Взаимосвязь между когнитивной гибкостью, билингвизмом и порождением речи на материале нарративов старших дошкольников из Республики Cаха (Якутия)
- Авторы: Ощепкова Е.С.1,2, Шатская А.Н.1,3, Дедюкина М.И.4, Якупова В.А.1, Ковязина М.С.1
- 
							Учреждения: 
							- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Институт языкознания Российской Академии наук
- Психологический институт Российской Академии образования
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 
- Выпуск: Том 13, № 1 (2022)
- Страницы: 125-143
- Раздел: СОЦИОКОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323320
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-125-143
- ID: 323320
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Билингвизм остается одним из ключевых факторов, влияющих на когнитивное и языковое развитие ребенка. В последнее время это явление стало объектом пристального внимания исследователей. С одной стороны, это можно объяснить активными миграционными процессами, происходящими на глобальном уровне. С другой стороны, влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей по-прежнему вызывает разногласия: насколько оно сильно и можно ли нивелировать отрицательное влияние билингвизма. Данное исследование направлено на изучение того, какой фактор больше связан с языковым развитием - факт двуязычия ребенка или уровень развития его регуляторных функций. В исследовании приняли участие 380 детей из двуязычного региона России. В окончательную выборку вошли 279 испытуемых в возрасте 6-7 лет без отклонений в когнитивном и языковом развитии. Респондентами стали 181 ребенок русскоязычный монолиингв и 98 русско-якутских билингвов. Факторы возраста, пола и невербального интеллекта также учитывались. Средний возраст детей составил 6,65 года (SD = 0,37). Исследование показало, что выявленные различия в языковом развитии одно- и двуязычных детей были связаны в основном с лексико-грамматическими аспектами и не влияли на макроструктуру нарратива. Что касается влияния регуляторных функций, роль когнитивной гибкости оказалась более важным элементом с точки зрения разницы в языковом развитии одно- и двуязычных детей. В целом результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие когнитивной гибкости способствует более эффективному одновременному овладению двумя языками.
Об авторах
Екатерина Сергеевна Ощепкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт языкознания Российской Академии наук
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: oshchepkova_es@iling-ran.ru
				                					                	SPIN-код: 7680-8527
																		                								кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педогогики факультета психологии				                								125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9; 125009, Российская Федерация, Москва, Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1						
Арина Николаевна Шатская
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Психологический институт Российской Академии образования
														Email: arina.shatskaya@mail.ru
				                					                																			                								лаборант лаборатории психологии детства и цифровой социализации				                								125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9; 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 9, стр. 4						
Марфа Ивановна Дедюкина
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
														Email: arina.shatskaya@mail.ru
				                					                	SPIN-код: 9809-2174
																		                								кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующей кафедры дошкольного образования по учебной работе				                								677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, д. 58						
Вера Анатольевна Якупова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
														Email: vera.a.romanova@gmail.com
				                					                	SPIN-код: 3608-2625
																		                								кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии				                								125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9						
Мария Станиславовна Ковязина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
														Email: KMS130766@mail.ru
				                					                	SPIN-код: 1570-8446
																		                								член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии				                								125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9						
