Роль ценностной диады МИР-ВОЙНА в языковой картине мира представителей французского общества: традиции и современность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу ряда ценностей носителей французского языка, проживающих на территории Франции. Актуальность данной работы объясняется тем, что на современном этапе состав населения Франции изменяется в результате процесса миграции, что влечет трансформацию системы ценностей и их иерархию в обществе по сравнению с традиционным восприятием. Репрезентацию данного факта интересно проследить на пословичном материале и на языковом материале, полученном в результате анкетирования. Целью данной статьи является анализ репрезентации и роли ценностной диады мир - война в языковой картине мира представителей современного французского общества с точки зрения традиций и современности. В качестве материала исследования традиционных ценностей в рамках анализа изучаемой аксиологической диады была использована картотека из 49 франкоязычных пословиц об оружии, полученная путем сплошной выборки из рубрики «La guerre et les armes» словаря французских пословиц и поговорок. Изучение образов, связанных с оружием, позволило охарактеризовать метафорическую базу для описания различных жизненных ценностнопорождающих ситуаций, а семантический анализ пословиц дал возможность выявить сопредельные ценности: жизнь , здоровье , храбрость и тем самым проследить особенности репрезентации диады МИР-ВОЙНА в системе ценностей французов с точки зрения накопленного опыта. С целью верификации результатов, полученных в результате анализа паремиографического материала, и извлечения представления о функционировании данной ценностной диады в языковой картине мира представителей современного французского общества, было проведено анкетирование с участием 97 информантов - коренных французов и турецких мигрантов. Анализ всего массива материала позволил выявить общую сопредельную ценность жизнь . Данный факт, как и второе место понятия мир , по оценкам информантов, на ценностно-понятийной шкале располагается после семьи , позволяет рассматривать мир как одну из основных витальных ценностей представителей современного французского общества.

Об авторах

Гульнара Мансуровна Гасымова

Российский университет дружбы народов

Email: gulnara.gasymova@yandex.ru
аспирант кафедры иностранных языков по специальности 10.02.05 «Романские языки» 117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наталья Юрьевна Нелюбова

Российский университет дружбы народов

Email: nat.nelubova@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета 117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Таисия Евгеньевна Финская

