Символика мыши в славянской и китайской лингвокультурах
- Авторы: Коваль В.И.1
-
Учреждения:
- Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
- Выпуск: Том 11, № 2 (2020): Семантика универсального и специфического в языке и тексте
- Страницы: 250-264
- Раздел: СИМВОЛИКА И МЕТАЯЗЫК ЛИНГВИСТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323279
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-250-264
- ID: 323279
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье в сопоставительном аспекте описываются основные символические значения зоонима мышь в славянской и китайской лингвокультурах. Исследование символики животных в русской (шире - славянской) и китайской культурных традициях относится к числу актуальных направлений современной лингвистики, имеющей, с одной стороны, ярко выраженную антропоцентрическую направленность, а с другой - характеризующейся заметным возрастанием интереса к китайскому языку и культуре Китая в разных странах мира. Обращение к исследованию сложной и неоднозначной символики мыши вполне своевременно и с учетом приуроченности 2020-го года к году Белой Крысы/Мыши. Цель исследования заключается в выявлении сходных и специфических для каждой культуры особенностей восприятия и характеристики мыши как животного, оказывающего значительное влияние на повседневную жизнь человека. К задачам работы относится установление источников возникновения негативно коннотированного образа мыши в культуре, определение амбивалентного характера обрядов, обычаев и ритуальных действий, объектом которых являются мыши, а также раскрытие содержания обычая «Мышиная свадьба» в китайской и южнославянской традициях. Анализ фактического материала (устойчивых словосочетаний, фольклорных текстов, этнокультурных записей, традиционных рисунков) показал, с одной стороны, преимущественно негативную символику мыши в славянской духовной культуре, а с другой - восприятие мыши как животного, приносящего материальный достаток и благополучие, в традиционной картине мира китайцев. Вместе с тем установлено, что как славяне, так и китайцы используют ряд магических приемов, направленных на борьбу с мышами, наносящими немалый ущерб крестьянскому хозяйству. Значимым для лингвокультурологического анализа образа мыши является обращение к восточным фольклорным текстам, а также к традиционным лубочным картинкам китайцев и русских, по-разному отражающих символику мышей и их отношение к главному врагу - кошке.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Иванович Коваль
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlad-kov@mail.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания
ул. Советская, д. 104, Гомель, Республика Беларусь 246017Список литературы
- Fasmer, M. (1987). Etymological Dictionary of the Russian Language. in 4 vols. Vol. 3. O.N. Trubachev (ed., trasl.). Moscow. (In Russ.).
- Etymological Dictionary of Slavic Languages: Pre-Slavic Lexical Fund. (1994). Issue 21. O.N. Trubachev (ed.). Moscow. (In Russ.).
- Gura, A.V. (1997). The symbolism of animals in the Slavic folk tradition. Moskow. (In Russ.).
- Dictionary of Russian folk dialects (1983). Vol. 19. Leningrad. (In Russ.). (In Russ.).
- Chinese explanatory dictionary. URL: https://www.zdic.net/hans/%E9%BC%A0 (accessed: 01/10/2020). (In Chinese).
- Voloshin, M. (1989). Apollo and mouse In Faces of creativity. Leningrad. pp. 96—111. (In Russ.).
- Boneckaya, N.K. (2016). Apollo Mouse In Spirit of the Silver Age (phenomenology of the era). Moscow, St. Petersburg. pp. 580—591. (In Russ.).
- Buzhor, E.S. (2012). Ontology of Maximilian Voloshin. Bulletin of RUDN University. Philosophy Series. 4. pp. 170—176. (In Russ.).
- Gudimova, S.A. (2019). Apollon-Sminfey (Mouse) In Bulletin of culturologists. 2 (89). pp. 83—91. (In Russ.).
- Barenboim, Peter (2017). Eastern influence on Michelangelo: what could have been the mistake of the great Panofsky. Moscow. (In Russ.).
- Khusyainova, G.I. (2012). The ambiguity of the mouse image in the novel by F. M. Dostoevsky “Notes from the Underground” In Philological Sciences. 5. pp. 118—121. (In Russ.).
- Folk Russian fairy tales A.N. Afanasyev (1984). In three volumes. T. 1. The publication was prepared by L.G. Barag, N.V. Novikov. Moscow. (In Russ.).
