Лингвопрагматические характеристики современных медиатекстов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящена описанию лингвопрагматического потенциала медиатекстов в контексте информационно-психологического воздействия на индивидуального и коллективного адресата массовой информации. Являясь ключевой современной формой существования текста в информационном пространстве, медиатекст содержит не только вербальные элементы, воздействующие на аудиторию посредством устной или письменной речи, но и невербальные, внедряемые посредством видео, изображения и различных звуковых средств, отличных от речь. Комбинированное сочетание коммуникативных средств языковой и неязыковой природы усиливает информационно-психологическое воздействие на аудиторию за счет достижения синергетического эффекта. В силу того, что при комплексном применении вербальных и невербальных средств медиатекст приобретает такие сущностные характеристики, как поликодовость и мультимодальность, при его анализе следует учитывать не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические аспекты коммуникации. Современный медиатекст имеет сложную коммуникативную структуру, сочетающую в себе текст, гипертекст, динамическое (статическое) изображение и звук, и обеспечивает нелинейное, многоканальное, многослойное и многоплановое восприятие заложенных концептуальных и стилистических смыслов. Цель исследования - проанализировать лингвопрагматические характеристики медиатекста как первичной формы реалиИспользовались описательный, синхронический, диахронический и функциональный методы исследования, а также методы контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Материалом исследования стали тексты теоретических работ российских и зарубежных лингвистов за последние 30 лет и современные медиатексты, функционирующие в электронных СМИ. Авторы пришли к выводу, что информационно-психологическое воздействие усиливается за счет использования в медиатексте PR и рекламных приемов и во многом основано на их применении.

Об авторах

Наталья Александровна Ахренова

Государственный социально-гуманитарный университет; Государственный университет просвещения

Автор, ответственный за переписку.
Email: nakhrenova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-5595

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры германо-романских языков факультета иностранных языков Государственного социально-гуманитарного университета; и.о. заведующего кафедрой переводоведения и когнитивной лингвистики лингвистического факультета Государственного университета просвещения

140410, Российская Федерация, г. Коломна, ул. Зеленая, 30; 141014, Российская Федерация, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24

Руслан Ирикович Зарипов

Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ

Email: lieutenant-en-chef@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-9980-7928

кандидат филологических наук, докторант

111033, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14

Список литературы

  1. McLuhan, M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.
  2. McLuhan, M. (2015). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Moscow: Akademicheskiy proekt. (In Russ.).
  3. Belyakov, I.M. & Maksimenko, O.I. (2009). Videoverbal text: problems of perception. Philological Sciences in MGIMO, 38(53), 48-57. (In Russ.).
  4. Chernyavskaya, V.E. (2009). Polycode text space: linguo-semiotic paradigm of linguistics. In: Language in the paradigms of humanitarian knowledge: XXI century. St. Petersburg: Lingua. pp. 23-37. (In Russ.).
  5. Sabadin, S.T.M.Zh.P. (2022). Mixed Texts: Creolized vs Polycode vs Multimodal. Philology. Theory & Practice, 15(6), 2017-2023. https://doi.org/10.30853/phil20220297 (In Russ.).
  6. Evgrafova, Yu.A. (2020). Black Mirror: Linguistic Semiotic Potential of Screen Texts: Monograph. (In Russ.).
  7. Milyakova, V.V. (2022). Persuasive characteristics of advertising texts [dissertation]. Mytishchi. (In Russ.).
  8. Baranov, A.N. (2013). Linguistic examination of the text: theoretical foundations and practice. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.).
  9. Voroshilova, M.B. (2013). Creolized Text: Principle of Integrity or Principle of Replaceability. Political Linguistics, 4(46), 177-183. (In Russ.).
  10. Voroshilova, M.B. (2013). Political creolized text: keys to reading: a monograph. (In Russ.).
  11. Zelinsky, S.A. (2008). Information and psychological impact on mass consciousness. The means of mass communication, information and propaganda - as a conductor of manipulative methods of influencing the subconscious and modeling the actions of the individual and the masses. St. Petersburg: Skifia. (In Russ.).
  12. Dobrosklonskaya, T.G. (2008). Medialinguistics: a systematic approach to the study of the language of the media: modern English media speech. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.).
  13. Skovorodnikov, A.P. & Kopnina, G.A. (2016). Linguistics of Information-Psychological War: on Substantiation and Definition of The Term. Political Linguistics, 1(55), 42-50. (In Russ.).
  14. Cluzel du, F. (2020). Cognitive Warfare. Innovation Hub, June-November, 6. URL: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (accessed: 16.11.2022).
  15. Akhrenova, N.A. (2016). Internet-Discourse as a Hypertext. Bulletin of Moscow Region State University, 3, 1-12. (In Russ.).
  16. Nikolaeva, T.M. (1990). Text. In: Linguistic Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya. p. 507. (In Russ.).
  17. Lee, S.J. & Reeves, T.C. (2018). Edgar Dale and the Cone of Experience. In: West, Richard E. Foundations of Learning and Instructional Design Technology: Historical Roots and Current Trends. Provo: Brigham Young University. URL: https://open.byu.edu/lidtfoundations/edgar_dale (accessed: 21.10.2022).
  18. Dale, E. (1954). Audio-visual methods in teaching. New York: The Dryden Press.
  19. Maksimenko, O.I. (2012). Polycode vs. Creolized Text: Terminology Problems. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2, 93-102. (In Russ.).
  20. Golitsyn, G.A. & Petrov, V.M. (2007). Information. Behavior. Language. Creation. Moscow: LKI Publ. (In Russ.).
  21. Panarin, I.N. (2012). Media, propaganda and information wars. Moscow: Pokolenie. (In Russ.).
  22. Pirogova, Yu.K. (2001). Strategies of communicative influence in advertising: the experience of typology. In: Proceedings of the scientific conference “Dialogue 2001”. URL: https://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (accessed: 11.11.2022). (In Russ.).
  23. Pease, A. (2000). Questions are the Answers. How to Get to “Yes” in Network Marketing. New South Wales: Pease Training International Pty.
  24. Sukhoterin, L. & Yudintsev, I. (2007). Information work in the state apparatus. Moscow: Evropa. (In Russ.).
  25. Kara-Murza, S.G. (2005). Mind manipulation. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
  26. Ilyakhov, M. (2021). It is clear, it is clear: How to convey thoughts and encourage people with the help of words. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».