Лингвопрагматические характеристики современных медиатекстов
- Авторы: Ахренова Н.А.1,2, Зарипов Р.И.3
-
Учреждения:
- Государственный социально-гуманитарный университет
- Государственный университет просвещения
- Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 801-817
- Раздел: СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323419
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-801-817
- EDN: https://elibrary.ru/JLFRHH
- ID: 323419
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящена описанию лингвопрагматического потенциала медиатекстов в контексте информационно-психологического воздействия на индивидуального и коллективного адресата массовой информации. Являясь ключевой современной формой существования текста в информационном пространстве, медиатекст содержит не только вербальные элементы, воздействующие на аудиторию посредством устной или письменной речи, но и невербальные, внедряемые посредством видео, изображения и различных звуковых средств, отличных от речь. Комбинированное сочетание коммуникативных средств языковой и неязыковой природы усиливает информационно-психологическое воздействие на аудиторию за счет достижения синергетического эффекта. В силу того, что при комплексном применении вербальных и невербальных средств медиатекст приобретает такие сущностные характеристики, как поликодовость и мультимодальность, при его анализе следует учитывать не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические аспекты коммуникации. Современный медиатекст имеет сложную коммуникативную структуру, сочетающую в себе текст, гипертекст, динамическое (статическое) изображение и звук, и обеспечивает нелинейное, многоканальное, многослойное и многоплановое восприятие заложенных концептуальных и стилистических смыслов. Цель исследования - проанализировать лингвопрагматические характеристики медиатекста как первичной формы реалиИспользовались описательный, синхронический, диахронический и функциональный методы исследования, а также методы контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Материалом исследования стали тексты теоретических работ российских и зарубежных лингвистов за последние 30 лет и современные медиатексты, функционирующие в электронных СМИ. Авторы пришли к выводу, что информационно-психологическое воздействие усиливается за счет использования в медиатексте PR и рекламных приемов и во многом основано на их применении.
Об авторах
Наталья Александровна Ахренова
Государственный социально-гуманитарный университет; Государственный университет просвещения
Автор, ответственный за переписку.
Email: nakhrenova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1265-5595
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры германо-романских языков факультета иностранных языков Государственного социально-гуманитарного университета; и.о. заведующего кафедрой переводоведения и когнитивной лингвистики лингвистического факультета Государственного университета просвещения
140410, Российская Федерация, г. Коломна, ул. Зеленая, 30; 141014, Российская Федерация, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24Руслан Ирикович Зарипов
Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ
Email: lieutenant-en-chef@ya.ru
ORCID iD: 0000-0001-9980-7928
кандидат филологических наук, докторант
111033, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14Список литературы
- McLuhan, M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.
- McLuhan, M. (2015). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Moscow: Akademicheskiy proekt. (In Russ.).
- Belyakov, I.M. & Maksimenko, O.I. (2009). Videoverbal text: problems of perception. Philological Sciences in MGIMO, 38(53), 48-57. (In Russ.).
- Chernyavskaya, V.E. (2009). Polycode text space: linguo-semiotic paradigm of linguistics. In: Language in the paradigms of humanitarian knowledge: XXI century. St. Petersburg: Lingua. pp. 23-37. (In Russ.).
- Sabadin, S.T.M.Zh.P. (2022). Mixed Texts: Creolized vs Polycode vs Multimodal. Philology. Theory & Practice, 15(6), 2017-2023. https://doi.org/10.30853/phil20220297 (In Russ.).
- Evgrafova, Yu.A. (2020). Black Mirror: Linguistic Semiotic Potential of Screen Texts: Monograph. (In Russ.).
- Milyakova, V.V. (2022). Persuasive characteristics of advertising texts [dissertation]. Mytishchi. (In Russ.).
- Baranov, A.N. (2013). Linguistic examination of the text: theoretical foundations and practice. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.).
- Voroshilova, M.B. (2013). Creolized Text: Principle of Integrity or Principle of Replaceability. Political Linguistics, 4(46), 177-183. (In Russ.).
- Voroshilova, M.B. (2013). Political creolized text: keys to reading: a monograph. (In Russ.).
- Zelinsky, S.A. (2008). Information and psychological impact on mass consciousness. The means of mass communication, information and propaganda - as a conductor of manipulative methods of influencing the subconscious and modeling the actions of the individual and the masses. St. Petersburg: Skifia. (In Russ.).
- Dobrosklonskaya, T.G. (2008). Medialinguistics: a systematic approach to the study of the language of the media: modern English media speech. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.).
- Skovorodnikov, A.P. & Kopnina, G.A. (2016). Linguistics of Information-Psychological War: on Substantiation and Definition of The Term. Political Linguistics, 1(55), 42-50. (In Russ.).
- Cluzel du, F. (2020). Cognitive Warfare. Innovation Hub, June-November, 6. URL: https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2021-01/20210122_CW%20Final.pdf (accessed: 16.11.2022).
- Akhrenova, N.A. (2016). Internet-Discourse as a Hypertext. Bulletin of Moscow Region State University, 3, 1-12. (In Russ.).
- Nikolaeva, T.M. (1990). Text. In: Linguistic Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya. p. 507. (In Russ.).
- Lee, S.J. & Reeves, T.C. (2018). Edgar Dale and the Cone of Experience. In: West, Richard E. Foundations of Learning and Instructional Design Technology: Historical Roots and Current Trends. Provo: Brigham Young University. URL: https://open.byu.edu/lidtfoundations/edgar_dale (accessed: 21.10.2022).
- Dale, E. (1954). Audio-visual methods in teaching. New York: The Dryden Press.
- Maksimenko, O.I. (2012). Polycode vs. Creolized Text: Terminology Problems. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2, 93-102. (In Russ.).
- Golitsyn, G.A. & Petrov, V.M. (2007). Information. Behavior. Language. Creation. Moscow: LKI Publ. (In Russ.).
- Panarin, I.N. (2012). Media, propaganda and information wars. Moscow: Pokolenie. (In Russ.).
- Pirogova, Yu.K. (2001). Strategies of communicative influence in advertising: the experience of typology. In: Proceedings of the scientific conference “Dialogue 2001”. URL: https://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (accessed: 11.11.2022). (In Russ.).
- Pease, A. (2000). Questions are the Answers. How to Get to “Yes” in Network Marketing. New South Wales: Pease Training International Pty.
- Sukhoterin, L. & Yudintsev, I. (2007). Information work in the state apparatus. Moscow: Evropa. (In Russ.).
- Kara-Murza, S.G. (2005). Mind manipulation. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
- Ilyakhov, M. (2021). It is clear, it is clear: How to convey thoughts and encourage people with the help of words. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).
Дополнительные файлы
