimosti ot Interneta podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya [The relationship between victim behavior and Internet addiction among adolescents with disabilities]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2022; 204. (In Russ.).
  5. Dargan A.A. Sotsiologicheskaya interpretatsiya sotsialnoy sub`ektnosti lyudey s invalidnostiyu [Sociological interpretation of social subjectivity of people with disabilities]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2020; 2. (In Russ.).
  6. Detochenko L.S. Spetsifika sotsializatsii invalidov: opyt narrativnoy rekonstruktsii [Specifics of socialization of disabled people: A narrative reconstruction]. Zhurnal Sotsiologii i Sotsialnoy Antropologii. 2020; 23 (2). (In Russ.).
  7. Zhigunova G.V. Yuvenalnaya invalidnost v Rossii: teoretichesky i empirichesky analiz institutsionalnoy organizatsii i sotsialnyh praktik [Juvenile Disability in Russia: Theoretical and Empirical Analysis of Institutional Organization and Social Practices]. Novocherkassk; 2012. (In Russ.).
  8. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psihologicheskaya pomoshch semye, vospityvayushchej rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological Assistance to the Family Raising a Child with Developmental Disabilities]. Moscow; 2008. (In Russ.).
  9. Mayorova-­Shcheglova S.N., Kolosova E.A., Gubanova A.Yu. Sobytiynost detstva: k voprosu ob empiricheskih dokazatelstvah novoy teorii generatsiy [Childhood eventfulness: On the empirical evidence of generational theory]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
  10. Mayorova-­Shcheglova S.N., Kolosova EA., Gubanova A.Yu. Marshruty offlayn i on-­layn-zhizni detstva: sobytiyny analiz [Offline and online routes of childhood: An event analysis]. Oikumene. Regionovedcheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
  11. Mareeva S.V. Zony sub`ektivnogo blagopoluchiya i neblagopoluchiya v rossiyskom obshchestve [Zones of subjective well-­being and ill-­being in the Russian society]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (4). (In Russ.).
  12. Medvedeva E.A., Danilova Yu.N. Sistemno-­istoricheskaya retrospektiva sotsialnogo statusa sem`i rebenka c ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya [Systemic-­historical retrospective of the social status of the family with a child with disabilities]. Sistemnaya Psikhologiya i Sotsiologiya. 2022; 4. (In Russ.).
  13. Naberushkina E.K. Obzor sotsialnyh problem invalidnosti v kontekste zanyatosti, sotsialnoy politiki i sotsialnyh distantsiy [Review of social problems of disability in the context of employment, social policy and social distances]. Zhurnal Issledovaniy Sotsialnoy Politiki. 2017; 15 (2). (In Russ.).
  14. Naberushkina E.K., Besschetnova O.V. Sotsialnoe samochuvstvie studentov s inva-­lidnostiyu v gorode [Social well-­being of students with disabilities in the city]. Nauchnye Rezultaty v Sotsialnoy Rabote. 2023; 4 (2). (In Russ.).
  15. Osipova I.S., Nikishov S.N., Andrianova A.V. Osobennosti funktsionirovaniya avtobiograficheskoy pamyati studentov s razlichnym urovnem sotsialnogo intellekta [Features of the autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence]. Mir Nauki. Pedagogika i Psikhologiya. 2019; 7 (1). (In Russ.).
  16. Pavlenko E.S. Vzrosleniye kak protsess formirovaniya identichnosti: vozmozhnosti analiza narrativov [Growing up as an identity formation: Possibilities of narrative analysis]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (2). (In Russ.).
  17. Petrulevich I.A., Snezhko G.E. Sotsiokulturnye resursy sem`i dlya sozdaniya platformy samorealizatsii detej c OVZ [Social-­cultural resources of the family for ensuring self-­realization of children with disabilities]. Gumanitarnye, Sotsialno-­Ekonomicheskie i Obshchestvennye Nauki. 2018; 3. (In Russ.).
  18. Razenkova Yu.A., Pavlova A.V., Kornienko T.Yu. Sovremennaya semiya rebenka s narusheniem zreniya: analiz materialov vserossijskogo oprosa [Today’s family of the child with visual impairment: Analysis of the all-­Russian survey data]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2023; 207. (In Russ.).