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: taya_finskaya5554@mail.ru
аспирант кафедры иностранных языков по специальности 10.02.05 «Романские языки» 117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Language picture of the world and system lexicography (2006). V.Yu. Apresyan, Yu.D. Apresyan, E.E. Babaeva, O.Yu. Boguslavskaya, B.L. Iomdin, T.V. Krylova, I.B. Levontina, A.V. Sannikov, E.V. Uryson; Yu.D. Apresyan (ed.). Moscow: Languages of Slavic cultures. (In Russ.).
  2. Serebrennikov, B.A., Kubryakova, E.S. & Postovalova, V.I. et al. (1988). The role of the human factor in language: Language and the picture of the world. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  3. Lomakina, O.V. (2021). Concepts of god and faith in Uzbek and Tajik proverbs in terms of culture and language transfer theory. European Journal of Science and Theology, 17(2), 125—135.
  4. Chesnokova, O.S. & Fernandes Sanches, Ju.V. (2017). Gastronomic Thesaurus of Spanish and Basque in the light of humorous discourse. Vestnik of Tomsk State University, 425, 50—58. (In Russ.).
  5. Maslova, V.A. (2015). THE WANDERER in Russian linguoculture: value, concept, image? Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Linguistics = Russian Journal of Linguistics, 3, 23—31. (In Russ.).
  6. Karasik, V.I. (2019). Values as culturally significant landmarks of behavior. Collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference: humanitarian technologies in the modern world. Western branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. pp. 22—25. (In Russ.).
  7. Mamontov, A.S., Tsedendorzhiyn, E. & Boguslavskaya, V.V. (2019). The value system in the aspect of nationally oriented lexicography (on the example of Russian-Mongolian comparisons). Russian Journal of Linguistics, 23(1), 200—222. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-1-200-222 (In Russ.).
  8. Bréchon, P. (2016) Quelles sont les valeurs des Français? Sciences Humaines, Grands Dossiers, 44(9), 34—34.
  9. Dzhimbeeva, L.V. (2016). Axiological component of the language picture of the world. International Journal of Professional Science, 1, 141—147. (In Russ.).
  10. Gurevich, P.S. (2003). Culturology. Textbook for universities. Moscow: Project. p. 331. (In Russ.).
  11. Kovshova, M.L. (2016). Cultural and national specificity of phraseological units and questions of explication of their cultural meanings. Questions of psycholinguistics, 30, 90—102. (In Russ.).
  12. Bajramova, L.K. & Ivanova, M.V. (2014). Russian culture in the “Axiological phraseological dictionary of the Russian language”. Problems of history, philology, culture, 3, 10—12. (In Russ.).
  13. Georgieva, O.N. (2008). Values and “anti-values” of the French and Russian linguocultures as basic units of the axiological picture of the world. Bulletin of the Volgograd State University. Series 2: linguistics, 2(8), 126—130. (In Russ.).
  14. Serebrennikova, E.F. (2011). Aspects of axiological linguistic analysis. Linguistics and axiology: ethnosemiometry of value meanings: a collective monograph. Moscow: Thesaurus. pp. 3—4. (In Russ.).
  15. Bréchon, P., Gonthier, F. & Astor, S. (2019). La France des valeurs. Quarante ans d’évolutions. Presses universitaires de Grenoble.
  16. Finskaya, T.E. (2021). The role of attractor events in the creation of the conceptual sphere of the French media discourse. Cognitive studies of language, 3, 74—277. (In Russ.).
  17. Antonova, E.N., Bredis, M.A., Vladimirova, T.E., Gishkaeva, L.N., Ivanov, E.E., Zinovieva, E.I., Komova, D.D., Lomakina, O.V., Makarova, A.S., Mokienko, V.M., Nelyubova, N.Yu., Nikolaeva, E.K., Seliverstova, E.I., Semenenko, N.N., Fatkullina, F.G., Khairullina, R.Kh. & Cao, Ts. (2020). Paremiology Without Borders. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia. (In Russ.).
  18. Stepanov, Yu.S. (1997). Constants. Dictionary of Russian Culture. Research experience. Moscow: Аcadem.pro. pp. 40—43. (In Russ.).
  19. Bredis, M., Dimoglo, M. & Lomakina, O. (2020). Paremias in modern linguistics: approaches to study, text-forming and linguocultural potential. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(2), 265—284. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-265-284
  20. Ivanov, E.E. (2019). Aspects of the empirical understanding of the aphorism. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 10(2), 381—401. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-2-381-401 (In Russ.).
  21. Ivanov, E.E. (2020). On the recurrence of aphoristic units in the modern Russian language. Rusistika, 17(2), 157—170. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-2-157-170 (In Russ.).
  22. Ivanov, E.E. (2020). Aphorism as an object of linguistics: the main features. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 11(4), 659—706. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-4-659-706 (In Russ.).
  23. Montreynaud, F., Pierron, A. & Suzzoni, F. (2006). Le Robert Dictionnaire de proverbes et dictons. Paris, Dictionnaires le Robert.
  24. Ivanov, E.E. (2009). Criteria for systematization of aphoristic material as an object of lexicographic description. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies, 2(24), 88—91. (In Russ.).
  25. Nelyubova, N.Yu., Hiltbrunner, V.I. & Yershov, V.I. (2019). Reflection of the hierarchy of values in the proverbial fund of Russian and French languages. Russian Journal of Linguistics, 23(1), 223—243. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-1-223-243 (In Russ.).
  26. Nelyubova, N.Yu. & Finskaya, T.E. (2021). War as part of the axiological dyad peace/war and its representation in French proverbs. Collection of materials of the international scientific and practical conference “V Firs readings Modern languages, communication and migration in the context of globalization”. (In Russ.).
  27. Karasik, V.I. (2014). Axiogenic situation as a unit of the value picture of the world. Political linguistics, 1, 65—75. (In Russ.).
  28. Ivanov, E.E., Lomakina, O.V. & Nelyubova, N.Yu. (2021). Semantic analysis of Tuvan proverbs: models, images, concepts (on a European paremiological background). New studies of Tuva, 3, 232—248. https://doi.org/10.25178/nit.2021.3.17 (In Russ.).
  29. Dictionary of French Larousse. Dictionnaire de français Larousse. URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais//débander/21747 (accessed: 04.07.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».