Взросление детей с разным уровнем здоровья: социологический анализ событийности
- Авторы: Майорова-Щеглова С.Н.1, Бессчетнова О.В.2,3, Губанова А.Ю.4
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Государственный университет управления
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
- Российское общество социологов
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024)
- Страницы: 992-1012
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323172
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-4-992-1012
- EDN: https://elibrary.ru/PZRMGK
- ID: 323172
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена требованиями научного осмысления и интерпретации особенностей взросления социально ювенальных групп с разным уровнем здоровья. Современные тенденции распространения идей универсального дизайна социальной инклюзии и постепенной смены медицинской модели на социальную в решении проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стимулировали изучение влияния уровня здоровья на социализацию российских детей и подростков. Оригинальность авторского подхода состоит в том, что, в отличие от большинства проектов, исследование ориентируется на субъектность ребенка, изучаются мнения представителей ювенальной группы о детстве и здоровье. Цель статьи - выявление специфики детских событийных траекторий у лиц с нарушениями здоровья и без них. Были проанализированы данные опроса молодежи о детстве и произведен поиск ответов на следующие исследовательские вопросы: зависимость доли имеющих проблемы со здоровьем в детстве от социально-демографических характеристик; ограничения в прохождении некоторых эпизодов стандартной событийности респондентами с ОВЗ в конкретный период детства; различия в возрасте проживания знаковых личностных событий; влияние фактора здоровья на самоопределение в этот период жизни и его характеристику как счастливого. В исследовании использовался биографически-событийный анализ с уточнением возможностей и ограничений онлайн-опроса респондентов 17-23 лет, проведенного в 2023 году в 8 федеральных округах (N=1210). Сравнительный анализ двух групп показал отличия ситуаций по ряду параметров, что доказывает ограничения или особенности детства респондентов с ОВЗ: более раннее субъективное ощущение окончания детства; интенсивная выработка навыков самообслуживания, успешность медицинской социализации; освоение практик эмпатии, взаимопомощи и ответственности. Дети с ОВЗ не отстают от здоровых сверстников в интернет-практиках и даже демонстрируют развитие дополнительных навыков и компетенций (например, чаще имеют интернет-друзей). В то же время подтверждается тезис о запаздывании у детей с ОВЗ самостоятельного освоения географических, образовательных и культурных пространств. Неравномерный опыт освоения событий детства в процессе взросления влияет на социальную компетентность и, вероятно, этим можно объяснить более низкую самооценку благополучия в период детства.
Об авторах
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sheglova-s@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия
Оксана Владимировна Бессчетнова
Государственный университет управления; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Email: besschetnovaov@mgupp.ru
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра общественного здоровья и социальной инклюзии Государственного университета управления; профессор кафедры социальной работы Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Рязанский просп., 99, Москва, 109542, Россия; ул. Островитянова, 1, Москва, 117513, Россия
Александра Юрьевна Губанова
Российское общество социологов
Email: alexandra.gubanova@gmail.com
кандидат социологических наук, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» по информационному развитию Российского общества социологов ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, Россия
Список литературы
- Bezrukova O., Samojlova V. Kak podderzhivat ottsov i sem`i, vospityvayushchih detej s invalidnostiyu? [How to support fathers and families raising children with disabilities?]. Zhurnal Issledovanij Sotsialnoj Politiki. 2024; 22 (2). (In Russ.).
- Beschetnova O.V., Mayorova-Shcheglova S.V. Osvoenie sotsialnoy roli patsienta v period detstva [Mastering the social role of the patient during childhood]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2023; 7. (In Russ.).
- Bochaver A.A., Polivanova K.N., Pavlenko K.V. Gulyat ili ne gulyat? Kak sovre-mennye roditeli organizuyut nezavisimuyu mobilnost’ detey [To walk or not to walk? How today’s parents organize independent mobility of children]. Gorodskie Issledovaniya i Praktiki. 2020; 5 (3). (In Russ.).