Список литературы
- Gooch, D., Thompson, P., Nash, H.M., Snowling, M.J. & Hulme, C. (2016). The Development of Executive Function and Language Skills in the Early School Years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(2), 180-187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
- Pazeto, T.C.B., Seabra, A.G. & Dias, N.M. (2014). Executive Functions, Oral Language and Writing in Preschool Children: De-velopment and Correlations1. Paidéia (Ribeirão Preto), 24, 213-222. https://doi.org/10.1590/1982-43272458201409
- Adams, A.-M. & Gathercole, S.E. (2000). Limitations in Working Memory: Implications for Language Development. International Journal of Language & Communication Disorders, 35(1), 95-116. https://doi.org/10.1080/136828200247278
- Duinmeijer, I., de Jong, J. & Scheper, A. (2012). Narrative Abilities, Memory and Attention in Children with a Specific Language Impairment. International Journal of Language & Communication Disorders, 47(5), 542-555. https://doi.org/10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x
- Pike, M., Swank, P., Taylor, H., Landry, S. & Barnes, M.A. (2013). Effect of Preschool Working Memory, Language, and Narrative Abilities on Inferential Comprehension at School-Age in Children with Spina Bifida Myelomeningocele and Typically Developing Children. Journal of the International Neuropsychological Society, 19(4), 390-399. https://doi.org/10.1017/S1355617712001579
- Deak, G.O. (2004). The Development of Cognitive Flexibility and Language Abilities. Advances in Child Development and Behavior, 31, 271-327. URL: https://doi.org/10.1016/S0065-2407(03)31007-9 (accessed: 10.02.2021). https://doi.org/10.1016/S0065-2407(03)31007-9
- Oshchepkova, E., Kartushina, N. & Bukhalenkova, D. (2021). The relationship between language and emotional development in preschoolers: theoretical review. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 260-287. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.13
- Bukhalenkova, D., Gavrilova, M., Airapetyan, Z., Semenov, Y. & Tarasova, K. (2020). Relation between play preferences at home and self-regulation in preschool children. National Psychological Journal, 13(2), 99-108. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/npj.2020.0209
- Gindi, S. & Pilpel, A. (2020). Pièce Touchée!: The Relationship Between Chess Playing Experience and Inhibition. Psychology in Russia: State of the Art, 13(1), 133-146. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0111
- Wu, C.-Y., O’Brien, B.A., Styles, S.J. & Chen, S.-H. A. (2020). The Impact of Bilingualism on Skills Development and Education. In Transforming Teaching and Learning in Higher Education. Springer. pp 47-69. https://doi.org/10.1007/978-981-15-4980-9_3
- Serratrice, L. (2012). The bilingual child. The handbook of bilingualism and multilingualism, 2, 87-108. https://doi.org/10.1590/S0102-44502013000200009
- Lund, E.M., Kohlmeier, T.L. & Durán, L.K. (2017). Comparative Language Development in Bilingual and Monolingual Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review. Journal of Early Intervention, 39(2), 106-124. https://doi.org/10.1177/1053815117690871
- Shvedova, N.Y. (1980). The Russian Grammar: In 2 Vols. Moscow: The USSR Academy of Sciences, Russian Language Institute, Nauka. (In Russ.).
- Ubrjatova, E.I. (1990). Yakut language. Linguistic Encyclopedic Dictionary, V.N. Yartceva (ed.). Moscow, Sovetskaya Encyclopedia Publ. p. 685. (In Russ.).
- Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia). URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/doshkolnoe-obrazovanie (accessed: 10.02.2021). (In Russ.).
- Benaissa, A. & Boudouh, M. (2020). Bilingualism and Executive Functions: Study of Working Memory, Selective Attention, Cognitive Flexibility, Planning in Monolingual and Bilingual Children. Dirasat Nafsiyat Wa Tarbawiyat, 13(4), 350-361.
- Haft, S.L., Kepinska, O., Caballero, J.N., Carreiras, M. & Hoeft, F. (2019). Attentional Fluctuations, Cognitive Flexibility, and Bilin-gualism in Kindergarteners. Behavioral Sciences, 9(5), 58. https://doi.org/10.3390/bs9050058
- Giovannoli, J., Martella, D., Federico, F., Pirchio, S. & Casagrande, M. (2020). The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method. Frontiers in Psychology, 11, 2398. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.574789
- Paradis, J., Genesee, F. & Crago, M.B. (2011). Dual Language Development and Disorders. A handbook on bilingualism and second language learning, 2.
