Особенности фразеологического состава пермских старообрядческих говоров
- Авторы: Подюков И.А.1
-
Учреждения:
- Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
- Выпуск: Том 11, № 2 (2020): Семантика универсального и специфического в языке и тексте
- Страницы: 285-300
- Раздел: ПАРЕМИИ В ЯЗЫКЕ И ТЕКСТЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323281
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-285-300
- ID: 323281
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье, обращенной к анализу словаря народной религиозной речи, рассматриваются особенности зафиксированных в устном общении старообрядцев Пермского края устойчивых сочетаний и выражений, их тематическое расслоение, образность и символизм. Исследованы фразеологические номинации форм обрядовой практики старообрядцев (названия способов моления, видов религиозных текстов, праздников, именования атрибутов религиозной обрядности, обрядовой одежды, этикетные формулы пищевых и поведенческих запретов). Цель описания старообрядческой фразеологии - выявление ее связи с категориями и атрибутикой старой веры, характеристика современного состояния. Установлено, что значительная часть старообрядческой фразеологии наделена экзистенциальной семантикой и отражает свойственное старообрядческой культуре доминирование религиозного начала в обыденной жизни. По фразеологическим фактам отмечены специфические черты обрядовой (похоронной и свадебной) традиции старообрядческих согласий. Делается вывод о том, что исследуемый пласт фразеологии своим содержанием и способами выражения отличается от устойчивых составных названий народного православия. В нем закреплены фразеологизмы, которые формулируют идеологические убеждения ее носителей, раскрывают ключевые догматы веры (Бог, грех, спасение). Они могут быть рассмотрены как средство идентификации конфессиональной группы, как источник сведений о духовном опыте носителей традиции и о специфике жизненного уклада старообрядцев. Установлено, что функционирование фразеологизмов отличает вариативность, которая во многом обусловлена устностью бытования этой формы культуры, наличием в крае разных старообрядческих толков. Современное состояние старообрядческой народной фразеологии, ее вариативность во многом объясняется отсутствием у многих согласий разработанной догматики и жесткой канонической нормы, свидетельствует о постепенном разрушении традиции.
Об авторах
Иван Алексеевич Подюков
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: podjukov@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии
ул. Ленина, 13А, Пермь, Российская Федерация, 614990Список литературы
- Mechkovskaya, N.B. (1998). Language and Religion. Мoscow: Grand. (In Russ.).
- Bugaeva, I.V. (2010). The Language of the Orthodox Sphere: Modern State, Tendences of Development [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Dubrovina, S.U. (2006). Orthodox Lexis in the Dialects of the Rusian Language. Tambov: DTSU Publ. (In Russ.).
- Mikhaylova, Y.N. (2004). Religious Orthodox Lexis and its Fate (according to the Data of Definition Dictionaries of the Russian Language) [dissertation]. Ekaterinburg. (In Russ.).
- Dobychina, O.A. (2017). Sacral Semantics of Linguistic Units in the Modern Socio-Cultural Context. Ekaterinburg: USPU Publ. (In Russ.).
- Dubrovina, S.U. (2012). Contents and System Adaptation of Orthodox Lexis in Russian Dialects (a Case Study of Tambov Dialects). Tambov. (In Russ.).
- Dubrovina, S.U. (2009). Organization of Orthodox Lexis Of the Russian Language according to its Functional-Stylistic Classification, Moscow University Philology Bulletin. Series 9, 1, 34—55. (In Russ.).
- Dracheva, I.N. & Kirilova, E.A. (2018). On the Problem of Studying the Language of Orthodoxy in a Modern Village, Dynamics of Language and Cultural Processes in Modern Russia. Ed. 6. Materials to the Vith Congress of ROPRYAL. Ufa. pp. 183—186. (In Russ.).
- Grigoryeva, L.L. (2008). Religious World Picture and its Reflection in Phraseology, Almanac of Modern Science and Education. Tambov: Gramota, 8 (15) Part 2, 45—48. (In Russ.).
- Materials for the Dictionary of Russian Old-Inhabitant Dialects of Baltics (1963), M.F. Semyonova (Ed.). Transactions. Vol. 51. Philological Sciences. Iss. 8A. Riga: University of Latvia, Publ. (In Russ.)
- Palikova, O.N. & Rovnova, O.G. (2008). Dictionary of Estonian Old-Believers Dialect. Tartu. (In Russ.).
- Yumsunova, T.B., Mayorov, A.P., Darbanova N.A. et al. (1999). Dictionary of the Dialects of Old Believers (Semeyskie) of Transbaikalia. Novosibirsk: Publishing House of Siberian Department of RAS. (In Russ.).
- Ulyanova, E.A. (2006). The Number of Inhabitants and The Structure of Old Believer Families in Ekaterinburg uyezd (According to the Data from the Confessionary Lists of 1838), Document. Archives. History. Modern Age, Iss. 6. Ekaterinburg: URFU Publ. pp. 156—174. (In Russ.).
- Ivanova, N.V. (2014). Prohibitions and Regulations of Latgalia Old Believers. Scientific Dialogue, Philology, 4(28), 74—87. (In Russ.).
- Svalova, E.N. (2019). Everyday Prohibitions and Prescriptions in the Speech Culture of the Perm Old Believers, Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 11(3), 71—79. (In Russ.).
- Bezhan, E.M. (2007). Clasification of Old Believers Consents and Sects, their Development and Expansion in West Siberia in the First Half of the 19th Century. Herald of Omsk University. History and Archaeology, 3, 87—95. (In Russ.).
- Chernykh, A.V. (2019). Names of Old-Believer Confessions in the Popular Terminology of the Perm Region, Problems of Onomastics, 16(2), 85—110. (In Russ.).
- Kuprianova, I.V. (2013). Bespopovsky Old Believe Faiths of Altai at a Boundary of the XIX— XX Centuries. The world of science, culture and education, 6(43), 452—456. (In Russ.).
- Rygovskiy, D. S. (2018). “Pure”, “Profane” and “Filthy”: Old Believers’ Conceptualization of Ritual Purity. Slavic Culture and Jewish Culture: Dialogue, Similarities and Differences, Moscow: International Social Organization «SEFER Centre for University Teaching of Jewish Civilization». no 1. pp. 167—186. (In Russ.).
- Chernykh, A.V. (2008). «Holy Water» in Old Believer Traditions of Perm Prikamye, MAGISTRA VITAE: Online Magazine on History and Archaeology, 5 (106), 88—92. (In Russ.).
- On the Ways from Perm Land to Siberia: Essays on the Ethnography of the North Ural Peasantry of the XVII—XXth Centuries. (1989). Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Danilko, E.S. (2019). «Death is Nearer than a Shirt»: Funeral Ritualism of Old BelieversSchismatic, The New Research of Tuva, 1 [Electronic resourse]. URL: https://nit.tuva.asia/ nit/article/view/829 (accessed: 20.01.20). (In Russ.).
- Toporov, V.N. (1980). On Numeric Models in the Archaic Texts. Text Structure. Moscow. pp. 3—58. (In Russ.).
Дополнительные файлы