- Volkova I.P., Mashkova A.V. Vzaimosvyaz viktimnogo povedeniya i zavisimosti ot Interneta podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya [The relationship between victim behavior and Internet addiction among adolescents with disabilities]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2022; 204. (In Russ.).
- Dargan A.A. Sotsiologicheskaya interpretatsiya sotsialnoy sub`ektnosti lyudey s invalidnostiyu [Sociological interpretation of social subjectivity of people with disabilities]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2020; 2. (In Russ.).
- Detochenko L.S. Spetsifika sotsializatsii invalidov: opyt narrativnoy rekonstruktsii [Specifics of socialization of disabled people: A narrative reconstruction]. Zhurnal Sotsiologii i Sotsialnoy Antropologii. 2020; 23 (2). (In Russ.).
- Zhigunova G.V. Yuvenalnaya invalidnost v Rossii: teoretichesky i empirichesky analiz institutsionalnoy organizatsii i sotsialnyh praktik [Juvenile Disability in Russia: Theoretical and Empirical Analysis of Institutional Organization and Social Practices]. Novocherkassk; 2012. (In Russ.).
- Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psihologicheskaya pomoshch semye, vospityvayushchej rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological Assistance to the Family Raising a Child with Developmental Disabilities]. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Mayorova-Shcheglova S.N., Kolosova E.A., Gubanova A.Yu. Sobytiynost detstva: k voprosu ob empiricheskih dokazatelstvah novoy teorii generatsiy [Childhood eventfulness: On the empirical evidence of generational theory]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
- Mayorova-Shcheglova S.N., Kolosova EA., Gubanova A.Yu. Marshruty offlayn i on-layn-zhizni detstva: sobytiyny analiz [Offline and online routes of childhood: An event analysis]. Oikumene. Regionovedcheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
- Mareeva S.V. Zony sub`ektivnogo blagopoluchiya i neblagopoluchiya v rossiyskom obshchestve [Zones of subjective well-being and ill-being in the Russian society]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (4). (In Russ.).
- Medvedeva E.A., Danilova Yu.N. Sistemno-istoricheskaya retrospektiva sotsialnogo statusa sem`i rebenka c ogranichennymi vozmozhnostyami zdoroviya [Systemic-historical retrospective of the social status of the family with a child with disabilities]. Sistemnaya Psikhologiya i Sotsiologiya. 2022; 4. (In Russ.).
- Naberushkina E.K. Obzor sotsialnyh problem invalidnosti v kontekste zanyatosti, sotsialnoy politiki i sotsialnyh distantsiy [Review of social problems of disability in the context of employment, social policy and social distances]. Zhurnal Issledovaniy Sotsialnoy Politiki. 2017; 15 (2). (In Russ.).
- Naberushkina E.K., Besschetnova O.V. Sotsialnoe samochuvstvie studentov s inva-lidnostiyu v gorode [Social well-being of students with disabilities in the city]. Nauchnye Rezultaty v Sotsialnoy Rabote. 2023; 4 (2). (In Russ.).
- Osipova I.S., Nikishov S.N., Andrianova A.V. Osobennosti funktsionirovaniya avtobiograficheskoy pamyati studentov s razlichnym urovnem sotsialnogo intellekta [Features of the autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence]. Mir Nauki. Pedagogika i Psikhologiya. 2019; 7 (1). (In Russ.).
- Pavlenko E.S. Vzrosleniye kak protsess formirovaniya identichnosti: vozmozhnosti analiza narrativov [Growing up as an identity formation: Possibilities of narrative analysis]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (2). (In Russ.).
- Petrulevich I.A., Snezhko G.E. Sotsiokulturnye resursy sem`i dlya sozdaniya platformy samorealizatsii detej c OVZ [Social-cultural resources of the family for ensuring self-realization of children with disabilities]. Gumanitarnye, Sotsialno-Ekonomicheskie i Obshchestvennye Nauki. 2018; 3. (In Russ.).
- Razenkova Yu.A., Pavlova A.V., Kornienko T.Yu. Sovremennaya semiya rebenka s narusheniem zreniya: analiz materialov vserossijskogo oprosa [Today’s family of the child with visual impairment: Analysis of the all-Russian survey data]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2023; 207. (In Russ.).
