Взаимосвязь между когнитивной гибкостью, билингвизмом и порождением речи на материале нарративов старших дошкольников из Республики Cаха (Якутия)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Билингвизм остается одним из ключевых факторов, влияющих на когнитивное и языковое развитие ребенка. В последнее время это явление стало объектом пристального внимания исследователей. С одной стороны, это можно объяснить активными миграционными процессами, происходящими на глобальном уровне. С другой стороны, влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей по-прежнему вызывает разногласия: насколько оно сильно и можно ли нивелировать отрицательное влияние билингвизма. Данное исследование направлено на изучение того, какой фактор больше связан с языковым развитием - факт двуязычия ребенка или уровень развития его регуляторных функций. В исследовании приняли участие 380 детей из двуязычного региона России. В окончательную выборку вошли 279 испытуемых в возрасте 6-7 лет без отклонений в когнитивном и языковом развитии. Респондентами стали 181 ребенок русскоязычный монолиингв и 98 русско-якутских билингвов. Факторы возраста, пола и невербального интеллекта также учитывались. Средний возраст детей составил 6,65 года (SD = 0,37). Исследование показало, что выявленные различия в языковом развитии одно- и двуязычных детей были связаны в основном с лексико-грамматическими аспектами и не влияли на макроструктуру нарратива. Что касается влияния регуляторных функций, роль когнитивной гибкости оказалась более важным элементом с точки зрения разницы в языковом развитии одно- и двуязычных детей. В целом результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие когнитивной гибкости способствует более эффективному одновременному овладению двумя языками.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Ощепкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт языкознания Российской Академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: oshchepkova_es@iling-ran.ru
SPIN-код: 7680-8527
кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педогогики факультета психологии 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9; 125009, Российская Федерация, Москва, Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1

Арина Николаевна Шатская

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Психологический институт Российской Академии образования

Email: arina.shatskaya@mail.ru
лаборант лаборатории психологии детства и цифровой социализации 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9; 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 9, стр. 4

Марфа Ивановна Дедюкина

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Email: arina.shatskaya@mail.ru
SPIN-код: 9809-2174
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующей кафедры дошкольного образования по учебной работе 677000, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, д. 58

Вера Анатольевна Якупова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: vera.a.romanova@gmail.com
SPIN-код: 3608-2625
кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9

