Лингвистические средства конструирования образа «врага номер один» в кинематографе США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Кинематограф США периода холодной войны использовал лингвистические средства в конструировании образов СССР и американских коммунистов. Актуальность исследования определяется как необходимостью изучения приемов создания образа врага в качестве одной из важнейших проблем международных отношений, так и значимостью темы в условиях обострения российско-американских отношений. Цель исследования - анализ включения лингвистических средств в такие практики конструирования образов «врага номер один» (а также их деконструкции), как дегуманизация врага, его нормализация, доместикация и регуманизация. Впервые на материале американских фильмов 1940-1960-х гг. анализируются репрезентации языка в качестве ресурса создания кинообразов врага холодной войны. Особое внимание уделено средствам создания речевых портретов советских персонажей. В исследовании применены описательный метод, а также методы лингвистического, социолингвистического и дискурс-анализа. Авторы приходят к выводу, что лингвистические средства (прежде всего языковые компетенции и акцент) стали важным ресурсом создания образов врага в кинематографической холодной войне. Языковые отличия служили средством внушения идеи второсортности советской культуры, что, в свою очередь, было маркированием политической чужеродности. Лингвистические средства способствовали реализации функций образа врага: показывали его инаковость; лишали его языковых способностей как важнейшего атрибута человечности, то есть дегуманизировали врага; подчеркивали собственное цивилизационное превосходство; делали врага комичным. Кроме того, установлено, что языковой портрет «врага номер один» вносил вклад в иерархизацию языков; русский язык ассоциировался с коммунизмом, а потому позиционировался как низшее и как враждебное.

Об авторах

Марина Николаевна Куликова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.kulikova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2501-9894
SPIN-код: 8785-2770

кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка в сфере филологии и искусств, Факультет иностранных языков

199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9

Олег Вячеславович Рябов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: Riabov1@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-5944-9668
SPIN-код: 6502-7446
Scopus Author ID: 35096463200
ResearcherId: E-2527-2016

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт истории и социальных наук

191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48

Список литературы

  1. Rieber, R.W. & Kelly, R.J. (1991). Substance and Shadow: Images of the Enemy. In: Psychology of War and Peace: The Image of the Enemy, R.W. Rieber (Ed.). New York: Plenum. pp. 3-39.
  2. Griffith, R. (2001). The Cultural Turn in Cold War Studies. Reviews in American History, 29(1), 150-157.
  3. Shaw, T. (2007). Hollywood’s Cold War. Edinburgh: Edinburgh UP.
  4. Kenez, P. (1992). Cinema and Soviet Society, 1917-1953. Cambridge: Cambridge UP.
  5. Shaw, T. & Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. Lawrence: University Press of Kansas.
  6. Fyodorov, A.V. (2010). Images of the cold war: projection of the confrontation politics on the screen. Polis. Political Studies, 4, 48-64. (In Russ.).
  7. Riabov, O. & Riabova, T. (2021). The Images of Urban Space in Constructing the Cold War Enemy: US Skyscrapers in Soviet Animation. Studies in Russian and Soviet Cinema, 2, 122-138. https://doi.org/10.1080/17503132.2021.1905792
  8. Fairclough, N. (1989). Language and power. London: Longman.
  9. Culpeper, J. (2001). Language and characterisation: People in plays and other texts. Harlow: Pearson Education.
  10. Phillipson, R. (1992). Linguistic imperialism. Oxford: Oxford University Press.
  11. Androutsopoulos, J. (2012). Introduction: Language and society in cinematic discourse. Multilingua, 31(2), 139-154.
  12. Bleichenbacher, L. (2008). Multilingualism in the movies: Hollywood characters and their language choices. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag.
  13. Bleichenbacher, L. (2012). Linguicism in Hollywood movies? Representations of, and audience reactions to multilingualism in mainstream movie dialogues. Multilingua, 31(2), 155-176.
  14. Taavitsainen, I. & Melchers, G. (1999). Writing in Nonstandard English: Introduction. In: Irma Taavitsainen, Gunnel Melchers & Päivi Pahta (eds.), Writing in Nonstandard English. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins. рр. 1-26.
  15. Lippi-Green, R. (1997). English with an accent: Language, ideology, and discrimination in the United States. London & New York: Routledge.
  16. Lawless, K. (2014). Constructing the ‘other’: construction of Russian identity in the discourse of James Bond films. Journal of Multicultural Discourses, 9(2), 79-97. http://dx.doi.org/10.1080/17447143.2014.894517
  17. Vartanova, E. (2014). Constructing ourselves through constructing others: Journal of Multicultural Discourses, 9(2), 98-103. https://doi.org/10.1080/17447143.2014.923434
  18. Ono, K.A. (2014). Response to ‘constructing the ‘other’: construction of Russian identity in the discourse of James Bond films. Journal of Multicultural Discourses, 9(3), 265-268. https://doi.org/10.1080/17447143.2014.946420
  19. Campbell, D. (1992). Writing Security: US Foreign Policy and the Politics of Identity. Manchester: Manchester University Press.
  20. Haslam, N. (2006). Dehumanization: An Integrative Review. Personality and Social Psychology Review, 10(3), 252-264.
  21. Sharp, J. (2000). Condensing the Cold War: Reader’s Digest and American Identity. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  22. Riabov, O. (2021). Rehumanization of ‘them’: evolution of representations of the ‘enemy number one’ in American Cold War cinema. Dialogue with Time, 77, 277-290. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2021.77.77.018 (In Russ.).
  23. Shaw, T. (2010). The Russians Are Coming The Russians Are Coming (1966): Reconsidering Hollywood’s Cold War ‘Turn’” of the 1960s. Film History, 22(2), 235-250.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».