- Seligman M., Darling R. Obychnye sem`i, osobye deti [Ordinary Families, Special Children]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S. Sravnitelny analiz psikhofiziologicheskoj i psikhosotsialnoj gotovnosti k shkole pervoklassnikov 7 i 8 let [A comparative analysis of psychophysiological and psychosocial readiness for school of 7–8-year-old first-graders]. Novye Issledovaniya. 2012; 1. (In Russ.).
- Fedortseva M.B., Litvinova Yu.A., Krechetova N.M., Freze N.V. Inklyuzivnaya obra-zovatelnaya sreda kak usloviye razvitiya i sotsialnoy adaptatsii detey s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami [Inclusive educational environment as a condition for the development and social adaptation of children with special educational needs]. Sovremennoe Doshkolnoe Obrazovanie. 2017; 3. (In Russ.).
- Khokhlov V.A. Polovye razlichiya v sostoyanii vysshih psikhicheskih funktsiy u detey i podrostkov 4–17 let [Gender differences in the higher mental functions of 4–17-year-old children and adolescents]. Vestnik po Pedagogike i Psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 2021; 1. (In Russ.).
- Shapoval I.A. Dispozitsii sotsialnyh sub`ektov inklyuzii i integratsii lits s invalidnostiyu v obshchestvo [Dispositions of social subjects of inclusion and integration of persons with disabilities into society]. Tsennosti i Smysly. 2019; 4. (In Russ.).
- Yarskaya-Smirnova E.R. Sotsiokulturny analiz netipichnosti [Social-Cultural Analysis of Otherness]. Saratov; 1997. (In Russ.).
- Akgun F. Parents’ attitudes and opinions towards their children’s use of technology. International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2023; 9 (3).
- Becker H. Outsiders: Studies in Sociology of Deviance. New York; 1963.
- Cohler B.J., Hammack P.L. The psychological world of the gay teenager: Social change, narrative, and “normality”. Journal of Youth and Adolescence. 2007; 36.
- Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs; 1963.
- Hammack P.L., Toolis E. Narrative and the social construction of adulthood. New Directions in Child and Adolescent Development. 2014; 145.
- Hammond S.P., D’Arcy J., Polizzi G. Connection brokers: How educators work within and between social networks to cultivate community digital resilience to support children with disabilities using the Internet. New Media & Society. 2023. URL: https://ueaeprints.uea.ac.uk/id/eprint/91271.
- Ibrahim S., Vasalou A., Benton L., Clarke M. A methodological reflection on investigating children’s voice in qualitative research involving children with severe speech and physical impairments. Disability & Society. 2022; 37 (1).
- Kocamaz E.B., Akça K., Uygun Ş. The use of Internet and technological devices in children with disability from the perspective of parents. Technology and Disability. 2021; 33 (3).
- Lewis-Dagnell S., Parsons S., Kovshoff H. Creative methods developed to facilitate the voices of children and young people with complex needs about their education: A systematic review and conceptual analysis of voice. Educational Research Review. 2023; 39.
- Mills C.M., Goldstein T.R., Kanumuru P., Monroe A.J., Quintero N.B. Debunking the Santa myth: The process and aftermath of becoming skeptical about Santa. Developmental Psychology. 2024; 60 (1).
- Montreuil M., Carnevale F.A. A concept analysis of children’s agency within the health literature. Journal of Child Health Care. 2016; 20 (4).
- Oliver M. Social policy and disability: Some theoretical issues. Disability, Handicap & Society. London; 2007.
- Shakespeare T. The social model of disability: An outdated ideology? Research in Social Science and Disability. 2001; 2.
- Sorbring E., Kuczynski L. Children’s agency in the family, in school and in society: Implications for health and well-being. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-Being. 2018; 13 (Supplement 1).
- Wolfensberger W. Advanced Issues in Social Role Valorization Theory. Plantagenet; 2012.
Дополнительные файлы