Мария Станиславовна Ковязина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: KMS130766@mail.ru
SPIN-код: 1570-8446
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии 125009, Российская Федерация, Москва, ул. Моховая д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. Gooch, D., Thompson, P., Nash, H.M., Snowling, M.J. & Hulme, C. (2016). The Development of Executive Function and Language Skills in the Early School Years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(2), 180-187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
  2. Pazeto, T.C.B., Seabra, A.G. & Dias, N.M. (2014). Executive Functions, Oral Language and Writing in Preschool Children: De-velopment and Correlations1. Paidéia (Ribeirão Preto), 24, 213-222. https://doi.org/10.1590/1982-43272458201409
  3. Adams, A.-M. & Gathercole, S.E. (2000). Limitations in Working Memory: Implications for Language Development. International Journal of Language & Communication Disorders, 35(1), 95-116. https://doi.org/10.1080/136828200247278
  4. Duinmeijer, I., de Jong, J. & Scheper, A. (2012). Narrative Abilities, Memory and Attention in Children with a Specific Language Impairment. International Journal of Language & Communication Disorders, 47(5), 542-555. https://doi.org/10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x
  5. Pike, M., Swank, P., Taylor, H., Landry, S. & Barnes, M.A. (2013). Effect of Preschool Working Memory, Language, and Narrative Abilities on Inferential Comprehension at School-Age in Children with Spina Bifida Myelomeningocele and Typically Developing Children. Journal of the International Neuropsychological Society, 19(4), 390-399. https://doi.org/10.1017/S1355617712001579
  6. Deak, G.O. (2004). The Development of Cognitive Flexibility and Language Abilities. Advances in Child Development and Behavior, 31, 271-327. URL: https://doi.org/10.1016/S0065-2407(03)31007-9 (accessed: 10.02.2021). https://doi.org/10.1016/S0065-2407(03)31007-9
  7. Oshchepkova, E., Kartushina, N. & Bukhalenkova, D. (2021). The relationship between language and emotional development in preschoolers: theoretical review. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 260-287. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.13
  8. Bukhalenkova, D., Gavrilova, M., Airapetyan, Z., Semenov, Y. & Tarasova, K. (2020). Relation between play preferences at home and self-regulation in preschool children. National Psychological Journal, 13(2), 99-108. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/npj.2020.0209
  9. Gindi, S. & Pilpel, A. (2020). Pièce Touchée!: The Relationship Between Chess Playing Experience and Inhibition. Psychology in Russia: State of the Art, 13(1), 133-146. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0111
  10. Wu, C.-Y., O’Brien, B.A., Styles, S.J. & Chen, S.-H. A. (2020). The Impact of Bilingualism on Skills Development and Education. In Transforming Teaching and Learning in Higher Education. Springer. pp 47-69. https://doi.org/10.1007/978-981-15-4980-9_3
  11. Serratrice, L. (2012). The bilingual child. The handbook of bilingualism and multilingualism, 2, 87-108. https://doi.org/10.1590/S0102-44502013000200009
  12. Lund, E.M., Kohlmeier, T.L. & Durán, L.K. (2017). Comparative Language Development in Bilingual and Monolingual Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review. Journal of Early Intervention, 39(2), 106-124. https://doi.org/10.1177/1053815117690871
  13. Shvedova, N.Y. (1980). The Russian Grammar: In 2 Vols. Moscow: The USSR Academy of Sciences, Russian Language Institute, Nauka. (In Russ.).
  14. Ubrjatova, E.I. (1990). Yakut language. Linguistic Encyclopedic Dictionary, V.N. Yartceva (ed.). Moscow, Sovetskaya Encyclopedia Publ. p. 685. (In Russ.).
  15. Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia). URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/doshkolnoe-obrazovanie (accessed: 10.02.2021). (In Russ.).
  16. Benaissa, A. & Boudouh, M. (2020). Bilingualism and Executive Functions: Study of Working Memory, Selective Attention, Cognitive Flexibility, Planning in Monolingual and Bilingual Children. Dirasat Nafsiyat Wa Tarbawiyat, 13(4), 350-361.
  17. Haft, S.L., Kepinska, O., Caballero, J.N., Carreiras, M. & Hoeft, F. (2019). Attentional Fluctuations, Cognitive Flexibility, and Bilin-gualism in Kindergarteners. Behavioral Sciences, 9(5), 58. https://doi.org/10.3390/bs9050058
  18. Giovannoli, J., Martella, D., Federico, F., Pirchio, S. & Casagrande, M. (2020). The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method. Frontiers in Psychology, 11, 2398. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.574789
  19. Paradis, J., Genesee, F. & Crago, M.B. (2011). Dual Language Development and Disorders. A handbook on bilingualism and second language learning, 2.
  20. Gagarina, N., Klop, D., Kunnari, S., Tantele, K., Välimaa, T., Bohnacker, U. & Walters, J. (2019). MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives-Revised. ZAS Papers in Linguistics, 63, 20. https://doi.org/10.21248/zaspil.63.2019.516