- Koval, V.I. (2012). Text and language: the search for sources: Monograph. Minsk. (In Russ.).
- Toporov, V.N. (1988). Mouse In Myths of the peoples of the world. Vol. 2. Moscow. pp. 190—191. (In Russ.).
- Plotnikova, A.A. (2004). “Mouse days” In Slavic antiquities. Ethnolinguistic Dictionary. Vol. 3. Moscow. pp. 346—347. (In Russ.).
- Suvan-ool, E.S. & Lebedeva, I.O. (2012). The image of a mouse as a reflection of the characteristic features of the appearance and character of a person in Russian and Chinese culture (based on phraseological units of the Russian and Chinese languages).Young Scientist, 12, 336—339. (In Russ.).
- Traditional entertainment in the Chinese New Year. URL: https://magazeta.com/cnycustoms-6/ (accessed: 02/10/2020). (In Russ.).
- Yuan, Ke. (1965). Myths of ancient China. Moscow. (In Russ.).
- Somkina, N.A. (2010). Traditions of zoomorphic symbolism in the ritual side of everyday beliefs (old China and modernity). Vestnik of Saint Petersburg University, Series 13, 1, 30—46. (In Russ.).
- Fu, Xiaosia. (2010). The mystery and symbolism of the Chinese benevolent drawing. Bulletin of the Chelyabinsk State University, Philosophy. Sociology. Culturology, 16 (197), 17, 83— 90. (In Russ.).
- Li, Qianhua & Smirnov, I.B. (2013). The concept of “happiness” in Chinese proverbs and sayings, Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 3, 175—185. (In Russ.).
- The image of a mouse in Chinese painting. URL: http://dveimperii.ru/articles/myshi-vkitajskoj-zhivopisi (accessed: 02/01/2020). (In Russ.).
- Alekseeva, M.A. (1983). Wood engraving “Cat mice dragging a cat to the graveyard” — a monument of Russian folk art of the late XVII—early XVIII centuries In Russian literature of the XVIII—early XIX century in the socio-cultural context. Leningrad. pp. 45—79. (In Russ.).
- How the cat’s mice were buried. Composition by V. Zhukovsky. Drawings by G. Narbut. URL: http://www.raruss.ru/childrens-books/3721-narbut-zhukovsky-cat-mouthes.html. (accessed: 01/25/2020). (In Russ.).
- How the cat’s mice were buried. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki (accessed: 02.15.2020). (In Russ.).
- Mikhelson, M.I. (1896). Walking and apt words. The second revised and significantly enlarged edition. St. Petersburg. (In Russ.).
- Andreev, O. How cat mice were buried: Verse. URL: https://rustih.ru/oleg-andreev-kakmyshi-kota-xoronili (accessed: 01/17/2020). (In Russ.).
- Lepeshinsky, P.N. (1922). At the turn (from the end of the 80s to 1905). A passing impression of a participant in the revolutionary struggle. Petersburg. (In Russ.).
- Koval, V.I. (2019). Paremia Cat mice are buried: origin and functioning In Slavic linguocultures in the spatial and temporal continuum: collection of scientific articles, E.V. Nichiporchik (Ed.). Gomel. pp. 194—198. (In Russ.).
- Bunakova, R.Yu. (2013). The image of a cat in the Chinese literary tradition (based on Lao She's novel Notes on a Cat's Town), Philological Sciences. Questions of theory and practice, 5 (23-1), 33—38. (In Russ.).
- Taiwanese stories. Mouse marriage. URL: //bkrs.info/wiki/page/ (accessed: 01/28/2020). (In Russ.).
- How to look for the groom's mouse (Burmese tale). URL: http://www.planetaskazok.ru/ drugnarodskz/kak-mishke-jeniha-iskali (accessed: 01/15/2020). (In Russ.).
- Nezumi. Mouse wedding. URL: https://www.liveinternet.ru/users/2988966/post121673936/ (accessed: 01/15/2020). (In Russ.).
- A mouse wedding. Ossetian tale. URL: http://mirckazok.ru/view_post.php?id=2421 (accessed: 01/14/2020). (In Russ.).
Дополнительные файлы