- Gagarina, N., Klop, D., Kunnari, S., Tantele, K., Välimaa, T., Bohnacker, U. & Walters, J. (2019). MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives-Revised. ZAS Papers in Linguistics, 63, 20. https://doi.org/10.21248/zaspil.63.2019.516
- Altman, C., Armon-Lotem, S., Fichman, S. & Walters, J. (2016). Macrostructure, Microstructure, and Mental State Terms in the Nar-ratives of English-Hebrew Bilingual Preschool Children with and without Specific Language Impairment. Applied Psycho-linguistics, 37(1), 165-193. https://doi.org/10.1017/S0142716415000466
- Cleave, P.L., Girolametto, L.E., Chen, X. & Johnson, C.J. (2010). Narrative Abilities in Monolingual and Dual Language Learning Children with Specific Language Impairment. Journal of communication disorders, 43(6), 511-522. https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2010.05.005
- Boerma, T., Leseman, P., Timmermeister, M., Wijnen, F. & Blom, E. (2016). Narrative abilities of monolingual and bilingual children with and without language impairment: Implications for clinical practice. International journal of language & communication disorders, 51(6), 626-638. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12234
- Verhoeven, L. & Strömqvist, S. (2001). Narrative Development in a Multilingual Context. John Benjamins Publishing. Vol. 23.
- Snowling, M., Gooch, D.G., Nash, H.M., Hulme, C. & Thompson, P. (2016). The Development of Executive Function and Language Skills in the Early School Years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(2), 180-187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
- Fisher, E.L., Barton-Hulsey, A., Walters C., Sevcik, R.A. & Morris, R. (2019). Executive Functioning and Narrative Language in Children with Dyslexia. American Journal of Speech-Language Pathology, 28(3), 1127-1138. https://doi.org/10.1044/2019_AJSLP-18-0106
- Slot, P.L. & von Suchodoletz, A. (2018). Bidirectionality in Preschool Children’s Executive Functions and Language Skills: Is One Developing Skill the Better Predictor of the Other? Early Childhood Research Quarterly, 42, 205-214. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.10.005
- White, L.J., Alexander, A. & Greenfield, D.B. (2017). The Relationship between Executive Functioning and Language: Examining Vocabulary, Syntax, and Language Learning in Preschoolers Attending Head Start. Journal of Experimental Child Psychology, 164, 16-31. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.06.010
- Fuhs, M.W. & Day, J.D. (2011). Verbal Ability and Executive Functioning Development in Preschoolers at Head Start. Developmental Psychology, 47(2), 404. https://doi.org/10.1037/a0021065
- Veraksa, A.N., Ochepkova, E.S., Bukhalenkova, D.A. & Kartushina, N.A. (2019). The Relationship of Executive Functions and Speech Production in Senior Preschool Children: Working Memory and Storytelling. Clinical Psychology and Special Education, 8(3), 56-84. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyclin.2019080304
- Veraksa, A., Bukhalenkova, D., Kartushina, N. & Oshchepkova, E. (2020). The Relationship between Executive Functions and Lan-guage Production in 5-6-Year-Old Children: Insights from Working Memory and Storytelling. Behavioral Sciences, 10(2), 52. https://doi.org/10.3390/bs10020052
- Oshchepkova, E., Bukhalenkova, D. & Veraksa, A. (2021). The Relation Between Cognitive Flexibility and Language Production in Preschool Children. In: Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, Velichkovsky, B.M., Balaban, P.M., Ushakov, V.L. (Eds.). Cham: Springer International Publ. pp. 44-55. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_5
- Korkman, M., Kirk, U. & Kemp, S.L. (2007). NEPSY II. Administrative Manual; Psychological Corporation. San Antonio. https://doi.org/10.1177/0734282909346716
- Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A Method of Assessing Executive Function in Children. Nature Protocols, 1(1), 297-301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
- Akhutina, T.V. et al. (2018). Methods of Neuropsychological examination of 6-8 years old children. Moscow. (In Russ.).
- Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29-53.
- Kornev, A.N. & Balčiūnienė, I. (2017). Fictional Narrative as a Window to Discourse Development: A Psycholinguistic Approach. Events and narratives in language, Janusz Badio (ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, Vytauto Didžiojo universitetas. https://doi.org/10.3726/b 10924
- Bhatia, T.K. & Ritchie, W.C. (eds.). (2014). The handbook of bilingualism and multilingualism. John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1111/weng.12076
- Verbitskaya, L., Zinchenko, Y., Malykh, S., Gaidamashko, I., Kalmyk, O. & Tikhomirova, T. (2020). Cognitive Predictors of Success in Learning Russian Among Native Speakers of High School Age in Different Educational Systems. Psychology in Russia: State of the Art, 13, 2-15. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0201
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
					 
						 
						 
						 
									