  21. Altman, C., Armon-Lotem, S., Fichman, S. & Walters, J. (2016). Macrostructure, Microstructure, and Mental State Terms in the Nar-ratives of English-Hebrew Bilingual Preschool Children with and without Specific Language Impairment. Applied Psycho-linguistics, 37(1), 165-193. https://doi.org/10.1017/S0142716415000466
  22. Cleave, P.L., Girolametto, L.E., Chen, X. & Johnson, C.J. (2010). Narrative Abilities in Monolingual and Dual Language Learning Children with Specific Language Impairment. Journal of communication disorders, 43(6), 511-522. https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2010.05.005
  23. Boerma, T., Leseman, P., Timmermeister, M., Wijnen, F. & Blom, E. (2016). Narrative abilities of monolingual and bilingual children with and without language impairment: Implications for clinical practice. International journal of language & communication disorders, 51(6), 626-638. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12234
  24. Verhoeven, L. & Strömqvist, S. (2001). Narrative Development in a Multilingual Context. John Benjamins Publishing. Vol. 23.
  25. Snowling, M., Gooch, D.G., Nash, H.M., Hulme, C. & Thompson, P. (2016). The Development of Executive Function and Language Skills in the Early School Years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 57(2), 180-187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
  26. Fisher, E.L., Barton-Hulsey, A., Walters C., Sevcik, R.A. & Morris, R. (2019). Executive Functioning and Narrative Language in Children with Dyslexia. American Journal of Speech-Language Pathology, 28(3), 1127-1138. https://doi.org/10.1044/2019_AJSLP-18-0106
  27. Slot, P.L. & von Suchodoletz, A. (2018). Bidirectionality in Preschool Children’s Executive Functions and Language Skills: Is One Developing Skill the Better Predictor of the Other? Early Childhood Research Quarterly, 42, 205-214. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.10.005
  28. White, L.J., Alexander, A. & Greenfield, D.B. (2017). The Relationship between Executive Functioning and Language: Examining Vocabulary, Syntax, and Language Learning in Preschoolers Attending Head Start. Journal of Experimental Child Psychology, 164, 16-31. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.06.010
  29. Fuhs, M.W. & Day, J.D. (2011). Verbal Ability and Executive Functioning Development in Preschoolers at Head Start. Developmental Psychology, 47(2), 404. https://doi.org/10.1037/a0021065
  30. Veraksa, A.N., Ochepkova, E.S., Bukhalenkova, D.A. & Kartushina, N.A. (2019). The Relationship of Executive Functions and Speech Production in Senior Preschool Children: Working Memory and Storytelling. Clinical Psychology and Special Education, 8(3), 56-84. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyclin.2019080304
  31. Veraksa, A., Bukhalenkova, D., Kartushina, N. & Oshchepkova, E. (2020). The Relationship between Executive Functions and Lan-guage Production in 5-6-Year-Old Children: Insights from Working Memory and Storytelling. Behavioral Sciences, 10(2), 52. https://doi.org/10.3390/bs10020052
  32. Oshchepkova, E., Bukhalenkova, D. & Veraksa, A. (2021). The Relation Between Cognitive Flexibility and Language Production in Preschool Children. In: Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, Velichkovsky, B.M., Balaban, P.M., Ushakov, V.L. (Eds.). Cham: Springer International Publ. pp. 44-55. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_5
  33. Korkman, M., Kirk, U. & Kemp, S.L. (2007). NEPSY II. Administrative Manual; Psychological Corporation. San Antonio. https://doi.org/10.1177/0734282909346716
  34. Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A Method of Assessing Executive Function in Children. Nature Protocols, 1(1), 297-301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
  35. Akhutina, T.V. et al. (2018). Methods of Neuropsychological examination of 6-8 years old children. Moscow. (In Russ.).
  36. Ovchinnikova, I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9(1), 29-53.
  37. Kornev, A.N. & Balčiūnienė, I. (2017). Fictional Narrative as a Window to Discourse Development: A Psycholinguistic Approach. Events and narratives in language, Janusz Badio (ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, Vytauto Didžiojo universitetas. https://doi.org/10.3726/b 10924
  38. Bhatia, T.K. & Ritchie, W.C. (eds.). (2014). The handbook of bilingualism and multilingualism. John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1111/weng.12076
  39. Verbitskaya, L., Zinchenko, Y., Malykh, S., Gaidamashko, I., Kalmyk, O. & Tikhomirova, T. (2020). Cognitive Predictors of Success in Learning Russian Among Native Speakers of High School Age in Different Educational Systems. Psychology in Russia: State of the Art, 13, 2-15. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0201

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».