Жанр как семиотическая структура: на материале русской казахстанской повести
- Авторы: Баянбаева А.А.1, Демченко А.С.1, Барабаш В.В.2
-
Учреждения:
- Казахский национальный университет им. аль-Фараби
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 910-930
- Раздел: СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323425
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-910-930
- EDN: https://elibrary.ru/FAACOF
- ID: 323425
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Лингвистический анализ художественного текста на материале произведений русской казахстанской литературы остается актуальной проблемой современного языкознания, поскольку в ней параллельно развиваются реализм и постмодернизм. Цель исследования заключается в выявлении и описании двух основных жанровых разновидностей современной русской казахстанской повести. В ходе проведенного исследования были использованы следующие методы: теоретический, историко-литературный, системно-типологический подход, поэтико-структурный анализ произведения. Повесть Николая Веревочкина «Поющие в переходах» - реалистическое произведение. В ее художественном мире содержится изображение системы литературных героев на основе детерминизма, обусловленности формирования и развития характера человека различными факторами. Детерминизм определяет прочную связь структурных элементов повести. Веревочкин постепенно раскрывает характеры основных героев в различных ситуациях. Проблематика повести также носит традиционный для литературы реализма характер. Автор демонстрирует приверженность гуманизму, который является мировоззренческой основой реализма. Также дан анализ произведения постмодернизма - повести Асель Омар «Алфавит». Определение «повесть-лексикон», введенное автором, отражает жанрово-родовые особенности этого произведения. Повесть-лексикон Асель Омар состоит из микроновелл, которые одновременно являются словарными статьями. Особенность этих статей состоит в том, что они основаны на определенной сюжетной линии. Микроновеллы расположены в алфавитном порядке, что дало основание автору настоящей статьи назвать их словарными статьями. Повесть-лексикон Асель Омар, в отличие от повести Николая Веревочкина, написана в более свободной сюжетной форме. Применение принципа эссе позволило автору создать повесть-рассуждение. Главное для Асель Омар - выразить мысли по различным темам. Произведение Николая Веревочкина является повестью-историей. Таким образом, в современной русской казахстанской прозе представлены два основных типа повести - реалистическая и повесть постмодернизма. В силу исторических и культурных причин преобладает реалистическая повесть. Произведение Асель Омар «Алфавит» является уникальным примером постмодернистской повести-лексикона в современной казахстанской литературе.
Ключевые слова
Об авторах
Айгуль Амангельдиевна Баянбаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Email: aigul_bayanbayeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6120-2111
старший преподаватель кафедры русской филологии и мировых языков
050040, Республика Казахстан, Алматы, пр-т аль-Фараби, 79Алена Сергеевна Демченко
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: alenchika@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0635-9247
PhD, исполняющая обязанности доцента кафедры русской филологии и мировых языков
050040, Республика Казахстан, Алматы, пр-т аль-Фараби, 79Виктор Владимирович Барабаш
Российский университет дружбы народов
Email: barabash-vv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-8909-2145
доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета, зав. кафедрой массовых коммуникаций филологического факультета
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Ananyeva, S.V. & Savelieva, V.V. (2014). Russian literature. In: Modern literature of the people of Kazakhstan. Almaty: Evo Press. pp. 70–158. (In Russ.).
- Creativity of Russian writers of Kazakhstan (1992). Literary-critical essays, Kh. Gabdirov & Sh.R. Yeleukenov (eds.). Almaty: Gylym. pp. 229–265. (In Russ.).
- Badikov, V. (2005). New winds. Essays on the modern literary process of Kazakhstan. Almaty: Zhibek Zholy. (In Russ.).
- Dzholdasbekova, B.U. (2015). Prose of Russian writers of Kazakhstan. Almaty: Cossack University. (In Russ.).
- Dzholdasbekova, B.U. & Kakilbaeva, E.T. (2011). Russian writers of Kazakhstan: a biographical guide. Almaty: Kazakh University publ. (In Russ.).
- Chagin, A.I. (2011). After the split: Russian literature today. In: The latest foreign literature: Collective monograph. Almaty: Zhibek Zholy. pp. 325–336. (In Russ.).
- Dzholdasbekova, B.U., Zhaksylykov, A.Zh., Sarsekeyeva, N.K., Bayanbayeva, Zh.A., et al. (2016). Aesthetic diversity of the humanitarian discourse of the literature of Kazakhstan during the period of Independence. Almaty: Kazakh University. (In Russ.).
- Sarsekeyeva, N.K. (2006). Forms of expression of the author’s consciousness in Russian literature at the turn of the 20th—21st centuries. Almaty: Kazakh University publ. (In Russ.).
- Savelyeva, V. (2012). Our modern novel as a genre mix and a non-commercial project. Prostor, 3, 164–177. (In Russ.).
- Tattimbetova, K.O. (2015). Genre of the novel in Kazakh literature of the late XX — early XXI centuries. Polylinguality & Transcultural Practices, 5, 360–365. (In Russ.).
- Tattimbetova, K. (2017). The fate of the modern novel genre in Kazakhstan. In: Actual problems of the development of world science. Materials of the III International Conference. Kiev. pp. 112–117. (In Russ.).
- Akasheva, S.S. (2007). Russian story of Kazakhstan in the 60-80s of the XX century (Questions of genre and style). Almaty: Alla prima. (In Russ.).
- Savelyeva, V.V. (2015). Stories in modern prose of Kazakhstan: criticism and actualization of the genre. Neva, 12. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2015/12/rasskazy-vsovremennoj-proze-kazahstana-kritika-i-aktualizacziya-zhanra.html (accessed: 12.02.2023).
- Bart, R. (1989). Selected Works: Semiotics: Poetics. Moscow: Progress. (In Russ.).
Дополнительные файлы