  19. Seligman M., Darling R. Obychnye sem`i, osobye deti [Ordinary Families, Special Children]. Moscow; 2007. (In Russ.).
  20. Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Sravnitelny analiz psikhofiziologicheskoj i psikhosotsialnoj gotovnosti k shkole pervoklassnikov 7 i 8 let [A comparative analysis of psychophysiological and psychosocial readiness for school of 7–8-year-­old first-­graders]. Novye Issledovaniya. 2012; 1. (In Russ.).
  21. Fedortseva M.B., Litvinova Yu.A., Krechetova N.M., Freze N.V. Inklyuzivnaya obra-­zovatelnaya sreda kak usloviye razvitiya i sotsialnoy adaptatsii detey s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami [Inclusive educational environment as a condition for the development and social adaptation of children with special educational needs]. Sovremennoe Doshkolnoe Obrazovanie. 2017; 3. (In Russ.).
  22. Khokhlov V.A. Polovye razlichiya v sostoyanii vysshih psikhicheskih funktsiy u detey i podrostkov 4–17 let [Gender differences in the higher mental functions of 4–17-year-­old children and adolescents]. Vestnik po Pedagogike i Psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 2021; 1. (In Russ.).
  23. Shapoval I.A. Dispozitsii sotsialnyh sub`ektov inklyuzii i integratsii lits s invalidnostiyu v obshchestvo [Dispositions of social subjects of inclusion and integration of persons with disabilities into society]. Tsennosti i Smysly. 2019; 4. (In Russ.).
  24. Yarskaya-­Smirnova E.R. Sotsiokulturny analiz netipichnosti [Social-­Cultural Analysis of Otherness]. Saratov; 1997. (In Russ.).
  25. Akgun F. Parents’ attitudes and opinions towards their children’s use of technology. International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2023; 9 (3).
  26. Becker H. Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. New York; 1963.
  27. Cohler B.J., Hammack P.L. The psychological world of the gay teenager: Social change, narrative, and “normality”. Journal of Youth and Adolescence. 2007; 36.
  28. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs; 1963.
  29. Hammack P.L., Toolis E. Narrative and the social construction of adulthood. New Directions in Child and Adolescent Development. 2014; 145.
  30. Hammond S.P., D’Arcy J., Polizzi G. Connection brokers: How educators work within and between social networks to cultivate community digital resilience to support children with disabilities using the Internet. New Media & Society. 2023. URL: https://ueaeprints.uea.ac.uk/id/eprint/91271.
  31. Ibrahim S., Vasalou A., Benton L., Clarke M. A methodological reflection on investigating children’s voice in qualitative research involving children with severe speech and physical impairments. Disability & Society. 2022; 37 (1).
  32. Kocamaz E.B., Akça K., Uygun Ş. The use of Internet and technological devices in children with disability from the perspective of parents. Technology and Disability. 2021; 33 (3).
  33. Lewis-­Dagnell S., Parsons S., Kovshoff H. Creative methods developed to facilitate the voices of children and young people with complex needs about their education: A systematic review and conceptual analysis of voice. Educational Research Review. 2023; 39.
  34. Mills C.M., Goldstein T.R., Kanumuru P., Monroe A.J., Quintero N.B. Debunking the Santa myth: The process and aftermath of becoming skeptical about Santa. Developmental Psychology. 2024; 60 (1).
  35. Montreuil M., Carnevale F.A. A concept analysis of children’s agency within the health literature. Journal of Child Health Care. 2016; 20 (4).
  36. Oliver M. Social policy and disability: Some theoretical issues. Disability, Handicap & Society. London; 2007.
  37. Shakespeare T. The social model of disability: An outdated ideology? Research in Social Science and Disability. 2001; 2.
  38. Sorbring E., Kuczynski L. Children’s agency in the family, in school and in society: Implications for health and well-­being. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-­Being. 2018; 13 (Supplement 1).
  39. Wolfensberger W. Advanced Issues in Social Role Valorization Theory. Plantagenet; 2012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».